Креатив в мегаполисе

Архитектурные проекты

Елена Николаева, председатель Комиссии Московской городской думы по градостроительству, государственной собственности и землепользованию, президент ассоциации «НАМИКС», рассказывает о творческом подходе в развитии города Дмитрию Федотову, директору по связям с общественностью Медиавыставочного холдинга «Красивые дома».

Мы беседуем с вами на фестивале «Сады и люди». Сегодня визуальная составляющая особенно важна для общения в соцсетях, ценность «картинки» для фото и видео имеет большое значение. Расскажите о запомнившихся вам проектах. Как, на ваш взгляд, реализована тема этого года — «Сон в летнюю ночь»?

Несмотря на то, что фестиваль широко освещается СМИ, для меня «Сады и люди» — возможность лично прочувствовать авторские ландшафтные проекты, посмотреть, какие новые направления развития садово-парковой культуры представлены в этом году. Лето-2022 — особое для Москвы: еще недавно мы смотрели изысканные наряды от российских дизайнеров в московских локациях от «Зарядья» до ВДНХ, и вот уже эстафета передана другим творческим людям — ландшафтным дизайнерам.

Здесь рукотворная красота раскрывает эстетику пространства, в котором гармонично объединились цветовые композиции, различные материалы от зеркал до бетона, прослеживается «сторителлинг» дизайнеров, и при этом все подчинено единой «зеленой» теме. Само творческое задание — создание декорации для волшебной пьесы Шекспира «Сон в летнюю ночь», с одной стороны, неограниченная возможность для творчества, а с другой — непростой вызов.

Мне понравились выстроенные ассоциативные связи между зеленым театром, где каждый цветок исполняет свою роль, и магическим, заросшим ряской прудом, между березками, застывшими в танце над медленно вращающимися струями водоема (отсыл к 75-летию ансамбля «Березка»), и всеми оттенками сине-зелено-изумрудных элементов «Снов о Тиффани»…

Когда я показала одно из видео сыну Льву (ему 7 лет), он воскликнул, что туман над прудом — ожившая иллюстрация к детским сказкам. Выставка, помимо эстетической и практической составляющей, может иметь большое воспитательное значение. Одна из идей, которая пришла в голову, — возможность устроить конкурс детского рисунка на пленэре, ведь летом вопрос, что интересного показать детям, актуален для родителей. Также мне как физику и математику (я окончила МФТИ) близки работы по теме «Арифметика сада»: от механической сцены — работающей карусели до современной арки композиции «Гипнос», воссоздающей город в городе. Восхитительное украшение ландшафта — фонтаны Alexander Rose из стекла ручной работы в форме цветов.

Город и люди становятся единой экосистемой. Если перейти к практическому применению идей садово-ландшафтного искусства для мегаполиса, какой вы видите концептуальную составляющую представленных проектов в перспективе развития города?

Мне нравится выражение «экологический каркас» Москвы — это напоминает ярко-зеленое ожерелье из лесных массивов, долин рек и ручьев, скверов и парков вокруг города. Природа в ее естественной среде прекрасна, но в обществе существует запрос и на рукотворные композиции, причем, я уверена, современная урбанистика подразумевает и создание маленьких, так называемых карманных парков. Композиции, предложенные на выставке «Сады и люди», могли бы быть интегрированы в городские парки. Так, фестивальные идеи с их подсветкой вечером, например, «Путевая звезда», можно переносить как в Новую Москву, где сейчас создаются новые парки, так и в городские кластеры. Лично я бы с удовольствием часть экспозиции показала (и оставила) в своем округе — в парке «Кузьминки» или усадьбе Люблино. Чем больше как депутат я изучаю город, тем больше понимаю, что ландшафтный дизайнер — это архитектор будущего пейзажа. Парк приходит к запланированному виду только через 15–25 лет. Замечательно, что город сейчас ищет наиболее оптимальные варианты поддержания долговечности различных композиций и в теплый сезон, и зимой. Эстетика рукотворного ландшафта — это не только сохранение природных экосистем, это здоровье и физическая активность людей, их культура и образование. Думаю, что работу с участниками фестиваля надо продолжить, организовав встречи с жителями районов, обсуждения будущего вида парков. Ландшафтные дизайнеры, архитекторы и художники могут стать движущей силой местных сообществ, влиять на их экономическое развитие.

