Дом архитектора Игоря Николаевича Крюкова построен в живописном, былинном лесу. Такое природное соседство подсказало образ и многие идеи в оформлении этого необычного сооружения, возведенного из бревен хвойных пород. Панели под окнами украшены резными изображениями мифологических существ, облицованный камнем круглый дымоход устремляется в небо, а у входа возвышается фонтан в виде фантастического дерева.
Игорь Николаевич Крюков — член Союза архитекторов и Союза художников России, академик Международной академии информатизации. В 1963 году окончил Московский архитектурный институт. Занимался проектированием курортов, ботанических садов, театров и других построек культурного назначения, церквей, горнолыжных комплексов, альпийских приютов, выставочных экспозиций, жилых построек. Член Гильдии художественного проектирования.
И.К. | Главной идеей дома стало объединение традиций теремного характера с эстетикой русского модерна, прежде всего его природных и романтических мотивов, столь выразительно представленных в творчестве Фёдора Шехтеля, Льва Кекушева, скульптора Карла Миллеса. Да и в своих живописных упражнениях, где конструктивной статикой можно пренебречь, я приближаюсь к фантастическому романтизму. На стадии проектирования основной задачей было включение всех объектов и изобразительных деталей в единую стилистику. Строение с анфиладным расположением помещений вытянуто в плане с востока на запад, что обеспечивает максимальную инсоляцию главного фасада: все основные комнаты выходят на солнечную сторону.
И.К. | Весь дом, в том числе элементы интерьера, фактически сделан вручную, по оригинальным авторским чертежам. Концепцией проекта является живое первородное обиталище для максимально естественного проживания в нем членов семьи и присутствия гостей с простейшей «плотницкой» отделкой помещений. Это обусловило для дома в «лесной стране» выбор бревна, а также кровли из гибкой черепицы. Наилучший и самый естественный материал для сочетания с деревом — камень. Для наружной облицовки выбран плоский речной сортамент — плашка. Фрагменты с отделкой из камня присутствуют в кирпичной круглой стене с каминным углом и трубой, на стене с главным входом, в круговой облицовке гаража, а также в техническом домике с отопительным оборудованием. Несущая основа дома — сруб со стропилами крыши.
Особое внимание в проекте было уделено окнам. Окна в любом сооружении — как глаза на лице, особенно в жилых домах. Рыночный стандарт «от производителя» для повсеместной одноликой коттеджной застройки неотличим от привычно застекленных городских массивов. В нашем случае окна, обеспечивая необходимую освещенность каждого помещения, служат дополнительным конструктивным элементом. Они зрительно «выстреливают» направленными треугольниками и опорными дугами вверх к козырькам крыши, метровый вынос которой отчасти предохраняет стены от дождя.
И.К. | Наличники всех оконных проемов, кроме чердачных, композиционно объединены с панелями с резными изображениями, подчеркивающими нашу близость к природе и ее исконным обитателям. Главенствующая тема всех сюжетов — царство животных на небосклоне. Их фигуры условно отображают характер и наклонности членов семьи; некоторые даже выполнены по прямому заказу домочадцев: «Белка в колесе-кольце Сатурна», «Пума, готовая к прыжку», «Сова с гнездом на полумесяце».
И.К. | Все помещения оформлены индивидуально, с поиском свежих решений и шутливым упорством, следуя женскому кредо в выборе одежды и аксессуаров: «Как ни у кого!». Центральное место в доме занимает каминный зал с угловым освещением с четырех сторон. Массивный очаг, обрамленный булыжником и оснащенный двумя боковыми камерами для циркуляции холодного и теплого воздуха, скомпонован в форме дерева, «крона» которого начинается с корневища топки и от ствола с дуплом, ветвясь, плавно заполняет собой потолок. Между ветвями на потолке располагаются светильники холодного свечения, выполненные в форме бабочек из цветного стекла и латуни. Бревенчатые горбыли, сглаженные в торцах, «плавают» по выбеленной стене, сходясь в четырех углах зала и не доходя концами до вертикальных столбов. Пол в прихожей и гардеробной, в каминном зале и смежной кухне с верандой облицован керамической плиткой и обеспечен водяным подогревом.
Винтовая лестница на вертикальных тягах, размещенная на центральной оси дома в плане, играет роль точки отсчета, от которой развивается жилое пространство. Она ведет на чердак-диванную с библиотекой. Потолок и стены главной спальни обтянуты мягкими обоями на тростниковой основе. Отсюда можно выйти на широкую террасу и дальше во двор. В смежной спальне нарочито сохранены несущие балки перекрытия, а гардеробный шкаф, занимающий всю стену, выполнен по специальному чертежу из камышовых панелей с перебежкой треугольных зеркалец.
И.К. |Мастерская и библиотека занимают самую большую по кубатуре комнату, раскинувшуюся на два этажа, — простор для творческой деятельности не ограничен. В качестве материала для обшивки стен выбрана необработанная древесина, которая благодаря долгому высушиванию и вымачиванию приобрела разные оттенки — от холодного голубоватого до теплого охристого. Продольная криволинейная обрезка досок по текстуре с нарочитым обходом «глазастых» сучков создает особую живописность.
Потолок, получивший форму шатра высотой 6,5 метра, целиком отделан гонтом из фанеры толщиной один сантиметр. Этот материал обычно используется как наружное покрытие церковных куполов. Пластины гонта по своей форме и рисунку напоминают рыцарские латы.
Для подчеркивания декоративности этого покрытия дощечки пригнаны на четырехгранном потолке с видимым разрывом и открытой сеткой шурупов.
Для работы в доме обустроен отдельный кабинет, который используется и как гостевая комната. Выстланный шпалерами из плетеного пятисантиметрового шпона, он воспринимается как большая «дедовская» корзина. Треугольный стол с книжными полками органично замыкает угловую часть помещения.
И.К. | Да. Одним из самых удачных решений в проекте стал садовый павильон-шатер с мощением из натурального камня. Эта беседка с двумя боковыми цветочницами и светильником-лодкой из шпона над керамическим столом — одно из любимых мест всей семьи, где приятно проводить время в хорошую погоду.
Еще один ключевой объект — фонтан из дерева и камня, вписанный в геометрически сложный входной узел перед домом. Обитатели морских глубин, изображенные на деревянных панелях под оконными наличниками: «Осьминог», «Кит», «Конек с зонтиком» и «Черепаха», — смотрят на живые струи фонтана, стекающие с шести деревянных желобов. Желоба закреплены на столбе с раскрытой раковиной и стеклянным моллюском в ней. Фонари на кронштейнах подсвечивают всю композицию, уводя сознание к сказочным представлениям детства. Основные работы по дому выполнены белорусскими мастерами (бригадир — Анатолий Сопот).