Общая площадь дома – 199,0 м². План 1 и 2 этажей, план мансарды.
«Экспериментальной эклектикой» называет автор проекта своего необычного творения. Данное определение полностью отвечает главной идее бюджетного интерьера, собранного из всего того, что оказалось под руками мастеров на момент работы: остатков строительного материала, кусков гипсокартона, недорогих мебельных щитов и плитки.
Трехуровневый жилой дом расположен в старом районе Минска, состоящем из ряда построек того же типа. В ходе реконструкции проведена перепланировка с учетом состава семьи из трех поколений. Первоначальный архитектурный образ, выдержанный в духе постмодернизма, решили сохранить. Линии простого и выразительного проекта удачно подчеркнуты материалами отделки.
Красивая скатная кровля покрыта цементно-песчаной прессованной черепицей красновато-коричневого цвета, оттеняющего белизну поверхностей. Основной строительный материал — газосиликатные блоки. С внешней стороны стены отделаны штукатуркой и покрашены, в окна вставлены стеклопакеты в деревянных рамах. Входная группа представляет собой полукруг, сформированный двумя не сильно выдающимися вперед простенками, ограждающими с двух сторон лестницу. Над этой композицией на втором этаже находится широкое панорамное окно, ставшее доминантой главного фасада. Обратная сторона дома пронизана треугольным эркером.
Идея планировки состояла в том, чтобы оформить нижний уровень для приема гостей, а два верхних предоставить хозяевам. Большая часть пространства первого этажа занята объединенной студией, включающей гостиную, столовую и кухню. Раздвижные зеркальные двери отделили парадную зону от библиотеки с камином.
Состав комнат на верхних этажах позволил полностью обособить жизнь семьи: для этого созданы еще одна гостиная, занимающая просторное помещение с полукруглой стеной, и вторая кухня. Кроме этого, на втором этаже расположены две детские. Спальня родителей находится в мансарде, что отвечает желанию хозяев спать «ближе к небу». Для объединения пространства часть внутренних перегородок в доме пришлось удалить.
Оформление интерьеров базировалось на экспериментальных сочетаниях остатков строительных материалов. В результате их сопоставления хотелось получить композиции, которые стали бы уютными и домашними. Многие из приемов оказались настоящими находками и использованы автором позднее в других работах.
Перепланировка выполнена из газосиликатных блоков, нарезанных под требуемые размеры, обработанных топором и выкрашенных. Стены изначально воспринимались как потенциальные картины: большие поверхности предоставили прекрасную возможность для «игры в искусство». Так появились, к примеру, символичный диптих «Рыбы» в голубых тонах и панно «Ракушка» — образ времени, жизни. В интерьере намеренно не использовали каких-либо имитаций материалов — каждый представляет собственную сущность.
Неожиданные решения в оформлении стен возникли в результате творческих споров архитекторов. В отделке применили множество различных материалов: цемент, штукатурку, шпатлевку, песок и другие. Поверхности покрашены акриловыми красками, в том числе с добавлением пищевых красителей. Многие предметы интерьера подарены дизайнерами, другие — выполнены из ДСП под необходимые размеры.
Из кирпича сделана арка, обрамляющая зону дивана в гостиной. Она служит основанием для полок, которые можно использовать и как подставку для книг, и как место для демонстрации коллекции традиционной белорусской дымленой керамики. Тонкие опоры выполнены в классическом духе, что задает историческую тему, более полно раскрытую в гостиной второго этажа.
Мягкая зона выделена в общем пространстве и при помощи других дизайнерских приемов. Над ней сконструирована подвес-ная гипсокартонная конструкция, куда вмонтирован натяжной потолок глубокого шоколадного оттенка, обрамленный точечными светильниками, а по периметру спрятаны направляющие раздвижных дверей. На полу — ярко-синий ковролин, на его фоне выразительно прочитываются скругленные формы тканевого дивана легкого бежевого оттенка.
Особое внимание привлекает к себе камин необычной формы, портал которого выполнен в виде большой буквы «А». Использованная в облицовке мраморная плитка имеет тонкий рисунок, направленный в разные стороны. По соседству с мягкой зоной гостиной расположен небольшой зимний сад.
Особенностью помещения кухни на втором этаже является скат кровли, виртуозно обыгранный авторами проекта: под ним удачно расположили мебель и даже спрятали вытяжку. Зону приготовления еды отделили от столовой с помощью простенков из мебельных щитов, выкрашенных в интенсивный желтый цвет. Их крупные волнообразные края скрыли холодильник с одной стороны и полки — с другой. Фасады шкафов лакированные, яркого апельсинового цвета. Интересный элемент интерьера — стена, о которую строители вытирали шпатели с краской: ее фрагмент обрамлен и используется домочадцами для посланий друг другу.
Этажи объединены удивительной, сложной лестницей, ставшей настоящей головоломкой для архитекторов. Основную проблему составила высота прохода, к тому же композицию требовалось увязать с люстрой. Металлическая основа лестницы сделана в виде спирали, ее форма особенно хорошо прочитывается сверху. Кованые перила с поручнями, обтянутыми кожей, являются несущим элементом, несмотря на ярко выраженный декоративный вид.
Каждая часть лестницы либо придает жесткость конструкции, либо поддерживает какой-нибудь фрагмент. Уникальными украшениями стали завершения линий: на первом этаже из перил словно прорастает «папараць-кветка» — символ счастья, удачи и благополучия в белорусской мифологии; на втором — конструкция завершается дугой, представляющей собой растущий месяц, с цветами и звездами (здесь же крепится полочка для кинопроектора).
Ниши в лестничном пространстве — результат разумного использования всей имеющейся поверхности, где не должен оставаться незадействованным ни один квадратный дециметр. Углубления в стене подсвечены сверху и предназначены для аксессуаров. Ступени выполнены из сосны, их покрытие по цвету идентично паркету верхней гостиной.
С галереи третьего этажа открывается вид на «Парфенон» — собирательный образ древней базилики. Он высечен из толщи стеновых блоков, отделан гипсокартоном и фризами. Завершающие штрихи поставил художник. Пространство за колоннами образовано путем присоединения балкона — это место решили оформить как зимний сад.
Рядом с импровизированным «патио» поставлен яркий диван со скругленными краями, откуда также открывается вид на телевизионную зону и лестничный пролет с книжными полками. На втором этаже имеется еще один камин. Площади детских минимизировали для того, чтобы сделать просторной гостиную с базиликой. В то же время в каждой из них требовалось разместить диван, шкаф и рабочий стол, что и удалось осуществить. Скаты крыши «завуалированы» декоративными росписями. Предельно низкая высота комнаты получилась в мансарде — тем не менее она прекрасно подошла для сна. Все видимые элементы интерьера — конструктивны, ниши заняты шкафами и полками.