Цветовые сценарии

Цветники в ландшафтном дизайне

Цветники | №1 (70) '2013

Текст и фото: Людмила Белых, ландшафтный дизайнер

Цветники часто называют палитрой сада, это самый разнообразный и красочный его элемент. Лишь распустившийся цветок создает образ и настроение в цветочной композиции, делая ее драматичной или романтической, напряженной или воздушной.

«Цветовая комната» в контрастной гамме

Цвет воспринимается в первую очередь. Им можно «вытянуть», «собрать», придав цельность, даже не безупречную по композиции картину, но его непродуманное применение способно и разом перечеркнуть все труды.

Цветовосприятие во многом субъективно, в первую очередь в области предпочтений тех или иных оттенков или сочетаний, но есть и объективные законы прекрасного, позволяющие гармонизировать цветовые сочетания.

Холодный фон котовника усиливает желтый аккорд лилейника

О правилах

Чаще всего композиции строятся на использовании либо определенной цветовой гаммы, либо определенного цветового сочетания.

Теплую гамму молочаев дополняют охристые тона злаков, контрастирующие с лиловыми оттенками цветущих гераней и шалфеев. Сад Уисли, дизайн Тома Стюарта-Смита

Чем дробнее композиция цветника, тем важнее вопросы колористики. Чем меньше пятна цветущих растений, тем больше тяготеют друг к другу цвета, звучащие в один период, и тем продуманнее их нужно сочетать.

Вопросов колористики можно избежать при большой площади цветового пятна (то есть посадочного места) каждого растения, размер снимает значение цвета. А также в варианте последовательного цветения друг за другом крупных куртин многолетников. Словом, или большие цветовые пятна, или продуманное сочетание одномоментного цветения нескольких культур.

Композиция, построенная на контрастно-нюансном сочетании форм и фиолетово-оранжевых оттенков. Бэрикорт, дизайн Пита Удольфа

При всей важности цвета не стоит забывать о первичности структуры в композиции.

О цветоведении

Работа с цветом — творческая задача, требующая знания ассортимента и основ цветоведения. По теории цветового круга существуют группы основных и дополнительных цветов (объясняющих, в частности, смешение цветов и появление оттенков). Также в цветовом круге можно выделить теплую и холодную группы, с преобладанием желтого цвета в основе первых и синего — в основе вторых. Помня при этом (на примере оттенков зеленого цвета как их составного), что практически каждый цвет имеет теплые и холодные оттенки, например, алый и малиновый.

Диагональная композиция с повтором желто-сиреневых и серебристых тонов

Конечно, каждый цвет имеет особенности и предпочтительные сочетания. Как не заблудиться в красочном море цветов и оттенков? На наш взгляд, проще идти от определенного цветового сочетания, так называемого цветового сценария, что позволит не ошибиться. Ведь вариантов цветовых сочетаний на самом деле не так много. При этом вариантов решения в рамках узкой задачи может быть бесконечное множество.

Тонкие переливы оттенков розового удивительно гармоничны в романтических цветниках с розами

Контрастное сочетание

Контрастные композиции, яркие и эффектные, практически всегда удаются и запоминаются. Под цветовым контрастом мы понимаем сочетание теплой (желто-оранжевой) и холодной (сине-фиолетовой) гаммы цветов разной степени сложности. И это могут быть не только желто-синие пары, но и весь спектр оттенков теплого — от лимонно-желтого до золотистого и оранжевого, и холодного — от сине-голубого до фиолетового.

Масштабная композиция построена на последовательном цветении ограниченного количества высаженных крупными блоками многолетников и решена в холодной нюансной гамме оттенков разной светлоты и насыщенности, от светло-розовых (герани) до темно-пурпурных и фиолетовых (шалфей дубравный и кнаутия македонская). Повтор цветущих куртин и вставки злаков задают ритм в протяженной композиции. Июль. Сад Уисли

К контрастным мы отнесем и более сложное и изысканное взаимодействие разбеленных оранжево-лососевых и сиреневых тонов. Контрастные цвета недаром называют и взаимодополняющими, их оттенки усиливают звучание друг друга, создавая композиции необычайной эмоциональной силы. Чтобы не переборщить с контрастами, следует ограничивать их количество, размещая не более одной в поле зрения.

