Дом и сад 4 (67) 2012

МОСКВА: Салон «HotSpгing» ул. Профсоюзная, д. 83/А, тел.: (495) 333-33-82, 232-39-61 ВК «Экспострой», Нахимовский пр-т, д. 24, стенд 10/11, тел. (495) 718-65-11 ТК «Гранд», г. Химки, ул. Бутаково, д. 4, 1-й этаж, тел. (495) 740-21-54 САНКТ -ПЕТЕРБУРГ: ТК «Гарден Сити», Лахтинский пр., д. 85, 1 этаж, тел.: (812) 640-05-40, 635-67-70 КАЗАНЬ: ООО «Энергия воды», г. Казань, ул. Ташаяк, д. 2а (здание Центрального стадиона, 2-ой этаж), тел. (843) 226-94-53

Дом и сад №67 12 ЮЖНЫЙ ВЕТЕР Керамическая плитка Austral в рустикальном стиле создана компанией Land Porcelanico (Испания). В дизайне коллекции, название которой в переводе с испанского означает «южный», соединены средиземноморский колорит и повышенная прочность материала. Эта плитка подойдет для оформления и пространств под открытым небом, патио или зон вокруг бассейнов, и закрытых помещений. Базовые цвета коллекции — слоновая кость, медь и антрацит. Благодаря оксидированной поверхности каждая плитка имеет неповторимый рисунок. Керамика Austral отличается низким уровнем водопоглощения (меньше 0,1%), устойчивостью к перепадам температуры (в том числе к заморозкам), а также к механическим повреждениям. Даже во влажном виде ее поверхность остается нескользкой. ИСКУССТВО ИМИТАЦИИ Что общего между стадионом «Уэмбли», лондонским Хитроу, круизным лайнером Queen Mary II, отелем Hilton Arc de Triomphe в Париже и ТЦ «Европарк» в Москве? Все они — клиенты турецкой компании VitrA — ведущего мирового производителя сантехники и аксессуаров для ванных комнат, а также керамической плитки и керамогранита, или греса. ПОД ЗНАКОМ ДОН КИХОТА Сфера деятельности компании Gres de La Mancha — производство экструдированной клинкерной керамики. Изделия из глазурованной керамики под маркой Gresmanc обладают высокой прочностью и долговечностью. В основном клинкерная керамика применяется для отделки лестниц, террас, патио и других уличных зон, поэтому требования к ней повышенные. Плитка Gresmanc соответствует им по всем пунктам: она нескользкая, не впитывает влагу и устойчива к механическим повреждениям. Коллекции, выполненные преимущественно в старинном испанском стиле, названы именами персонажей романа «Дон Кихот» (на фото — клинкер из серииRodamanto). Попасть в этот список несложно. Достаточно выбрать, например, линию Urban Life. В ней представлены коллекции из керамогранита — прочного, бактериостатичного материала, не выделяющего вредных веществ, оптимального для внутренней отделки жилых и рабочих помещений. НовинкиUrban Life-2012— коллекцииCemento (она отличается особой четкостью и строгостью дизайна), Loft (грес с металлическим эффектом) иElegant (дизайн, возвращающий нас в атмосферу 70–80-х гг. прошлого века). Для имитации деревянной поверхности есть VitrA Elegant, а для создания «каменного» покрытия —VitrA Pompei (на фото). VitrA

Центральный офис: Балаклавский пр-т, д. 52, корп. 2, тел. (495) 788-09-08, факс (495) 780-78-76 • «Экспотех». Нахимовский проспект 24, пав. № 3, 1-й этаж, место 348, сектор В • Торговый комплекс «Спорт-Хит». м. Молодёжная, Сколковское шоссе, д. 31, стр. 1, 1 этаж, стенд «Марко-Пул» • «Дмитровский двор». м. Алтуфьево, Дмитровское шоссе, д.110, павильон №35 • Торговый комплекс «XL». м. ВДНХ, 3-й км Ярославского шоссе, 2 этаж, стенд «Марко-Пул» • «EXTRIM». м. Речной вокзал, ул. Смольная, д. 63-Б, 1-й этаж, центральная линия, павильон №Б-9 • «Твой дом». м. Красногвардейская, 24 км МКАД, отдел сантехники, стенд «Марко-Пул» • ТВЦ «Миллион мелочей». м. Бибирево, ул. Пришвина, д. 26, 1-й этаж, павильон № С-19. • Строительный рынок «41км». м. Тёплый стан, 41км МКАД, внешняя сторона, павильон НПВ-55 • «Твой дом» (Крокус-Сити). м. Тушинская, 65 км Волоколамского шоссе, внешняя сторона, отдел крупногабаритного товара • Торговый комплекс «Гранд». м. Речной вокзал, Московская область, г. Химки, ул. Бутаково, д. 4 • ТСК «Каширский Двор». м. Каширская, Каширское шоссе, д.19, корп. 2, 2-й этаж, павильон №2-45

Дом и сад №67 18 ПО ТЕРРАСЕ БОСИКОМ Обустроив террасу около дома, получаем дополнительную комнату на открытом воздухе, где можно чудесно провести время с друзьями или в кругу семьи. Выбор же напольных покрытий, систем затенения и аксессуаров, необходимых для создания соответствующей атмосферы, безграничен. Один из лучших материалов для пола на улице — дерево. Деревянные покрытия медленно нагреваются на солнце, а в тени отдают тепло не так быстро. К тому же по ним приятно и безопасно ходить босиком. Кроме местных пород древесины производители все чаще используют экзотические, такие как бангкирай, гарапа или махагони. Наряду с высокой прочностью все они имеют особенный внешний вид, что очень ценно для дизайна. Для того чтобы на террасе было не слишком жарко, а также для защиты от солнечных лучей используйте маркизы и тенты. Они принесут прохладу и элегантно впишутся в картину сада. И не упускайте важные мелочи, такие как цветы в напольных вазонах, — с ними терраса преображается в один миг. ИДЕАльнО Для РАСТЕнИй У теплиц Hartley Botanic более чем 70-летняя история. Технология производства конструкций с каркасом из алюминия позволяет возводить сооружения любых размеров — от компактных и изящных до большепролетных и грандиозных. Основные принципы, которые применяются в производстве теплиц Hartley Botanic, — это отсутствие прямого контакта стекла и металла, отказ от диагональных элементов каркаса. Внутри каждой оранжереи созданы идеальные условия для выращивания растений: есть возможность регулировать температуру и влажность, освещение и затенение, приток свежего воздуха и его циркуляцию. Компания производит не только стандартные модели, но и теплицы по индивидуальным проектам. По вопросам приобретения обращаться по тел.: 8 (495) 776-4237, 797-9054 РОМАнТИЧнОЕ РЕТРО Вещи для сада мы выбираем так же тщательно и с такой же любовью, как и для дома. И чем ближе они к нашим мечтам, тем большую радость мы испытываем. Нередко мечты возвращают нас в прошлое. Дизайнеры фирмы Garten & Design Noller (Германия) решили обыграть традиционные модели беседок, знакомые нескольким поколениям. Отдельные элементы ретробеседок выполнены вручную. Металлические фрагменты оцинкованы, поэтому они практически не нуждаются в уходе. Открытые беседки, выделяющиеся прямыми и тонкими формами, придадут саду романтическую легкость. Красочно застекленные (137 цветных стекол ручной работы) закрытые беседки защитят от сильных ветров и прохладного вечернего воздуха. Все модели собираются по модульному принципу и могут иметь оригинальный дизайн. По желанию их можно оборудовать дополнительными элементами (шкафы для посуды и др.). дайджест epr/Garten & Design Noller на правах рекламы epr/Markilux

ландшафтное проектирование Дом и сад №67 20 Притяжение формы и цвета © Nicola Stocken Tomkins/Gardenpix 1 Перевод: Анастасия Науменко

