Изделия из металла все успешнее осваивают как внутреннее пространство и фасады загородного дома, так и окружающий ландшафт,
становясь неотъемлимой частью интерьера и архитектурных особенностей участка.
Долговечен и выразителен
Обработка металлов давлением — первый вариант придания металлу формы. Технология основана на физическом воздействии инструмента на металл, находящийся в горячем или холодном состоянии. Если обработка ведется, пока металл находится в пластичном состоянии, то это ковка или прокатка. Разница между ними состоит в характере воздействия. При ковке давление имеет импульсный характер (удары ручного или механического молота), при прокатке — постоянный. Изделия, полученные прокаткой, часто служат заготовками для ковочных работ, а могут использоваться и самостоятельно.
Формовка металлоизделий в холодном состоянии — это уже штамповка, хотя при больших давлениях становится возможной и так называемая холодная ковка. Правда, волочение (протягивание изделий через фильеру) тоже обычно реализуется при холодном металле. Пользуясь данным методом в ювелирном деле, небольшой серебряный слиток превращают в проволоку длиной более 20 м (в зависимости от диаметра), чтобы использовать ее затем в качестве исходного материала. А ведь ювелир, по мнению многих специалистов, — тоже кузнец, только работающий с объектами несколько иных масштабов.
Второй вариант придания металлу тех или иных очертаний — литье (получение изделий путем заливки расплава в литейную форму, принимающего конфигурацию полости формы и сохраняющего ее после затвердевания). В данном случае агрегатное состояние металла отличается не просто пластичностью, но текучестью. Здесь сначала художник должен хорошо потрудиться над моделью, а макетчик — суметь отобразить ее в литейной форме.
Возрождение мастерства
В России кузнечное дело достигло высокохудожественного уровня еще на стыке XVII–XVIII столетий. В XIX и XX веках оно было заметно потеснено более дешевым чугунным литьем. И до относительно недавнего времени многие изделия кованого ассортимента рассматривались потребителем лишь с утилитарнофункциональной стороны. От них чаще всего требовались лишь надежность и запас прочности. (Здесь четко просматривается аналогия со временами господства романского стиля: на первом месте — неприступность, на втором — эстетика.) Сейчас наблюдается своеобразный ренессанс популярности кузнечной продукции — заслуженную оценку вновь обретает красота кованого металла (опять же напрашивается сходство с переходом от тяжеловесного романского стиля к легкости готики).
Главными покупателями дорогих изделий эксклюивной ручной ковки выступают владельцы загородных домов. Именно здесь как нельзя к месту пришлись произведения кузнецов, устраивающие перекличку с эпохой дворянских усадеб. Активнее стали использовать в проектах декоративный металл и архитекторы. В каждой части усадьбы должна быть изюминка, какой-либо эстетический акцент, подчеркивающий стильность загородной резиденции. И металл способен взять на себя роль основы композиционного центра. Одно из направлений в оформлении внутреннего убранства — использование настоящих рыцарских доспехов. Кузнечные мастерские среди других услуг декларируют и изготовление лат, кольчуг, шлемов для домовладельцев, питающих пристрастие к батально-историческим предметам.
При проектировании и реализации маломальски протяженных объектов (заборов, ворот, решеток) активную роль в выстраивании композиции играет ритм. От характера чередования элементов (будет ли оно строго регулярным или произвольно переменчивым, т.е. периодически равномерным или каллиграфически свободным) зависит в конечном счете характер оформления участка в целом.
Сборка эксклюзивных изделий, как правило, производится с помощью сварки (раньше — чисто кузнечной, горновой, сейчас все чаще прибегают к более простому и быстрому виду монтажа — дуговой сварке). Наряду со штучными произведениями кузнечного искусства фирмы предлагают и широкий ассортимент готовых металлоизделий, совмещающих в одном комплекте прокат (в том числе и с художественной обработкой) с декоративными литыми или коваными элементами, изготовленными машинным способом. Балюстрады, решетки, ворота, фонари, балконы, люстры, подсвечники, лестничные ограждения, каминные наборы, канделябры и ручки для дверей могут быть исполнены как эксклюзивно, так и в виде заранее разработанных комплектов.
