Установить, когда появилась первая бензопила, довольно сложно. По всей видимости, в начале 1930-х годов. За этот недолгий по историческим меркам срок она стала совершенно незаменимым в хозяйстве инструментом.
Бензопила в первую очередь предназначена для пиления древесины: заготовить дрова, спилить упавшее дерево, обрезать толстые ветки деревьев. Не случайно бензопилы, особенно легкие, пользуются большим спросом.
Что же представляет собой бензопила? Это ручная цепная пила с двигателем внутреннего сгорания. Рабочим элементом является цепь, снабженная металлическими пильными зубьями, которая надевается на рабочее полотно (шину). Форма и толщина зубьев бывают разными, как и шаг цепи (деленное пополам расстояние в дюймах между тремя последовательно расположенными заклепками звеньев). Чем шаг больше, тем выше производительность пилы. Однако иногда после установки цепи с большим шагом пила перестает работать. Дело в том, что цепь должна соответствовать мощности двигателя. Если он не слишком мощный (объемом 40–50 см³), то ему просто не хватит сил протащить такую цепь через распил. И наоборот, если поставить на мощную пилу низкопрофильную цепь с малым шагом, то инструмент будет не пилить, а гладить дерево, проскальзывать, как летняя резина на льду. Поэтому для легких пил рекомендуется низкопрофильная цепь с шагом 0,325'', а для более мощных — полнопрофильная с шагом 0,375'' (3/8'') или даже 0,404''.
Другой важной характеристикой пилы является длина рабочего полотна. Чем оно длиннее, тем большее по толщине дерево можно распилить за один проход. Например, пила с полотном длиной 35 см способна разрезать бревно диаметром 30 см. Но опять же этот параметр должен соответствовать мощности двигателя. Длинное полотно создает дополнительное сопротивление вращению коленвала двигателя, поэтому его ставят в основном на мощный профессиональный инструмент.
Бензопила оснащена двухтактным бензиновым двигателем внутреннего сгорания, соединенным с пильной цепью через систему передачи (редуктор). Для ее работы используются два масла: одно смешивается в определенной пропорции с бензином и заливается в двигатель, другим заполняется отдельный резервуар, из которого оно автоматически поступает для смазки цепи.
По сравнению с электрическими цепными инструментами бензопилы обладают рядом несомненных преимуществ: они не привязаны к розетке, а значит, при работе не мешается длинный провод, и ими можно пользоваться под дождем.
Разновидности
Все бензопилы принято делить на три типа: бытовые, полупрофессиональные и профессиональные. Основное, но отнюдь не единственное отличие — в ресурсе работы.
Бытовыми пилами пользуются от случая к случаю — они рассчитаны в среднем на 20 часов работы в месяц, то есть около 40 минут в день. Такие пилы удобны в эксплуатации, имеют невысокую мощность и небольшой вес. Полупрофессиональные модели способны на более интенсивную работу — до 4–5 часов в сутки (с перерывами), а профессиональные — до 10–16 часов каждый день в течение года. Еще одна особенность профессиональных бензопил — возможность 8-часовой непрерывной работы. Они изготавливаются из прочных износостойких материалов, а их ресурс составляет 1300–2000 моточасов (у бытовых пил он в несколько раз меньше). Правда, как и любой профессиональный инструмент, они нуждаются в профессиональном же уходе.
Помимо ресурса работы у бензопил есть и другие, весьма существенные различия. Прежде всего по мощности. У бытовых моделей она сравнительно невысока — до 2 кВт (рабочий объем двигателя 40 см³). Наращивать мощность таких пил не имеет смысла. Во-первых, потому, что они предназначены для бытовых нужд: заготовки дров, обрезки деревьев и т.п. Во-вторых, чем мощнее бензопила, тем она тяжелее, тем больше вибрация и тем труднее с ней работать. Длина шины у бытовых моделей ограничена 30–40 см. Кроме того, их цепи, как правило, имеют звенья безопасности, которые несколько снижают скорость пиления, но существенно уменьшают отдачу. Правда, и профессиональные пилы бывают легкими — как по весу, так и в обращении. Вот только стоят они существенно дороже.
Полупрофессиональные пилы чаще всего оснащены двигателем мощностью 2–3 кВт и объемом 40–60 см³. Обычно они используются на стройках для распиловки бревен.
Что касается «профессионалов», то тут разброс по мощности весьма велик — от 2 до 6–9 кВт, а объем двигателя до 90 см³. В основном их применяют в качестве вальных пил. Длина реза у некоторых моделей достигает метра и больше, оснащены они полнопрофильной цепью, которая буквально вгрызается в древесину.
Так что при покупке бензопилы необходимо с самого начала определиться, для каких работ она вам нужна и насколько интенсивно вы ее собираетесь использовать. Очень важно, чтобы цепь и мощность двигателя оптимально соответствовали друг другу. Не стоит при этом гнаться за большой мощностью. Казалось бы, чем она выше, тем меньше усилий придется прилагать. Но стоит все же подумать, что лучше — таскать тяжелый инструмент, чтобы быстро пилить, или потратить немного больше времени на саму работу, но не надрываться от тяжести. Кроме того, у мощных пил, как правило, больше вибрация. Наконец, легкие бытовые пилы просто-напросто безопаснее, особенно для тех, у кого нет специальных навыков. Так что, если вы не профессиональный лесоруб и вам не требуется пилить, скажем, мерзлую древесину, целесообразнее приобрести какую-нибудь более легкую модель. Ну и цена иногда имеет значение. Но какую бы пилу вы ни выбрали, главное — не перегружать ее. Старайтесь давать ей дозированные нагрузки и правильно выбирать режимы работы.
Эксплуатация
Бензопила — инструмент повышенной травмоопасности, даже легкое касание крутящейся цепи может нанести серьезную рану. Поэтому перед началом эксплуатации прежде всего внимательно ознакомьтесь с инструкцией, в которой изложены основы техники безопасности. Там, в частности, указано: чтобы завести бензопилу, сначала нужно включить тормоз цепи, положить пилу на землю (для этого подойдет ровная расчищенная площадка), вытянуть ручку подсоса и, одной рукой держа инструмент за рукоятку, а также придерживая его ногой, резко дернуть другой рукой шнур стартера. После этого надо установить нормальный холостой ход. Остается только выключить тормоз, освобождая цепь, и начать пилить. Лучше всего работать бензопилой в специальной одежде, обуви и защитных очках.
Не нужно сразу начинать пилить все подряд. Пилу необходимо предварительно «обкатать» на малых оборотах — звездочка (ведущее колесо) и цепь должны хорошенько прогреться, смазаться и притереться друг к другу. То же самое следует делать и после установки новой цепи. По окончании обкатки, на которую уйдет минут сорок, надо проверить натяжение цепи и подтянуть ее, если требуется. И уже затем можно приступать к работе, нагружая пилу постепенно.
Нужно время, чтобы приспособиться к инструменту и понять, как за него удобнее держаться, как лучше стоять, как он ведет себя в тех или иных ситуациях. И только после этого вы сможете с удовольствием работать.
Обычно травмы происходят при так называемом обратном ударе, когда пила резко отскакивает назад. Он возникает, если передняя или верхняя сторона пилы соприкасается с какой-то твердой поверхностью. Конечно, производители делают все возможное, чтобы минимизировать последствия отдачи. Иногда, например, используется специальный щиток, закрывающий конец пильной гарнитуры, то есть работать концом шины попросту невозможно. Правда, такой способ применяется достаточно редко, поскольку это не всегда удобно и уменьшает длину реза. А на пилах шведских производителей щитка быть в принципе не может, поскольку у шведских лесорубов существует особая технология пиления, предусматривающая работу именно концом шины (для чего нужен очень большой навык).
Чаще всего для защиты от обратного удара инструмент снабжается устройством, мгновенно останавливающим цепь. Например, на рукоять пилы монтируется кнопка: чтобы запустить пилу, необходимо нажать и эту кнопку, и кнопку пуска. Достаточно отпустить ее (а именно так рефлекторно поступает человек, когда пила резко подскакивает) — и цепь блокируется. Другой способ — установить на вспомогательной ручке перед левой рукой пильщика рычаг. Перед пуском он ставится на взвод, а при обратном ударе рука в него упирается, рычаг срабатывает, и цепь останавливается.
Еще одна проблема, которая проявляется не сразу, — вибрация. Правда, у бытовых моделей она минимальна, и работают ими короткое время, так что никакой опасности для здоровья нет. А вот для профессиональных пильщиков постоянная вибрация инструмента может иметь весьма печальные последствия — заболевания суставов и нарушение кровообращения. Чтобы их избежать, практически все современные профессиональные модели снабжаются антивибрационными системами. Иногда ими оснащаются и легкие бензопилы, что, разумеется, увеличивает их стоимость. Принцип всех антивибрационных систем — разделение с помощью буферов блока двигателя и блока рукояток и топливного бака. Самый простой вариант — это резиновые прокладки между рукоятками и корпусом.
Помимо антивибрационной системы к дополнительным опциям относятся функция облегченного запуска и воздушный фильтр. Нужны они или нет, зависит от частоты эксплуатации пилы.