Монохромный зеленый цветник на суммирующихся (зеленых, салатовых, сизо-голубых) оттенках листвы и цветущих видов (желтых, голубых, зеленоцветных) — одна из самых сложных и изысканных колористических задач. Риджентс-парк (Англия)

Нюансная гармония

Нюансные переходы в пределах тональных различий одного цвета или цветов одной гаммы изысканны и благородны.

К нюансной гармонии цветов чаще относят холодную гамму от красно-малиново-розовых до сиренево-лиловых тонов, выбирая любую ширину спектра.

Тональный контраст от светло-розовых соцветий до насыщенно-пурпурных тонов листвы очитков и барбарисов придает драматизм и выразительность пурпурному миксбордеру. Поместье Тинтинхалл-Хаус (Англия)

Большое количество оттенков позволяет создавать самые разные по настроению цветочные композиции. В рамках холодно-нюансных сочетаний также можно варьировать оттенки разной светлоты и насыщенности. Например, всегда ностальгически-романтично воспринимаются цветники пастельных тонов в розово-голубой гамме.

С гармоничными сочетаниями невозможно переборщить, поэтому нюансный сценарий доминирует в цветочном дизайне.

Цветовое сочетание лососевых и сиреневых — пример менее резкого и более изысканного контраста теплых и холодных оттенков

Теплая гамма родственных цветов

Родственные или аналоговые переходы на сочетании нескольких соседних цветов спектра и их оттенков гармоничны как в радуге. У теплой гаммы огненно-ярких красок, включая группы от желтого и оранжевого до красно-терракотового, масса оттенков. Несмотря на ширину выбранного спектра, все они органично смотрятся вместе, создавая оптимистично-активное настроение. Именно в данном сценарии наиболее гармоничны тепло-алые оттенки красного цвета, который сложно сочетается с его холодными тонами.

Композиция в теплых тонах оранжево-красных соцветий

Монохроматическая гамма

Композиции, выполненные в одной цветовой гамме, удивительно гармоничны. Построенные на тонких градациях одного цвета, они заставляют зрителя искать тонкие различия, включая как разнообразные оттенки цвета, так и их тональные отношения, которые светлее и темнее основного цвета (розовый-малиновый-бордовый).

Холодные сиреневые краски чуть оттеняют огненно-оранжевые всполохи цветущих азалий

Не забудем и об истинном смысле слова «сценарий». Цветовое решение цветочной композиции рождается как от задуманной темы будущего цветника, так и от образа-сценария сада, который и диктует выбор элементов, материалов и растений.

Поделиться:

Смотрите также

  • Пятое измерение Цветники | №6 (69) '2012 Пятое измерение

    Непрерывная красота, декоративность цветника часто ассоциируются с его постоянным цветением. Но эффекты цветения скоротечны и изменчивы, а так хочется ярких красок, чтобы цвело, радовало, менялось. Как этого добиться, как продлить парад цветения, сделав его заметным и впечатляющим?

  • Злаковый акцент Цветники | №5 (68) '2012 Злаковый акцент

    Грация, ажур, шелест трав, их отзывчивость на природные явления, изменчивость и многообразие совершенно незаменимы в садовых композициях. С приходом злаков в сад мы заговорили о появлении новой природной эстетики, об иных декоративных эффектах, новом ассортименте и принципах компоновки растений...

  • Эстетика композиции Цветники | №3 (66) '2012 Эстетика композиции

    Композиция — это построение и взаимосвязь элементов любого произведения, позволяющая добиться его единства и завершенности. По отношению к устройству цветников сложно установить точные правила художественного решения, но некоторые эстетические принципы стоит привести...

Войти через социальные сети:
Вход VKontakte Вход MyMailRu Вход Odnoklassniki
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов: