Дом и сад 5 (68) 2012

МОСКВА: Салон «HotSpгing» ул. Профсоюзная, д. 83/А, тел.: (495) 333-33-82, 232-39-61 ВК «Экспострой», Нахимовский пр-т, д. 24, стенд 10/11, тел. (495) 718-65-11 ТК «Гранд», г. Химки, ул. Бутаково, д. 4, 1-й этаж, тел. (495) 740-21-54 САНКТ -ПЕТЕРБУРГ: ТК «Гарден Сити», Лахтинский пр., д. 85, 1 этаж, тел.: (812) 640-05-40, 635-67-70 КАЗАНЬ: ООО «Энергия воды», г. Казань, ул. Ташаяк, д. 2а (здание Центрального стадиона, 2-ой этаж), тел. (843) 226-94-53

ландшафтное проектирование Дом и сад №68 21 Перевод: Анастасия Науменко 2

ландшафтное проектирование Дом и сад №68 22

ландшафтное проектирование Дом и сад №68 23 Никола вспомнила один из садов на выставке в Челси: к пруду ведет композиция из составленных в ряд дубовых кубов, окруженных свободными посадками растений. Она связалась с дизайнером проекта Энди Стёдженом, и он посетил Оквелл Стэйт. Энди отметил, что в саду Найджела и Никола определяющим является вид на реку, поэтому более высокие растения следует сажать вдоль границ участка, где они смогут создать атмосферу защищенности и мягко скрыть некоторые детали соседних владений, которые могли бы конфликтовать со стилем и настроением этого сада. Прямоугольная лужайка составит необходимый контраст с миксбордерами с вечнозелеными растениями, многолетниками, луковичными, которые добавят яркости в сезон цветения, и декоративными травами — они помогут слиться с окружающим ландшафтом. «Таким образом, задний фасад дома, сад и река будут объединены», — добавил Энди. Из оригинальных кубов из дуба решили сформировать объемную кубическую дорожку вдоль южной границы участка, связывающую различные части сада и обеспечивающую круглогодичный интерес к объекту. Это были как раз те идеи, которые искали Томкинсы, — и еще огражденная шелестящим черным бамбуком верхняя терраса (она становится продолжением гостиной, 1. Прибрежный сад размерами 25 на 11,5 м от Энди Стёджена. Дальняя линия посадок выполнена из либертии, ирисов, молочая и сантолины 2. Вероникаструм виргинский (Veronicastrum virginicum) — высокий структурный многолетник, любимец пчел и бабочек 3. Весна. На деревянную террасу, вдоль которой проходит бамбуковая изгородь, выставлены горшки с оранжевыми тюльпанами, сорт слева — ‘Prinses Irene’, справа — ‘Ballerina’ 1 3 2

ландшафтное проектирование Дом и сад №68 24 когда двойные двери полностью открыты) и лужайка с четкими границами, ведущая к маленькой беседке. Возле беседки каменными плитами выложены полосы, направляющие к «волнистой клумбе», где колышутся кружевные многолетники — сантолина, оранжевый молочай Гриффита сорта ‘Fireglow’, либертия крупноцветковая, ковыль тростниковый и ковыль тончайший, мискантус китайский и голубые камассии. Склоняясь и покачиваясь под порывами ветра, растения в этой композиции частично скрывают нижнюю террасу на берегу реки. Работы начались осенью с удаления старых бетонных дорожек, тонн слежавшегося торфа и каменистого грунта, каменных плит, комьев глины и больных кустарников. Потом плотник построил две террасы из ироко. Верхняя связывает уровни дома и лужайки с перепадом высот 1,3 м, а нижняя расположена возле реки и окружена утопленным бордюром из дерена с пламенеющими зимой красными побегами. После этого, как раз когда наступили первые морозы, была проведена разметка сада на месте с помощью баллончика с краской, бечевки и рулетки. Вот тогда началась действительно тяжелая работа — установка 43 дубовых кубов на уплотненном расчищенном грунте. Весь процесс Никола контролировала с проектом Энди в руках, чтобы каждый куб 1. «Волнистая клумба» с ирисом сибирским ‘Silver Edge’, либертией крупноцветковой, молочаем Гриффита ‘Fireglow’ и сантолиной кипарисовидной. Растения в этой композиции частично скрывают нижнюю террасу на берегу реки, где находятся барбекю и спуск для каноэ 2. Лук Кристофа (Allium cristophii). Отцветшие головки не теряют архитектурности формы 3. Девочка сажает кустики лаванды в землю между дорожными полосками из песчаника 4. Вид на «кубический миксбордер» с пошаговой дорожки 1 3 2

