Ценность старинных полотен несомненна. Но с годами картины не только растут в цене — они еще, к сожалению, стареют. Сохранить замысел живописца — задача экспертов-реставраторов.
Реставрация — это укрепление и восстановление произведений искусства. И реставрация картин — одно из самых интересных, сложных, тонких и трудоемких направлений в данной сфере деятельности. Ведь для успешной работы мастеру необходимо сочетать знания историка и талант художника — с тем чтобы уметь понять, разглядеть и не нарушить творческую идею автора полотна.
Обращение владельца старинного полотна к реставратору можно и нужно расценивать как вклад в оценивание, сохранение и приумножение антикварного капитала. Допустим, Вы не знаете истинную художественную и историческую ценность доставшихся по наследству картин. Или же хотите восстановить старый полуистлевший дырявый холст, много лет пролежавший на антресолях, — ведь не исключено, что он может не только превратиться в прекрасный пейзаж, портрет или натюрморт, достойный украсить интерьер, но и стать настоящим семейным богатством. Или же вы собираетесь предпринять профилактические меры по сохранению картин.
Живописное произведение является сложной конструкцией, состоящей из подрамника, основы (холст, картон или дерево), грунтов, красочных слоев, покрывных лаков. Состояние всех этих элементов и обеспечивает долговечность картины. Поэтому процесс реставрации живописного произведения состоит из множества сложных и ответственных операций, требующих большого опыта и точных профессиональных навыков, ведь старые мастера весьма основательно подходили к выбору материалов для подрамника, качеству холстов или деревянного основания, технике нанесения и толщине грунтов, подбору пигментов, использованию покрывных защитных лаков.
Задача реставратора — не только сохранить и продлить жизнь произведения, это и представить его в том виде, в каком оно было написано, сохранить историческую подлинность и свести свое вмешательство к минимуму. Это не просто профессия, но и настоящее призвание, требующее и многочисленных знаний, опыта, навыков, умения работать, безукоризненно соблюдая технологию, и наличия художественного вкуса.
К реставраторам попадают произведения с самыми разными повреждениями, но чаще всего им приходится удалять загрязнения, старый потемневший лак, смолу табачного дыма, копоть и позднейшие покрытия, кардинально меняющие колорит и первоначальный вид произведения. И при этом специалисты отмечают еще один распространенный реставрационный случай, когда нередко к ним попадают полотна, уже побывавшие в неумелых руках дилетантов. Тогда работа значительно усложняется из-за грубых внедрений в тонкую структуру живописного произведения, приводящих к еще большим утратам. Поэтому картину стоит доверять лишь аттестованным специалистам, имеющим большой опыт работы в музеях, научно-реставрационных мастерских. Только в таких руках полотно сохранит красоту или приобретет новую жизнь.