ландшафтное проектирование Дом и сад №67 21 Низменный участок размерами 80 на 7 метров, узкий и вытянутый, расположен вдоль канала Вей Навигейшн и обращен на запад. Когда Лин и ее друг Джесс Коукс переехали сюда в 2001 году, территория суррейского владения представляла собой топкую лужайку, заросшую вьюнками и ежевикой, на которой прижились только отдельно стоящие хвойные деревья. «Тогда здесь было настоящее болото, по участку нельзя было пройти без резиновых сапог. Нам потребовалось три года, чтобы привести его в порядок», — вспоминает Лин. В наиболее заболоченных зонах сада Джесс проложил дренажные трубы, после чего поверхность засыпали гравием (в общем потребовалось восемь грузовиков), а потом завезли несколько тонн плодородного грунта. «В итоге мы подняли участок выше уровня залегания грунтовых вод, но к тому времени я уже потеряла множество растений, пересаженных из моих предыдущих садов, — объясняет Лин. — Я очень переживала по этому поводу — у меня были такие планы!» Прошло семь лет, и ее мечты наконец начали сбываться. Длинный, узкий сад теперь разделен шпалерами, низкими Месторасположение: Байфлит Роуд (Byfleet Road), Эддлстон (Addlestone), графство Суррей, Великобритания Время основания сада: 2001 год Владельцы: Лин Дэвис и Джесс Коукс (Lyn Davis and Jess Coxe) 3 2 1 4 5 5 6 7 8 9 11 12 14 15 17 16 13 10 1. Пошаговая дорожка из камня, утопленная в газон, уходит к арке, за которой начинается огород — одна из шести частей длинного сада, протянувшегося на 80 метров. Арку оплетают розы — крупноцветковый сорт ‘New Dawn Red’ и обильно и долго цветущий сорт ‘Felicite et Perpetue’ с насыщенным мускусным ароматом 2. Лин Дэвис, хозяйка суррейского сада, собирает отцветшие головки растений в бордюре из многолетников Для увлеченного садовода, такого как Лин Дэвис, дни рождения и рождественские праздники — это дар свыше. «Все знают, что я люблю заниматься садоводством, поэтому мне часто дарят растения», — говорит она, показывая два очаровательных розовых куста. Один подарен ей свекровью, а другой, сорта ‘Crimson Cascade’, — братом, у которого тоже есть прекрасный сад. «Так приятно, когда в саду есть особые растения, напоминающие о членах твоей семьи и твоих друзьях» 1 – дом 2 – патио 3 – бассейн 4 – арка, увитая розами 5 – миксбордеры 6 – скамейка за стеной из бамбука 7 – беседка 8 – каменистый сад и бассейн 9 – аллея 10 – оранжерея 11 – огород 12 – лужайка, окруженная бордюром 13 – зеленая беседка 14 – бочка для дождевой воды 15 – курятник 16 – садовый сарай 17 – статуя 2

ландшафтное проектирование Дом и сад №67 22 живыми изгородями и деревьями на шесть взаимосвязанных участков. Это патио, традиционные миксбордеры с многолетниками и лужайка, окантованная цветочным бордюром, беседка и тенистая «Готическая площадка» (это название дала сестра Лин, объяснив его тем, что «на ней темно и мрачно»), огород с приподнятыми грядками и теплицей, «Травяной круг» с увитой зеленью беседкой и, наконец, настоящий курятник. «Как такового плана сада не существовало — я просто начала с патио и потом продвигалась дальше», — признается Лин. С самого начала серьезной проблемой стал масштаб. «Поскольку раньше у меня был крошечный садик, то я продолжала мыслить прежними категориями. Так что, когда разбивала миксбордеры, порой просчитывалась, и мне приходилось отрезать дополнительные куски от лужайки», — объясняет она. Тем не менее в результате появился очаровательный сад с открытыми пространствами, контрастирующими с укромными уголками, такими, как одинокая скамейка, скрытая стеной бамбука, тенистая «столовая» за гаражом, всего в нескольких шагах от патио, или длинный, похожий на туннель проход между живыми изгородями из хвойных растений. Патио находится сразу за домом. В его мощение встроен маленький круглый 1. Вид от магнолии, растущей рядом с низкой стриженой изгородью и розами ‘Hannah Gordon’ 2. Летняя горшечная композиция составлена из петунии, бакопы, герани, папоротника и флокса 3. Гигантское лицо вырисовывается из стриженого куста жимолости блестящей (Lonicera nitida). Глазки — из плетеных мисочек, фуражка — форменная 4. В несколько хаотичном миксбордере собраны люпин, роза, лихнис, скабиоза, хаконехлоя, астильбе, вербейник и ива 1 3 2

ландшафтное проектирование Дом и сад №67 23 4

ландшафтное проектирование Дом и сад №67 24

ландшафтное проектирование Дом и сад №67 25 декоративный водоем, следить за порядком в котором поставлена скульптура эльфа. Далее увитая розами арка направляет к лужайке, окаймленной миксбордерами с летнецветущими многолетниками, вечнозелеными кустами, розами и несколькими экземплярами деревьев — вишней, акацией, магнолией крупноцветковой (Magnolia grandiflora) сорта ‘Exmouth’ с лимонным ароматом и ивой. Когда-то Лин купила ее в магазине всего за 1,25 фунта стерлингов, а сейчас сетует на то, что деревце все время приходится подрезать, чтобы оно не слишком разрасталось. Здесь есть и вишня Саржента (сакура), выращенная из черенка. «Лет двенадцать назад во время прогулки на одной из улочек мы увидели прекрасную вишню, и я отломила веточку», — объясняет Лин. Вообще говоря, она черенкует множество растений, особенно розы. Срезает веточки у основания, в месте их прикрепления к стволу, обмакивает концы черенков в специальный стимулятор корнеобразования и затем втыкает черенки во влажную почву в одном из уголков огорода. «Это не совсем по правилам, — замечает она, — но у меня такой метод работает». Столь же плодотворным оказывается и ее внешне хаотичный способ разбивки 1. Арка, по которой пущена роза ‘Compassion’, обрамляет вид на сад со стороны патио. Вокруг лужайки извиваются миксбордеры с ивой, розой, лихнисом, флоксом, альстромерией (Alstroemeria), лилейником, аргирантемумом (Argyranthemum), хаконехлоей (Hakonechloa) 2. Горшечная композиция из роз, петунии, губастика (Mimulus), льнянки (Linaria) и бакопы 3. Встроенный в мощение патио круглый водоем охраняет эльф 1 3 2

ландшафтное проектирование Дом и сад №67 26 клумб и миксбордеров, где темно-малиновый лихнис (Lychnis) прекрасно уживается с оранжевыми розами, голубыми скабиозами (Scabiosa), розовыми люпинами и желтыми вербейниками (Lysimachia). «Некоторые цветовые сочетания просто сумасшедшие, дело в том, что прежде всего я смотрю на форму растений и размещаю их соответственно…» — рассказывает Лин. Основу дизайна определяют вечнозеленые растения: калина лавролистная (Viburnum tinus), шоизия тройчатая (Choisya ternate), камелия, питтоспорум (Pittosporum), или смолосемянник, кизильник (Сotoneaster), фатсия японская (Fatsia japonica) и жимолость блестящая (Lonicera nitida) — любимица хозяйки сада. Как 1. Вверх по металлическому обелиску поднимаются розы 2. Необычный живой экран с окном — из бересклета Форчуна сорта ‘Emerald‘n Gold’, сформированного вокруг решетки 3. В летних бордюрах растут лилейник ‘Stafford’, роза, флокс, альстромерия, аргирантемум, лихнис и юкка. В дальней части — зона отдыха под перголой 4. Тенистое место для отдыха, спрятанное за шпалерой. Арку слева покрывает роза 'Albertine' 1 2 3

ландшафтное проектирование Дом и сад №67 27 4

ландшафтное проектирование Дом и сад №67 28 1

ландшафтное проектирование Дом и сад №67 29 правило, они посажены в глубине миксбордера, чтобы скрыть ограду. «С помощью обрезки можно удерживать кусты в заданных границах, оставляя между ними от силы 15 см, и тогда они все вместе выглядят как большая густая изгородь», — отмечает Лин. Вечнозеленые растения создают спокойный фон для сменяющих друг друга ярких цветов, таких как луки, флоксы, розы, клематисы, фуксии и лилейники. «Есть, конечно, некоторое смешение цветов, — признает Лин. — Мне хотелось бы выдерживать какую-то определенную цветовую гамму, но я не могу отказаться от покупки растений, которые мне понравились, а потом высаживаю их в миксбордер. Если они сочетаются с другими растениями, я их оставляю на клумбе, а если выглядят неуместно — пересаживаю». И Лин постоянно пересаживает растения, к полному отчаянию своих друзей. «Они говорят, это чудо, что сад вообще Калла (Zantedeschia aethiopica) Лилейник (Hemerocallis) ‘Stafford’ Лилия (Lilium) ‘Muscadet’ 1. Одна из фокусных точек в саду — скульптура девушки, распускающей волосы. В композиции она поддержана цветочным акцентом — зантедескией эфиопской, или каллой, с крупным белым цветоносом 2. Скамейка, фланкированная стрижеными самшитовыми шарами, спрятана под перголой, покрытой обильно цветущей плетистой розой сорта ‘Albertine’. Рядом разбиты клумбы с люпинами, розами, колокольчиками и лихнисом 2

ландшафтное проектирование Дом и сад №67 30 1

ландшафтное проектирование Дом и сад №67 31 существует. Но у меня растения редко гибнут», — добавляет она. Единственное исключение — набеги кур, вырывающихся на свободу из птичьего домика и сразу устремляющихся к органическому огороду. «Еще я люблю выращивать овощи, как и мой дед. Он был профессиональным садоводом и разводил дыни и томаты в теплицах, так что это у меня в генах», — говорит Лин. А в последнее время в саду бабушке помогает семилетняя внучка Робин, особенно когда надо собрать клубнику или горошек. Иногда она просто сидит под сенью роз в садовой «комнате» и увлеченно рисует окружающие цветы и деревья. Всегда найдется повод выделить в саду более закрытое пространство или обозначить границы между разными зонами. В суррейском саду Лин Дэвис использовано несколько приемов, с помощью которых можно поделить сад на зеленые комнаты. Только нужно заменить некоторые растения. Мы подобрали виды и сорта, подходящие для средней полосы России. Разделите участок на комнаты с помощью живых изгородей из бересклета, боярышника или барбариса. Например, для стриженого экрана высотой 1–2 м подойдут барбарис обыкновенный и бересклет европейский. Чтобы получить живую изгородь высотой от 0,5 до 1 м из вечнозеленых растений, вместо самшитов сажайте бирючину обыкновенную. Установите разделяющие решетки или шпалеры, которые будут поддерживать клематисы или жимолость каприфоль — лиану, на которой летом появляются кремово-розовые цветки. В наших садах особенно эффектны шпалеры из яблони и груши. Установите арку между панелями изгороди — увитая плющом, она станет постоянным разделителем. Приподнимите уровень патио и посадите вокруг бордюр, например, из лаванды узколистной. Постройте перголу и посадите возле нее девичий виноград пятилисточковый или глицинию (Wisteria macrostachya) ‘Blue Moon’, чтобы сделать тенистый тоннель. Используйте готовые плетеные решетки из ивы для создания натуральных разделителей. Советы садоводам: делим сад Крокосмия (Crocosmia) ‘Lucifer’ Роза флорибунда ‘Hannah Gordon’ Миниатюрная роза ‘Window’ 1. На приподнятых грядках рядами растут горох, салат, морковь, капуста и кабачки. Деревянный каркас, который начала обживать фасоль, — что-то вроде огородного берсо. Сетка защищает клубнику от вездесущих птиц. Особый интерес к огороду проявляют куры, которым иногда удается вырваться на волю 2. Дед Лин Дэвис занимался садоводством и выращивал овощи, теперь уже бабушка Лин собирает урожай с внучкой Робин на огороде 2

ландшафтное проектирование Дом и сад №67 33 Месторасположение: МО, Наро-Фоминский район Время основания: 2004 год Планировочное решение: Ольга Погорелова Ландшафтный дизайн и исполнение: Людмила Бубаник 1 – дом 2 – деревянный настил перед домом 3 – круглая мощеная площадка с газоном 4 – злаковые клумбы 5 – сухой ручей 6 – мостики через ручей 7 – подпорные стенки в качестве ограждения 8 – дорожки step by step Осенью настроение поддерживает «неувядающее золото» вейника остроцветкового ‘Karl Foerster’, молинии ‘Skyrocket’ (1). Цветущая сислерия (2) придает пейзажу умиротворенность летних заливных лугов. Нарядность цветущей злаковой клумбы дополняется окраской их листвы: голубой — у элимуса, пестрой — у вариегатной молинии (3). Неожиданное сочетание почвопокровных роз и злаковых трав (4). Образы участка со злаковыми травами в садах Уисли стали источником вдохновения и поводом для творческого эксперимента. Так совпало, что и заказчик к этому времени появился необычный — он не хотел сажать в саду цветы, то есть травянистые растения с привычными соцветиями. Дизайнер предложила сделать обрамление круглой площадки, расположенной в видовой части территории, из злаковых клумб. Еще одно пожелание владельца сада — «все должно быть маленьким, как в горном пейзаже» — тоже легло в основу концепции проекта. Людмила Бубаник называет этот сад «Темари» — он напоминает ей о разноцветных японских мячиках для игры, затейливо расшитых цветными шелковыми нитями. В ее дизайне треугольники злаковых клумб охватывают центральную площадку с мощением на газоне, получившийся рисунок, как и на мячиках 3 4 3 2 1 4 4 4 5 6 6 7 8 8

ландшафтное проектирование Дом и сад №67 34 Мискантус гигантский (1) не успевает зацвести, но размеры этого плакучего растения заслуживают внимания. Ажурный ковер из можжевельника среднего ‘Mint Julep’ (2) прекрасно гармонирует с мелкими листочками ив. Изюминкой сада стал заимствованный пейзаж — огромные сосны и березы на заднем плане (3). темари, похож на картинку из калейдоскопа. Сложную фактуру газона образуют камни, уложенные на песок, и трава, посеянная в зазоры между ними. Газон не утоплен, а посеян вровень с камнями, со временем он разросся, поднявшись выше каменного покрытия. Образ с первого раза запоминающегося, очень декоративного сада создают барбарисы (в посадках собраны практически все его сорта), сосны и злаки. Чередование злаков и горных сосен в центральной части сменяется группами из злаков и роз в презентабельной зоне у входа. В целом в саду преобладают мелколиственные культуры, включая почвопокровные розы, бересклет крылатый, березы, ивы и те же барбарисы. Злаковые травы особенно хороши во второй половине лета. Яркий золотистый цвет радует глаз даже после первого снега, но и весной нежная разноцветная зелень злаков вносит умиротворение в душу. 1 3 2

ландшафтное проектирование Дом и сад №67 35 Декоративно оформленный сухой ручей (4) не что иное, как открытый, не загнанный в трубу дренаж. Он собирает дождевую воду и выводит ее в поселковую дренажную систему. За яркими барбарисами, можжевельником и ивой ползучей прячется мостик, перекинутый через пересохший ручей (5). Мостик и ручей выполнены по проекту Ольги Погореловой. В колористической гамме сада разноцветными шариками «переливаются» кустики багровых, желтых и салатных барбарисов, голубоватая хвоя можжевельников, изумрудная зелень распускающихся лиственниц, серебристая листва стелющихся ив рядом с нежными отрастающими побегами хвойных. Шаровидные формы сада поддерживают две большие группы плакучих яблонь, высаженных по кругу, и «сугробистые» шапки крон ивы ломкой ‘Bulata’ и березы ‘Youngii’, шарообразные хвойные: ель обыкновенная (‘Nidiformis’ и ‘Little Gem’), многочисленные горные сосны. Да и цветущие кустарники, сменяясь, вносят свой акцент в калейдоскоп красок (вишня, айва, затем — разноцветные яблони, рябина, живые изгороди из калины, чубушник). Все лето цветут розы, и наконец приходит время злаков — на багряном фоне красных дубов они перекликаются с «золотыми» лиственницами. Цветным оказался этот сад без цветов. 4 5

ландшафтное проектирование Дом и сад №67 41 Выраженный рельеф — активная визуальная доминанта, а умелое использование его особенностей позволяет логично разбить сад на функциональные зоны, создать взаимосвязанные видовые точки. Дом, посаженный на сложном рельефе, предопределил последующее деление сада на зоны. Парадный въезд с дорогой для кругового движения оформлен в регулярном стиле, где ключевым элементом стал водоем с островом посередине. В центре острова — вяз голландский плакучей формы в акцентной посадке. На заднем фасаде дома расположены дугообразные террасы. Ниже по рельефу находится поляна с чайным домиком и древесными посадками по периметру. В композицию стилизованного японского садика входят чайный павильон, уединенный приватный дворик и цветочный сад. Главная видовая точка находится на патио, на краю высокого склона. Отсюда вниз спускается лестница из широких плоских каменных плит — слэбов.

ландшафтное проектирование Дом и сад №67 42 Ландшафтное проектирование: Лучано Джуббилеи (Luciano Giubbilei) Исполнение: Crocus.co.uk 1 – живая изгородь 2 – стриженые деревья 3 – площадка для отдыха с садовой мебелью 4 – водоем 5 – скульптура 6 – цветочные блоки Искусство в ландшафте В дизайне этого сада итальянец Лучано Джуббилеи вдохновенно исследует взаимоотношения между архитектурой, искусством и природой. Он настаивает на том, что искусство добавляет пространству энергии. 3 2 1 4 5 6

ландшафтное проектирование Дом и сад №67 43 В структуре сада доминируют классические линии живых изгородей из классических для Западной Европы тиса, граба и самшита. Их поддерживают правильные кубы формованных грабов, простые, ритмично повторяющиеся формы которых, выстроенные вдоль прямых дорожек, создают здесь ощущение стабильности и покоя. Живая изгородь, выполненная в несколько ярусов, производит впечатление архитектурного сооружения. Она, как и многие Центральное место в саду «линейного» дизайна занимает работа знаменитого британского скульптора Найджела Холла. Скульптурная композиция, названная Big Bite, — источник оптических эффектов: в разное время суток тени от стального круга ложатся по-разному на каменную стену и воду. другие элементы проекта, демонстрирует, насколько глубокой и плодотворной может быть связь между архитектурой и садовопарковым искусством. На фоне ухоженной зелени выразительно смотрятся малые архитектурные формы — фрагменты стен из травертина, несущие прямоугольные желоба с водой, скульптура Big Bite («Большой укус»), а также площадка для отдыха со скамьямидиванами и столом. Big Bite — это круг из кортеновской стали, закрепленный на тонкой каменной стене и создающий игру с тенями на ее плоской поверхности. Каждый раз, когда вы будете возвращаться к скульптурной композиции, восприятие ее будет меняться. Расположение бассейна под скульптурой просчитывалось таким образом, чтобы тень была видна и на воде. Работа

ландшафтное проектирование Дом и сад №67 44 выполнена британским скульптором Найджелом Холлом, творческие поиски которого лежат в определении связей между геометрией и ландшафтом. В этом саду его скульптура занимает центральное место, весь дизайн выстраивался вокруг нее. К ней привязаны и растительные посадки, и водные объекты, и главная виста, и пять блоков из песчаника. Каменные глыбы из венского песчаника по две тонны каждая введены в пространство как функциональные арт-объекты: на трех из них можно сидеть, а две В саду было создано несколько водных объектов. Каждый имеет свое назначение. Вода, стекающая из прямоугольных желобов, при ударе о поверхность разбегается плавными волнами, смягчающими острые углы камней. Водоем у скульптуры ловит отражение круга. Эти эффекты не случайность, а тонкая работа специалистов. оформлены как основания под водоемы. В строгую геометрию стриженых живых изгородей элегантно встроены блоки с высокими травами, качающимися на ветру и приносящими в сад мягкое, спокойное движение, и неформальные цветочные посадки в бордово-пурпурных тонах. Полумахровые пионы сорта ‘Buckeye Belle’, бородатые ирисы и астранция (Astrantia), контрастируя с зеленым — основным цветом сада, дают яркие цветовые акценты. Идеально найденные пропорции, простые симметричные линии, создающие порядок в природе, разнообразный формальный дизайн, изящно разбавленный «асимметричным» цветочным ассортиментом, организуют удивительную атмосферу сада, располагающего к созерцанию и спокойному отдыху.