ландшафтное проектирование Дом и сад №68 25 4

ландшафтное проектирование Дом и сад №68 26 К счастью, это продолжалось недолго. Благодаря системе полива, забирающей воду из реки, кустарники, многолетники и декоративные злаки быстро разрослись и закрыли поверхность почвы. Жесткий вечнозеленый каркас «кубического миксбордера» образуют питтоспорумы, магония средняя, олеария Чизмана (Olearia cheesemanii) и нандина домашняя. Между кубами и лужайкой расположились ровные стриженые шары и полусферы из самшита, хебе, лаванды, розмарина и сантолины. В начале лета кружевная пена ирисов, наперстянок, аквилегий и луков оказался точно на своем месте. Вдоль западной границы участка поставили жалюзийный забор, ставший однородным фоном для длинного миксбордера. Пришлось завести несколько грузовиков садового грунта и компоста для цветников и выравнивания почвы под газон. Самый волнующий момент наступил, когда прибыли 597 горшков с растениями. Никола потребовалась неделя, чтобы все посадить: «Под конец я едва могла выпрямиться и чувствовала себя довольно подавленной, потому что растения выглядели такими маленькими и ничтожными». Молочай Гриффита ‘Fireflow’ Лук (аллиум) ‘Globemaster’ Вербена буэнос-айресская (V. bonariensis) 1. Перед домом — клумба с лилейником желтым (Hemerocallis lilioasphodelus), оранжевым молочаем Гриффита (Euphorbia griffithii) ‘Fireglow’, либертией крупноцветковой (Libertia grandiflora) и овсяницей голубой 2. Прибрежный сад. Дубовые кубы окружают молочай, лук, желтушник, хебе (Hebe vernicosa), самшит, ирис, аквилегия. Здесь же растут гибридные морозники, цветущие в конце зимы. В дальнем углу — старый клен 1

ландшафтное проектирование Дом и сад №68 27 Самосевная либертия крупноцветковая Сальвия (шалфей) ‘Pink Delight’ Аквилегия обыкновенная ‘Ruby Port’ 2

ландшафтное проектирование Дом и сад №68 28 1

ландшафтное проектирование Дом и сад №68 29 колышется над поверхностью структурных растений, со временем акценты в цветнике смещаются на акант, таволгу, папоротники, розы и лаванду. В миксбордере под верхней террасой молочаи и луки сменяются волнами ковыля тончайшего, фиолетовых вероникаструмов, фенхеля, агапантусов, вейника остроцветкового и сиреневой дымкой вербены буэнос-айресской. Жизнь у воды усиливает впечатление от каждого сезона, обостряя ощущения света и тени, реки и отражений в воде, цветов и листвы. «Создание сада отняло много времени, энергии и средств, — говорит Найджел, — но мы бы сделали все снова без малейших колебаний — ведь это настоящий кайф». 1. Определите назначение сада: он нужен вам для спокойного отдыха, для выращивания растений?.. Необходимы ли площадка для детских игр, места для хранения? 2. Проведите собственное маркетинговое исследование. Посещайте различные сады, читайте книги и журналы и заносите в блокнотик те растения, композиции, объекты, предметы мебели, которые вам понравились. 3. Наблюдайте за участком в разное время и сезоны—лучшевсеговтечениегода.Отмечайте солнечные и теневые зоны, защищенные или подверженные внешним воздействиям. 4. Сделайте анализ почвы, чтобы определить, какие растения будут у вас лучше расти. 5. Сделайте несколько набросков, планируя примерное расположение дорожек, построек и оборудования, таких как компостная куча, контейнер для мусора, сарай, патио, сушилка и т.д. 6. Сделайте разметку на местности по дизайнпроекту, используя колышки и веревки. 7. Проверьте, чтобы из окон открывался красивый вид на ваш сад. Если сад большой, подумайте о том, как разделить его на несколько садовых комнат так, чтобы он не был виден целиком и сохранялся элемент неожиданности. 8. Подумайте о размещении декоративных объектов и фокусных точках, но не переборщите, иначе сад будет выглядеть перегруженным. 9. Подберите образцы твердых материалов для ландшафтного дизайна, проверяя их во влажном и сухом состоянии, на солнце и в тени. 10. Составьте приблизительную смету, чтобы убедиться, что затраты соответствуют вашему бюджету. 11. Прикиньте, какие виды работ можно выполнить самостоятельно, и запросите цены на остальные виды работ. Спрашивайте рекомендации у строителей, дизайнеров и садовников. Советы садоводам: проектирование – первые шаги Ароматный лилейник желтый Ирис сибирский ‘Silver Edge’ Самосевный мак снотворный 1. Дизайнер Энди Стёджен предложил вариант беседки для сада, простой и соответствующий окружению, но в итоге владельцы выбрали беседку сами, как говорит Никола, «было в ней что-то притягательное». В миксбордере — луки, желтушник (Erysimum), хебе, самшит, ирис, аквилегия, папоротник, нандина, магония 2. На шпалере — роза ‘Zephirine Drouhin’ 2

сады мира Дом и сад №68 30 Очарование классики Текст: Александр Гривко Фото: Сергей Карепанов Расположенный в долине реки у подножия потухшего вулкана Пюи-де-Дом замок La Batisse окружен великолепными садами, раскинувшимися на фоне гористой местности Оверни — провинции в центральной части Франции.

сады мира Дом и сад №68 32 От верхнего уровня замка к нижнему ведет элегантная лестница с балюстрадами в итальянском стиле. Между ее маршами устроен грот с миниатюрным пристенным фонтаном. Плетистые розы в пастельных тонах увивают крепостную стену ным кустарникам, стриженым изгородям и розарию. В планировке сада доминируют преимущественно прямые линии, кубические и округлые формы, гладкие плоскости. Угадывается и характерное для Ленотра стремление к открытым, протяженным видам, тонкая игра с перспективой. Широко использованы зеленые топиарные скульптуры и растения в кадках. Сложный холмистый рельеф превращен рукой мастера в произведение ландшафтного искусства, захватывающее своей грандиозностью. Замок является центром композиции, а парк раскинулся на нескольких обширных террасах ниже по склону. Река, протекающая по долине вдоль бывшей крепостной стены, питает декоративные фонтаны и водопады, дарит свежесть многочислен-

сады мира Дом и сад №68 33 Через овраг перекинут изящный кованый мостик, ведущий от нижнего газонного партера, обрамленного розарием, к плодовому саду и лабиринту в окружении высокой стриженой изгороди. В уютной зелени живой стены устроен альков — уединенная ниша со скамейкой. Чем больше удаляешься от замка и сердца сада, тем больше дикая природа вступает в свои владения, принимая вид обычных лесов и полей. Мелодичное журчание водопадов и горной речушки, аромат цветущих луговых трав наполняют атмосферу сада прохладой и умиротворением.