Промышленно-серийный характер технологии снижает стоимость продукции. Без ручного труда не обойтись, но современное оборудование (приспособления для гнутья решеток, машины «холодной» ковки, станки для различных видов обработки поверхностей металлов, наборы клейм с различными дизайнами оттисков и т.д.) существенно меняет его характер. Надо сказать, что даже работы, относящиеся к чисто ручной ковке, не обходятся все же как минимум без механического молота, запатентованного еще в 1842 году. Естественно, вручную никто не будет ковать прутья для модульных элементов изгородей — здесь в качестве заготовок используется продукция металлопрокатного производства. Декоративные наконечники, завитки, навершия столбов и другие элементы конструкции могут быть отлиты из нержавеющей стали с разной степенью полировки поверхности — от гладкозеркальной до матовой.
Как правило, разработке эскиза предшествует рекогносцировка места будущего размещения металлической композиции или знакомство с его планом. Комплект поступает заказчику со склада в виде готовых к сборке модулей, при монтаже которых может даже не понадобиться сварка (применяются и резьбовые соединения). Лестничные ограждения могут комплектоваться по желанию клиента полосой с отверстиями для установки деревянного поручня.
Одежда и макияж
Большинство металлов варьируются по цвету в относительно небольших пределах серых тонов. Для получения более разнообразных оттенков в сплав добавляются цветные металлы. Обогатить декоративно поверхность металла можно и в готовом изделии — с помощью нанесения тонкого слоя другого более благородного металла (хрома, никеля и т.п.). Применяются также оксидирование и патинирование, существенно расширяющие цветовой диапазон металлических поверхностей и придающие им зеленые, черные, фиолетовые, синие, желтые или красные тона.
Подобные эксперименты с поверхностью чаще практикуются при доводке литых изделий (особенно авторских скульптур) и осуществляются самим художником. Для обработки кованых изделий существуют специальные средства.
Разработанные недавно Евросоюзом новые технические регламенты отличаются возросшими требованиями и в части антикоррозионной защиты. Это побуждает производителей выпускать защитные составы с новыми потребительскими качествами. К средствам профессиональной защиты кованого металла от коррозии относятся покрытия, позволяющие добиться эффекта оцинковывания металлоконструкции. Последние достижения в данной области отличаются простотой процесса нанесения и гарантируют результаты, по эффективности не уступающие горячей оцинковке. Для покраски кованых изделий применяются различные лакокрасочные составы, специально адаптированные к свойствам металлических поверхностей. Покрытие в несколько слоев может защищать металл около 10 лет.
азработаны краски и для случаев, когда момент начала коррозии металла упущен. Таким красителем можно обрабатывать даже покрытые ржавчиной металлические поверхности, поскольку состав одновременно является преобразователем ржавчины, грунтом и декоративной эмалью. Ржавчина превращается в соединение, обладающее отличным сцеплением с защищаемой поверхностью, а поверхностный слой самого средства обретает водоотталкивающие свойства за счет стеклянной компоненты. При традиционном способе покрытия поржавевший металл пришлось бы обрабатывать в несколько этапов: готовить поверхность, грунтовать, шпатлевать и, наконец, красить. Совместимость описываемой краски почти со всеми видами существующих покрытий (акриловых, эпоксидных и т.д.) позволяет реставрировать и ранее окрашенные изделия из металла.
Подверженность атакам со стороны химических реагентов, вызывающих коррозию, зависит от места расположения металлической композиции. В интерьере металл меньше страдает от сернистого ангидрида, которого хватает в наружном воздухе (особенно в городах). Для металлоизделий, эксплуаируемых в условиях повышенной влажности и больших перепадов температур, имеются свои краски, позволяющие к тому же не только защитить поверхность металла, но и декоративно состарить ее.
Цвет всегда является одним из важнейших композиционных средств. К примеру, контраст кованого металла неожиданно белого цвета с зелеными садовыми растениями или темной драпировкой в интерьере может оказаться невероятно выразительным и стать доминантой оформления той или иной части экстерьера/интерьера. Отметим: кованые изделия, как правило, лишены блеска. Поэтому именно цвет в содружестве с характером объема и выразительостью силуэта задает в рассматриваемом случае пространственную живописность.