Комфортная жизнь для очень многих ассоциируется с малоэтажным строительством. Наш журнал «Красивые дома» представляет аудитории различные реализованные проекты. Какие задачи в этом сегменте интересны в свете развития большого города?

Сам образ малоэтажного дома ассоциируется с тихим и зеленым местом, соседством с парками, реками. Это своеобразная мечта человека, его личная философия невысокого жилья, подразумевающая размеренную жизнь, созерцание природы и бережное отношение к окружающему миру. Малоэтажное строительство — моя любимая тема, ведь уже 15 лет я возглавляю общественную организацию «НАМИКС» (Национальное агентство малоэтажного и коттеджного строительства). Запрос на малоэтажку возник давно, но на первой стадии информации было немного: с чего начать, какие проблемы, важные для формирования этого рынка, необходимо решать и т.д. В то время для девелоперов и застройщиков, производителей стройматериалов очень важно было создать единые правила игры в организованном коттеджном строительстве, помочь новичкам, создать линейку предложений. Поставленные нами основные вопросы впоследствии легли в основу концепций, законов, разработок кредитных продуктов. Исследования подтверждают желание людей жить «невысоко»: по данным ВЦИОМ, 56% жителей МКД хотели бы переехать в собственный частный дом, по другим исследованиям к идее собственного дома склоняется около 70% россиян. Безусловно, современный ритм жизни не всегда это позволяет не только из-за средств, но и из-за привязанности к месту работы, школе, проведению досуга. Изоляция и серьезные изменения в образе жизни, вызванные удаленной или гибридной работой, показали, что жить на природе, особенно для семей с детьми, намного приятнее. Одновременно с этим улучшаются проекты домов и поселков, все более современными становятся строительные материалы, разнообразие застройки в различных ценовых сегментах растет.

Недавно я участвовала в совместном выездном заседании Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере строительства и Комиссии по вопросам ИЖС (индивидуального жилищного строительства) Общественного совета при Минстрое РФ. Сразу отметила на заседании и привела в качестве примера экспозицию Open Village, выставку домов, построенных по разным технологиям для разных заказчиков, в том числе и на продажу. С огромным интересом обошла ее. Хочу заметить, то там не было просто выставочных образцов или муляжей, отмечу отличный результат работы различных компаний и их строительных бригад. Конечно же, и выставки «Красивые дома» и «Деревянный дом», которые организует ваш Медиа-выставочный холдинг, весьма способствуют развитию городов и загородных территорий. Мы все резюмировали, что ИЖС — это огромный потенциал в развитии индустрии жилищного строительства, однако, для прорыва в этом направлении важны системный подход, включающий и градостроительные решения, и инфраструктурные продукты развития территорий, и проектное финансирование, и специальные ипотечные продукты для ИЖС. Сегодня ситуация меняется, и прежде всего меняется подход к малоэтажке: она воспринимается как дополнительный и очень перспективный для строительства многоквартирных домов сегмент, принимаются программы, позволяющие стимулировать частное домостроение, подключился ДОМ.РФ. Я, и как законодатель, и как эксперт в сфере малоэтажного строительства, обратила внимание на обязательность системного подхода в снижении барьеров для роста отрасли. В НАМИКС после первоначальной разработки концепции мы определили программу «9 шагов», стимулирующих развитие малоэтажного и индивидуального жилищного строительства, причем по пяти из девяти целей мы значительно подвинулись. Например, запущена возможность привлечения проектного финансирования в проекты малоэтажки, приняты в качестве типовых ряд проектов индивидуальных жилых домов, утверждены стандарты кредитования проектов ИЖС и даже личного строительства, внедряется ряд программ субсидирования. Однако впереди много работы. Недооценена необходимость комплексного подхода к проектированию новых проектов территорий малоэтажной жилищной застройки именно на уровне всего градостроительного планирования и архитектурного проектирования с едиными стандартами жилых домов в конкретном поселении, концепцией ограждений и освещения, социальной и транспортной инфраструктурой, комплексным благоустройством, наличием социальных объектов и мест приложения труда. Недостаточен уровень синхронизации проектов с программами естественных монополий. Случаи успешного взаимодействия единичны, если вообще существуют… И всё это несмотря на энергоизбыточность РФ, как в электроэнергии, так и углеводородном компоненте энергоресурсов! Радует, что начались подвижки на уровне регулирования эксплуатации, внесен соответствующий законопроект. Для этого, правда, потребовалось вмешательство Конституционного суда, но ведь результат важнее…

Давайте поговорим на очень важную сейчас эко тему. Медленно, но, тем не менее, климат меняется в сторону потепления. Большая часть России находится в среднем и теплом климатическом поясе. Одновременно в города все больше приходит тренд на близость с природой — как отдыха, досуга, так и работы — и неотделимое от этого внимание к экологии.

Я уверена, в каком бы доме ни жил человек, запрос на достойную зеленую «инфраструктуру» уже сложился. Вы, как устроители выставки «Дом и сад» и издатели журнала «Дом и сад» это точно знаете. Исходя из этого, важной частью стратегии города в рамках программ «Мой район», «Моя улица» становятся одинаково высокие стандарты ландшафтного многообразия как в центре города, так и в его отдаленных районах. Мы уже не говорим слово «окраины», наоборот: каждая часть города должна быть красиво благоустроена, в том числе с активным участием жителей. Так, в Рязанском районе, в Кузьминках, жители двух дворов заранее обсуждали с молодыми ландшафтными дизайнерами проекты благоустройства. Чертежи представленных вариантов были вывешены на всеобщее обозрение, чтобы дальнейшие конкурсные процедуры проводить по понравившемуся плану озеленения.

Красивый ландшафт уже становится частью любого типа застройки, но, я считаю, мы можем идти дальше в вопросах экосистемы районов. Считаю, что за новыми технологиями в сфере экологии и градостроительства – будущее. Города растут ввысь и вширь, озеленение едва успевает за их темпами. Да, Москве удается держать планку в 40% зеленых насаждений, и это один из лучших результатов среди мировых столиц. Однако, проблема экологических загрязнений остается, как сохраняются и обязательства города по обеспечению благоприятной городской среды проживания. Мы говорили, что в условиях ограниченности свободных пространств под организацию и развитие зеленых объектов, средой для развития инфраструктуры города могут служить сами фасады и кровли домов. Помимо эстетики, подобное озеленение позволит сформировать естественную среду, где зеленые насаждения за счет процесса фотосинтеза будут преобразовывать углекислый газ в кислород.

Я выступила инициатором круглого стола в рамках XXVII Международной выставки архитектуры и дизайна «АРХ Москва» на тему вертикального и крышного озеленения, ведь это важнейший мировой архитектурный тренд. Растения поглощают вредные выбросы, помогают городу адаптироваться к климатическим изменениям. Всего в столичном мегаполисе возможно озеленить порядка 40 га крыш, в том числе дома по реновации. На круглый стол были приглашены ландшафтные дизайнеры, представители профильных департаментов и девелоперов. Уже тогда мы увидели, насколько эко тема интересна людям: посетители стояли даже в проходах, слушая выступающих. Внимательно осмотрев проект впечатляющего крышного озеленения в Гостином дворе, мне захотелось самой посмотреть на воплощение этой идеи на здании.

Пока в Москве стояла теплая погода, буквально через два месяца после выставки я навестила нашего спикера, ландшафтного архитектора Илью Мочалова. Поднявшись по ступенькам офиса его дизайнерского бюро, мы вышли на крышу, где пространство было оформлено с большим вкусом. Вокруг виднелись дома, в отдалении возвышалась Останкинская башня. Под ногами расстилалась трава, и это было очень необычно для мегаполиса: модное сейчас озеленение полевыми травами, мхами, кустами выглядело максимальным приближенным к дикой природе. Скворечники и лавочки на крыше делали ландшафт еще более трогательным. Илья рассказал, что такой тип озеленения не требует ухода, имеет способность к самоподдержанию и самовозобновлению. Слой субстрата мал: от 90-150 мм, что не добавляет критического веса перекрытиям. Я уверена, крышное и вертикальное озеленение будет востребовано в ближайшем будущем. Нам осталось доработать законодательство и стимулировать девелоперов к созданию массовых проектов. И, конечно, необходимо, чтобы на законодательном уровне был решен вопрос порядка эксплуатации такого сложного объекта – кто и как финансирует, либо софинансирует озеленительные мероприятия, кто будет поддерживать такую сложную живую систему, которая хотя и не требует большого ухода, но все же нуждается в обслуживании и обновлении…

Нам как российскому медиавыставочному холдингу также интересны вопросы продвижения полезных для города идей — от выставок до реализации проектов, связанных с единой экосистемой города, ведь сейчас как никогда появился отличный шанс для развития именно отечественного бизнеса в креативной экономике, в том числе архитектуры, дизайна, технологий.