сады мира Дом и сад №68 34 В круглые декоративные бассейны с высоко бьющими струями фонтанов вода поступает естественным путем, под действием давления, без насосов. Территория замка занимает около 18 гектаров, и со всех сторон ее окружает каменная ограда, бережно восстановленная владельцами. Бассейны, каменный грот, зеленые лабиринты, изящный рисунок плодового сада, самшитовые конусы и изгибы гравийных дорожек, аллеи из липы, граба и клена, ведущие к рукотворным ступеням водопада, создают атмосферу этого очаровательного места.

сады мира Дом и сад №68 35 Из окон замка открываются потрясающие виды на сады, созданные в традициях школы Андре Ленотра. В картину грандиозного порядка, выстроенного относительно здания, ставшего центром симметрии, вписаны все элементы ландшафта сторону ручья сад. Левее, за стриженой изгородью из вечнозеленых растений, разбит плодовый сад из фруктовых деревьев шести видов (часть из них выращена самими владельцами из семян). Сверху он кажется прекрасным гобеленом, рисунок которого собран из пышных крон деревьев и самшитовых шариков, расположенных между ними в идеальном порядке. Верхняя терраса замка доминирует в композиции, симметрия ее частей совершенна. Над плоским зеленым полотном газона, разделенного на две части и обрамленного аккуратным бордюром из самшита, возвышается постамент садового фонтана, который демонстрирует перед гостями свою водную стихию. Отсюда открывается прекрасный вид на расположенный по другую

ландшафтное проектирование Дом и сад №68 36 Месторасположение: Владимирская область, Александровский район Время основания: сентябрь 2011 г. — август 2012 г. Площадь сада: 400 соток Ландшафтное проектирование и исполнение: Студия «Архитектура Живой Формы» 1 – коттеджи 2 – патио 3 – партерный газон 4 – декоративные кустарники 5 – газон посевной с семенами луговых цветов 6 – цветники 7 – новые хвойные деревья 8 – новые лиственные деревья 9 – поляна с фонтаном 10 – лес Среднерусский шик В лесной глуши, на берегу небольшой реки расположен бутик-отель «Родники». Сложное пространство делится на две части: одна — с искусственно созданным ландшафтом, центральная, другая — естественная, с коттеджами экстра-класса. Текст: Елена Дубнова Фото: Елена Дубнова, Николай Рыков 3 3 2 2 1 1 1 1 1 1 4 5 6 6 6 7 7 8 8 9 10 10

ландшафтное проектирование Дом и сад №68 37 Общественная территория комплекса включает поляну для запуска змеев и проведения концертов под открытым небом. На ней устроен фонтан, прообраз которого был представлен студией в композиции «Шар улетел» на выставке Moscow Garden Show 2011. Поднимающиеся из земли струи воды оправдывают название этого места — «Родники». В ландшафте около каждого коттеджа поразному обыгрываются особенности среднерусской природы. Целью благоустройства территории было обеспечение комфортного отдыха посетителей, для этого максимально сохранялись природно-ландшафтные особенности среды: лес, луговое разнотравье, естественные водоемы. Новые объекты органично включались в природное окружение. Фасады коттеджей, ресторана, административного здания обращены к имеющему особый статус центру территории, а пространство за ними переходит в естественный лес. Лента из последовательно меняющих декоративность кустарников и цветников создает настроение при прибытии в отель. Формы кустарниковых массивов перекликаются с архитектурой зданий и формируют достойное окружение. Дорожно-тропиночная сеть пронизывает существующее природное и архитектурное пространство, связывая въезд на территорию, главный комплекс, жилую часть, зону детского отдыха и выход в лес, природные акватории. Каждый коттедж имеет свой особенный приватный садик, созданный с учетом нюансов места, примыкающего к дому. Где-то обыгрывается существующий ручей, а где-то — резкий перепад рельефа. Гости одного коттеджа угощаются ягодами с земляничной поляны, а другого — сочной антоновкой. Любой отдыхающий может выбрать для себя конкретный ландшафт в русле общей идеи красоты и гармонии среднерусской природы. Здесь, вдали от шумных трасс и больших городов, стремительный ритм жизни замедляет свой бег, и вы погружаетесь в тишину и спокойствие природы.

ландшафтное проектирование Дом и сад №68 38 Элементарная симметрия Холмистая сельская местность центральной и южной Англии, пересеченная рукавами рек, разрезающими ландшафт и связывающими различные точки на местности, стала источником вдохновения для дизайнеров этого сада. Чистые линии и простые формы — слагаемые дизайна, который авторы проекта называют геометрическим.

ландшафтное проектирование Дом и сад №68 39 но-белая, различные виды ковыля пунктиром проходят через посадки, делая их похожими на дикую прибрежную флору. Из влаголюбивых многолетников здесь посажены, например, белокопытник гибридный (Petasites hybridus), дармера щитовидная (Darmera peltata) — структурные растения с эффектными крупными листьями, горец змеиный с декоративными колосовидными соцветиями. Еще одно ключевое растение —бузульник (Ligularia) ‘Gregynog Gold’ с крупными зубчатыми листьями и желто-оранжевыми корзинками в период цветения. По саду «разбрызганы» ромашковидные соцветия дороникума высокого (Doronicum excelsum) ‘Harpur Crewe’. Из влаголюбивых деревьев дизайнеры выбрали стройный, колонновидный тополь черный ‘Italica’ и иву белую (Salix alba). Большие деревья, темные воды прудов и панели, облицованные кремниевой галькой, выступают фоном для остальных элементов сада. По словам Маркуса Барнетта и Филипа Никсона, для того чтобы сад получился, он должен иметь структуру и логику и быть местом, которое люди могли бы легко использовать. В их проекте все точно и уравновешенно. Восемь симметрично расположенных прудов разбивают пространство, имитируя реку, конечной точкой путешествия по которой станет дом. При движении по реке пейзаж все время меняется, чтобы получить подобный эффект, дизайнеры использовали низкие стены, разгораживающие сад на отдельные, по-разному оформленные растениями зоны. Акценты расставлены с помощью трав, напоминающих о знакомых, родных местах. Овсяница (Festuca mairei), ожика снежЛандшафтное проектирование: Маркус Барнетт и Филип Никсон (Marcus Barnett and Philip Nixon) Исполнение: Landform Consultants (экспонент RHS Chelsea Flower Show) 1 – пруды 2 – мосты 3 – низкие стены 4 – растительные модули 5 – высокие деревья 1 1 3 3 3 3 2 2 4 4 5 5 5

ландшафтное проектирование Дом и сад №68 40 Части сада соединяют четыре моста, построенные из ироко с металлической окантовкой. Длина каждого из них — 7,5 м, ширина — один метр. Под мостами бежит вода, легкая рябь на ее поверхности — спецэффект, в котором участвует ряд сложноорганизованных струй. Ширина водоемов — 1,5 м, а длина у них разная. Мебель зоны отдыха также сделана из ироко — твердой тропической древесины приятных теплых оттенков. В дизайне диванов, кресел, журнального столика, выполненных по проекту Филипа Никсона, повторяются геометрические формы сада. В этом современном модульном саду гармония пространства достигается соединением элементов, повторяющихся как в архитектурном, так и в зеленом ландшафте, свободные посадки которого элегантно подчеркивают общий сдержанный характер этого места.

Пробка — прекрасный материал для садового дизайна. Она не впитывает влагу, устойчива к огню, перепадам влажности и температур, экологична и красива. Дорожка зоны отдыха сада выполнена из розового песчаника, оттенок которого перекликается с тоном настенных панелей, лавочки и чаши, сделанных из пробки. Композиция открытого пространства сформирована вокруг покатой полукруглой стены, окрашенной в пламенно-оранжевый цвет. Ее форма напоминает полосы коры, снимаемой с пробкового дерева, а яркий тон походит на тот, который открывается на обнаженном стволе. Дорожка, в мощении которой полосы песчаника чередуются с гравийной отсыпкой, обтекает пробковый дуб (Quercus suber), стоящий при входе в сад, и ведет в зону отдыха. Сад, в котором подчеркнута тема Средиземноморья (а пробковый дуб в основном растет в западной части этого региона), преобладают засухоустойчивые растения, а также травы и многолетники в коричнево-бордовых тонах с акцентами фиолетового цвета. Место для отдыха кажется островом, вокруг которого колышется цветочное море и над ним поднимаются яркие соцветия декоративных луков, короставников, ирисов. Мебель, декоративные панели, чаша мини-водоема сделаны из коры пробкового дуба, сбор которой проводится без повреждения самого дерева. ced.ltd.uk

ландшафтное проектирование Дом и сад №68 45 Сад создавался на протяжении нескольких лет, и в большей степени благодаря кропотливому уходу хозяев участка мы можем быть свидетелями того, как он вступает в пору юности. Уже достаточно разросшиеся деревья и кустарники, сомкнувшиеся посадки многолетних цветов позволяют в полной мере оценить объемно-пространственную композицию сада. Расстояние от калитки до дома невелико, поэтому пространство, не занятое мощением, украшают цветники и группы низких кустарников. Мимо дома дорожка ведет к розарию, занимающему самую солнечную часть сада. В композицию розария входят разные виды роз (чайно-гибридные, флорибунда, миниатюрные, почвопокровные, плетистые) и хвойные и лиственные кустарники (можжевельники, карликовые формы сосны и ели, туи, барбарисы, низкорослые спиреи). В центре розария — Грядки декоративного огорода размещены прямо в мощении площадки перед баней. Такой прием позволяет сэкономить место и сделать хозяйственную часть максимально декоративной.

ландшафтное проектирование Дом и сад №68 46 рябина обыкновенная (форма кустовая), клен серебристый, сосна обыкновенная. Они образовали своеобразную лесную зону, полностью изолированную от посторонних взглядов. Затем был сформирован подлесок из кустарников и оформлена опушка леса со стороны дома. Пространства между растениями, там, где позволили световые условия, были закрыты теневыми цветниками. А там, где освещения уже недостаточно, сделана отсыпка из древесной коры. выложенная из разных видов клинкерного кирпича площадка для отдыха, имеющая сложную геометрическую форму. Она является неким композиционным узлом сада: сквозь арки, увитые плетистыми розами, от нее можно пройти к бане и оказаться в плодовом саду. Другая дорожка ведет от розария в лесную зону. В северо-восточной части сада, справа от бани посажены крупномерные деревья — липа мелколистная, дуб черешчатый, ель обыкновенная, береза повислая, Ступени крыльца оформлены вазонами с петунией и геранью, создающими переход от сада к интерьерам дома. Площадка для отдыха под сенью плакучих вязов визуально открыта, тем не менее обрамляющие ее цветники и кустарники создают атмосферу уединения.

ландшафтное проектирование Дом и сад №68 48 Ландшафтное проектирование: Сэди Мэй Стоуэлл (Sadie May Stowell) Исполнение: Antworks, Leaver Landscapes (экспонент RHS Hampton Court Palace Flower Show) 1 – площадка для отдыха 2 – площадка с фонтаном в скульптурной композиции 3 – дорожки 4 – клумбы 5 – абстрактные скульптуры Из яблочного сока Главная тема сада, спроектированного по заказу компании Copella, производящей фруктовые соки, — яблочная. Радость, брызжущая через край, яркие краски в теплой цветовой гамме, круги — все эти образы ассоциируются со свежевыжатым яблочным соком, придающим бодрость. 3 2 1 4 4 5

ландшафтное проектирование Дом и сад №68 49 В дизайне сада определяющую роль сыграло назначение места — это пространство, в котором можно отдыхать, радоваться жизни и получать самые разнообразные зрительные впечатления. Большую часть сада занимают несколько площадок разных форм с мощением теплых песчаных оттенков. Акцент одной из круглых площадок — фонтан с декоративными скульптурами, расположенный в ее центре. По замыслу автора, скульптурная композиция с фонтаном иллюстрирует процесс переработки яблок в сок. Вторая площадка круглой формы, большая по размерам, предназначена для отдыха. Расположенные по третьей части ее периметра скамейки с мягкими удобными подушками позволяют видеть сад в разных ракурсах. Остальное пространство занято яблонями (они подчеркивают главную тему проекта), усыпанными гравием дорожками, островками из трав, колышущихся на ветру, и пестрыми цветочными клумбами. Сочетание золотистых, бронзовых и бордовых оттенков цветов создает богатую колористическую гамму, которая подчеркивает идею многообразия фруктовых соков. Маки, ромашки, ноготки и петуньи ассоциируются с красками приближающейся осени. По саду расставлены абстрактные скульптуры из металла, которые смотрятся здесь вполне органично. Участки между мощением, заполненные галькой, обозначают разные направления от центральной площадки с фонтаном. Цветочный газон рядом с зоной отдыха приподнят на высоту около метра — подобные приемы позволяют создавать ощущение приватности и защищенности пространства.

ландшафтное проектирование Дом и сад №68 51 ручья. У бывшего истока посажены наиболее засухоустойчивые растения: можжевельники казацкий и чешуйчатый ‘Blue Carpet’, сосна горная ‘Mughus’, овсяница голубая. При приближении ручья к водоему они сменяются на более влаголюбивые ивы, веронику дубравную, хосту Зибольда и хоcту белоокаймленную, горец, благодаря которым создается ощущение настоящего ручья. Излюбленным местом отдыха владельцев сада стал водоем. Под лучами вечернего солнца с чашечкой ароматного чая так приятно, задержавшись взглядом на переливах света на воде или на цветущей водной лилии, окунуться в атмосферу покоя и тепла. Композиционным центром проекта стал сухой ручей, берущий начало у плодового сада, в северно-западной части территории. Когда-то в этом месте был ключ, при проектировании дизайнер по старому руслу определил место заложения «сухого» ручья. Лакированная галька, уложенная на ребро, мерцая на солнце, создает эффект бегущей воды. Следуя по течению ручья, погружаешься в неповторимую мелодию этого ландшафта. Месторасположение и видовой состав растений связаны с темой пересохшего Около входа в беседку стоят спиралевидные туи. При строительстве альпийской горки был использовал змеевик — камень из уральских горных пород. Основной его тон зеленый, но это не изумрудная зелень малахита, а приглушенные оливковые и красно-бурые оттенки, которые по колористике хорошо сочетаются с гранитным цоколем дома, гаража и бани.

ландшафтное проектирование Дом и сад №68 53 Ландшафтное проектирование: Ивонна Джунс (Yvonne Junes) Исполнение: Hillier Landscapes (экспонент RHS Chelsea Flower Show) 1 – покрытие из мозаики 2 – «Ливерпульский сад» 3 – «Психоделический сад» 4 – «Сад зрелости» 5 – «Сад души» 6 – символ Солнца По течению времени Мало кому известно, что Джордж Харрисон, рок-музыкант, композитор, гитарист всемирно известной группы «Битлз», был еще и чрезвычайно талантливым и страстным садоводом. Этот сад — дань памяти Джорджу, его жизни, музыке, философии. 3 2 1 4 5 6

ландшафтное проектирование Дом и сад №68 54 Спонсорами проекта «Сад для Джорджа: от жизни к жизни», в котором отображено его путешествие из материального в духовный мир, выступили благотворительная организация The Material World и Оливия Харрисон. Сад расположен на четырех уровнях, связанных покрытием из мозаики, выложенной из венецианской смальты. Дорожное панно — работа архитектора и художника Брайана Кларка. История начинается в «Ливерпульском саду». На табличке написано «Arnold Grove» — это место в краснокирпичном Ливерпуле, где родился Джордж. Луговые травы и многоствольная береза повислая такие же, как в его собственном саду, велосипед у стены — его личный, а вот овощная часть — намек на огород отца. Далее дорожка проходит через «Психоделический сад» 60-х гг., заполненный яркими многолетниками, кустарниками, кленами дланевидными, затем устремляется через тихую зону зрелых лет с лужайками, папоротниками и березой бумажной (Betula papyrifera var. kenaica), которую Джордж любил использовать в посадках. Туманный ручей берет начало у стены, на которой строчки из лирики Джорджа: «Floating down the stream of time, From life to life with me…» («Плывя по течению времени, От жизни к жизни со мной…»). Символический финал — «Сад души»: в центре мраморной террасы расположен изысканный павильон, окруженный ароматной растительностью. Среди растений «Сада души» есть бессмертник и розы. На фото вверху — галльская роза ‘Cardinal de Richelieu’ с махровыми пурпурными цветками и бело-кремовый клаймбер ‘City of York’. В «Психоделическом саду» роза ‘Dusky Maidens’ в сочетании с люпином ‘Masterpiece’ (внизу справа). В вазонах на террасе — зантедеския эфиопская (калла).

Концептуальный проект «Свет в конце туннеля» (Light at the End of the Tunnel) отражает личный опыт его автора, пострадавшего при взрыве в лондонском метро. Узкий туннель заканчивается, открывая красоту мира. Лучшим в номинации «Малобюджетные сады» стал проект «Наш первый дом, наш первый сад» (Our First Home, Our First Garden). Он был создан для молодой пары, начинающей семейную жизнь, и достаточно прост в исполнении. Новая номинация «Летние сады» создана для ландшафтных проектов площадью 24–50 м2. В ней победила работа Катерины МакДональд «Сад на рельефе» (The Landform Garden), воспроизводящая образы парка Хай-Лайн на Манхэттене — уникального урбанистического сооружения, парящего над землей на высоте десять метров и построенного на месте бывших железнодорожных путей. Проект хорошо подходит для воплощения на участках с перепадами высот рельефа и требует относительно небольших затрат. Роль традиционного садового павильона в нем выполняет металлическая каркасная конструкция с тентом, решенная в единой стилистике с ограждением и летней мебелью. участвовавшим в ней дизайнерам организаторы предоставили полную творческую свободу в выборе темы и стиля проекта при соблюдении одного главного условия — практичность предлагаемых идей. По инициативе Ассоциации профессионалов ландшафтной отрасли Великобритании и Торговой ассоциации садоводов в этом году на выставке введена номинация Low Cost High Impact Gardens, которая в переводе укладывается в емкое «Малобюджетные сады». Ее название говорит само за себя — к участию допускались проекты с относительно скромным бюджетом на реализацию: от £7000 до £13 000 (355 000–655 000 рублей). Идея лаконична — показать, как можно создать красивый сад при минимальных расходах. Титул «Лучший выставочный сад» и приз зрительских симпатий достались проекту Дом и сад №68 60 события

В номинации «Мир садов» были представлены проекты, трактующие ландшафтный дизайн в контексте разных культур. Россию представлял Русский музей Проект A Compromising Situation Ричарда Уанлесса завоевал много голосов в номинации зрительских симпатий «Выбор публики». Викторианская терраса, вымощенная камнем, решена как идеальное место для отдыха на открытом воздухе и увязана в единую гармоничную композицию с традиционными британскими стрижеными изгородями, увитыми плющом стенами и свободными растительными посадками — папоротниками, травами и ирисами. Сад Русского музея отражает тенденцию растущего интереса к российской культуре в контексте глобализации. Идея участия Русского музея в выставке принадлежит кузену королевы Елизаветы II принцу Майклу Кентскому. Сад, в котором причудливо переплетаются элементы классики и современности, создает образ императорского СанктПетербурга с великолепными дворцами, каналами, мостами, городскими парками и ажурными чугунными оградами. Дом и сад №68 61

RkJQdWJsaXNoZXIy MTk0OTgy