ландшафтное проектирование Дом и сад №67 47 Сад, выполненный по проекту Andy Sturgeon Landscape and Garden Design, находится на крыше над трехкомнатной квартирой в старом трехэтажном доме в Лондоне. Высокий парапет и изящный «парус», закрепленный на металлических балках, защищают террасу от солнца, дождя и ветра и создают здесь приватную атмосферу: площадка не видна из соседних зданий. Сад отделен от жилых помещений широкой раздвижной стеклянной дверью — в хорошую погоду она может отодвигаться, объединяя интерьер и террасу. Поскольку в распоряжении дизайнера была относительно небольшая площадь, сад решен в лаконичном современном стиле, близком к минимализму. В нем нет ничего лишнего, и все элементы гармонично взаимодействуют друг с другом. Небольшой перепад высот делает пространство на крыше динамичным: оно воспринимается совершенно поразному в разных ракурсах. Терраса с настилом из лиственницы, напоминающая палубу корабля, расположена на одном уровне с напольным покрытием в комнатах. Площадка с мощением из плит и участки с засыпкой из гальки находятся ниже. Чаша пруда из черного акрила, встроенная в легкий металлический короб, размещена так, чтобы вода была в одной плоскости с террасой. Черное дно и стенки водоема создают ощущение глубины, которой нет на самом деле. Бетонные контейнеры для растений задают ритм пространства. В схеме посадок удачно скомбинированы вечнозеленые сорта и бамбук. Поскольку хозяин квартиры бывает в саду в основном в вечернее время, искусственное освещение играет в проекте очень важную роль. Потрясающий визуальный эффект дает газовый светильник, размещенный прямо на поверхности водоема. Он создает иллюзию, что пламя вырывается из водных глубин: две противоборствующие стихии прекрасно уживаются рядом друг с другом. По периметру деревянного настила встроены точечные галогенные светильники — они обозначают границы площадки. Зона с летней мебелью и живая изгородь также имеют декоративную подсветку.

ландшафтное проектирование Дом и сад №67 49 Сад создан по заказу пары молодых работающих профессионалов и их двоих детей школьного возраста. В нем есть все условия для полноценного отдыха, неудивительно, что домочадцы очень любят проводить здесь время. В своем саду они не только общаются и отдыхают от работы и школы, но и выращивают для себя овощи на небольшом огородике без использования химических удобрений. Такая модель жизни полностью отвечает их взглядам, главные семейные принципы — жить в гармонии с природой и учиться бережному отношению к окружающей среде. Идея дополнить сад вторым уровнем с обзорной террасой родилась у автора проекта во время посещения старинного монастыря в Рьево (Северный Йоркшир). Этот комплекс сооружений периода раннего христианства был в XVIII веке дополнен обзорной террасой, открывающей фантастический вид на все аббатство. В ландшафтном проекте использован точно такой же прием. Поднявшись на террасу, можно увидеть сад во всех ракурсах и его окрестности. Двухуровневый павильон — главный элемент в композиции ландшафта. Открытая конструкция со стенами из деревянных брусьев и зеленой крышей, поросшей травой, выглядит современно. Первый уровень павильона выполняет функцию дополнительной гостиной. На площадке с мощением из плитки В небольшом огороде рядом с приподнятыми овощными грядками с деревянным ограждением расставлены разновысокие контейнеры с травами для кухни. При выращивании овощей и трав здесь не используются химические удобрения — такая концепция очень нравится заказчикам проекта, выступающим за сохранение природы. На первом уровне павильона создана зеленая гостиная, где можно завтракать и ужинать всей семьей.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTk0OTgy