Мне очень нравятся выражения «экономика идей» или «экономика знаний». Cегодня нестандартная идея — отправная точка как творчества, так и стратегического преимущества. Более того, благодаря цифровизации уже опробованная бизнес-идея может масштабироваться, помогая развитию проектов в области легкой промышленности, моды, дизайна, IT. Как депутат, я понимаю, что это должна быть комплексная работа на уровне государства, включающая в себя разработку новых законов и мер поддержки для каждой составляющей креативной индустрии, а также помощь с площадками и финансовой поддержкой за счет специальных субсидий и грантов. Готовить специалистов нужно еще со школы, делая упор на эстетическое образование. В университетах важно мотивировать молодых людей, учить их выражать свои идеи, делать из самых смелых желаний пилотные проекты, которые затем можно масштабировать.

Обсуждая отличную инициативу правительства Москвы о развитии водного транспорта столицы, я высказала мнение, что к этой теме необходимо привлекать студентов, молодых дизайнеров и художников. Сегодня создаются обучающие кластеры для детей и молодежи (Мэр недавно открыл технопарк в МИИТе, а всего их в городе 21), есть и Академия водного транспорта. Я вижу, что назрела необходимость профориентационных конкурсов, аналога мероприятий среди архитекторов и дизайнеров, но только в инженерной среде. Благодаря творческой составляющей молодежь сможет предложить привлекательные и современные концепции малых судов. Также можно организовать мастер-классы с учеными, архитекторами, дизайнерами интерьеров. В качестве примера можно назвать таких выдающихся людей, как Диана Балашова, Анна Муравина, Игорь Чапурин, гуру не только российской моды, но и создатель уникальной мебели, а также салона премиального автомобиля. Слушая их и дискутируя, ребята получают необходимый толчок к развитию, превращая водные артерии в предмет для подражания. Признание важно для молодежи, поэтому их макеты и картины как, например, в московском Политехе, могут украсить стены не только и МИИТа, и Московской городской думы. Ребята вновь стали гордиться профессией инженера, их творческий потенциал важно воплощать в жизнь, и транспорт Москвы — достойный объект для приложения их усилий. Да, город уже определил основные решения для облика водных трамвайчиков, но я уверена, что еще много новаторских решений может быть применено в сфере интерьеров, конструкций остановочных пунктов, благоустройства прилегающих территорий. Город совершенно по-другому виден с воды, так что вся инфраструктура очень важна как для горожан, так и для туристов. Настало время готовить инженерные творческие команды с их свежим взглядом на современный облик города. Это и есть суть моего предложения. Более того, говоря о географии, креативную индустрию важно развивать во всей России, а не только в крупных городах. Лучше, чтобы творческие люди оставались там, где родились, чтобы у них было желание поддерживать именно свой край.

Поделиться:

Смотрите также

  • Игра фактур Архитектурные проекты | №4 (207) '2021 Игра фактур

    Купив дом в ближнем Подмосковье, заказчики обратились к архитектору, которая неоднократно создавала для них проекты. Буквально влюбившись в лесной участок, семья попросила оценить строение: оно было без отделки, с панорамными окнами и существенно отличалось от большинства частных построек. Будучи поклонниками классического стиля, в этот раз заказчики попросили «сделать что-то другое».

  • Открытый для света Архитектурные проекты | №3 (206) '2021 Открытый для света

    Дом в клубном поселке «АртЭко» выполнен по технологии фахверк в стиле Huf Haus. Главная особенность современных фахверковых проектов — в сочетании дерева и стекла. Несущий каркас дома сделан из клееного бруса, в его конструкции часть стен фактически заменяют панорамные окна, соединяющие интерьеры с сосновым бором, подступающим прямо к террасам...

  • Простые формы Архитектурные проекты | №3 (206) '2021 Простые формы

    Частный дом в черте современного города — не только мечта, но и большая редкость. Данный проект стал именно таким. Но поскольку площадь участка под индивидуальное жилое строительство совсем незначительная, дом должен был соответствовать размерам территории, что и обусловило достаточно компактную застройку, которую дизайнер обыграла, используя нестандартные приемы...

Войти через социальные сети:
Вход VKontakte Вход MyMailRu Вход Odnoklassniki
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов: