Камины и отопление 1 (56) 2012

камины Камины и отопление №56 121 Владимир Акулинский, Сергей Иванилов (мастерская «АИ») Матвей Сидорович Кузнецов — талантливый, предприимчивый промышленник — поставлял фарфор по всей России. Он не только продолжил дело своего отца и деда, а вывел его на качественно новый уровень — значительно увеличил мощности заводов, доставшихся ему по наследству, приобрел новые, расширил ассортимент, рынки сбыта, успешно конкурировал с европейскими и восточными производителями фарфора. Матвей Кузнецов поставил цель — создать монополию всех частных заводов России. Ему это почти удалось. В 1870 году он покупает завод А. Я. Ауэрбаха (в Конаково), проводит его реконструкцию, техническое переустройство, увеличивает почти вдвое число рабочих. Имея такую производственную базу и мастеров высочайшего класса, завод выпускал майолику, фарфор, фаянс, полуфаянс высшего класса. В 1891 году Кузнецов покупает знаменитый завод Гарднера вместе со всеми правами на продукцию, с моделями, формами, рисунками и образцами. Особый договор подтверждал право нового хозяина ставить на изделиях, вывесках, счетах герб и фирменный знак завода «Гарднер», его награды и медали. С тех пор слава Гарднера принадлежала Кузнецову, действительно ставшему монополистом частного российского фарфора. Славились не только отменный кузнецовский фарфор, фаянс, посуда, вазы и статуэтки, но и великолепные изразцы для печей, каминов, иконостасов и киотов. Одной из основных коллекций мастерской Владимира Акулинского и Сергея Иванилова является «Кузнецовская коллекция» изразцов, она состоит из копий и реплик изразцов производства товарищества М. С. Кузнецова, а также изразцов, подходящих по стилю — либо вновь придуманных, либо с использованием образцов других европейских производителей. На фото — камин, облицованный изразцами из этой коллекции. Слишком высокая каминная полка получилась изза поднимающейся вверх стеклянной дверцы чугунной топки. Верхняя часть не имеет перепада по ширине, потому что дымоход смещен в сторону от центра камина. Тем не менее камин очень удачно вписался в сделанный позднее интерьер. Ограниченный дубовыми пилонами по бокам, он словно стоит в нише на фоне панелей с дубовым шпоном, он вписан в интерьер, но в то же время является его визуальным центром. На фрагменте камина угловой изразец рамки портала в виде маленького картуша с золотым вензелем — инициалами хозяев. На эскизе камин цвета черного кофе. Предполагалась обводка рельефов изразцов препаратом платины, но в ходе дальнейшей разработки цвет глазурного покрытия кардинально трансформировался.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTk0OTgy