Цветники часто называют палитрой сада, это самый разнообразный и красочный его элемент. Лишь распустившийся цветок создает образ и настроение в цветочной композиции, делая ее драматичной или романтической, напряженной или воздушной.
«Цветовая комната» в контрастной гамме
Цвет воспринимается в первую очередь. Им можно «вытянуть», «собрать», придав цельность, даже не безупречную по композиции картину, но его непродуманное применение способно и разом перечеркнуть все труды.
Цветовосприятие во многом субъективно, в первую очередь в области предпочтений тех или иных оттенков или сочетаний, но есть и объективные законы прекрасного, позволяющие гармонизировать цветовые сочетания.
Холодный фон котовника усиливает желтый аккорд лилейника
О правилах
Чаще всего композиции строятся на использовании либо определенной цветовой гаммы, либо определенного цветового сочетания.
Теплую гамму молочаев дополняют охристые тона злаков, контрастирующие с лиловыми оттенками цветущих гераней и шалфеев. Сад Уисли, дизайн Тома Стюарта-Смита
Чем дробнее композиция цветника, тем важнее вопросы колористики. Чем меньше пятна цветущих растений, тем больше тяготеют друг к другу цвета, звучащие в один период, и тем продуманнее их нужно сочетать.
Вопросов колористики можно избежать при большой площади цветового пятна (то есть посадочного места) каждого растения, размер снимает значение цвета. А также в варианте последовательного цветения друг за другом крупных куртин многолетников. Словом, или большие цветовые пятна, или продуманное сочетание одномоментного цветения нескольких культур.
Композиция, построенная на контрастно-нюансном сочетании форм и фиолетово-оранжевых оттенков. Бэрикорт, дизайн Пита Удольфа
При всей важности цвета не стоит забывать о первичности структуры в композиции.
О цветоведении
Работа с цветом — творческая задача, требующая знания ассортимента и основ цветоведения. По теории цветового круга существуют группы основных и дополнительных цветов (объясняющих, в частности, смешение цветов и появление оттенков). Также в цветовом круге можно выделить теплую и холодную группы, с преобладанием желтого цвета в основе первых и синего — в основе вторых. Помня при этом (на примере оттенков зеленого цвета как их составного), что практически каждый цвет имеет теплые и холодные оттенки, например, алый и малиновый.
Диагональная композиция с повтором желто-сиреневых и серебристых тонов
Конечно, каждый цвет имеет особенности и предпочтительные сочетания. Как не заблудиться в красочном море цветов и оттенков? На наш взгляд, проще идти от определенного цветового сочетания, так называемого цветового сценария, что позволит не ошибиться. Ведь вариантов цветовых сочетаний на самом деле не так много. При этом вариантов решения в рамках узкой задачи может быть бесконечное множество.
Тонкие переливы оттенков розового удивительно гармоничны в романтических цветниках с розами
Контрастное сочетание
Контрастные композиции, яркие и эффектные, практически всегда удаются и запоминаются. Под цветовым контрастом мы понимаем сочетание теплой (желто-оранжевой) и холодной (сине-фиолетовой) гаммы цветов разной степени сложности. И это могут быть не только желто-синие пары, но и весь спектр оттенков теплого — от лимонно-желтого до золотистого и оранжевого, и холодного — от сине-голубого до фиолетового.
Масштабная композиция построена на последовательном цветении ограниченного количества высаженных крупными блоками многолетников и решена в холодной нюансной гамме оттенков разной светлоты и насыщенности, от светло-розовых (герани) до темно-пурпурных и фиолетовых (шалфей дубравный и кнаутия македонская). Повтор цветущих куртин и вставки злаков задают ритм в протяженной композиции. Июль. Сад Уисли
К контрастным мы отнесем и более сложное и изысканное взаимодействие разбеленных оранжево-лососевых и сиреневых тонов. Контрастные цвета недаром называют и взаимодополняющими, их оттенки усиливают звучание друг друга, создавая композиции необычайной эмоциональной силы. Чтобы не переборщить с контрастами, следует ограничивать их количество, размещая не более одной в поле зрения.
Монохромный зеленый цветник на суммирующихся (зеленых, салатовых, сизо-голубых) оттенках листвы и цветущих видов (желтых, голубых, зеленоцветных) — одна из самых сложных и изысканных колористических задач. Риджентс-парк (Англия)
Нюансная гармония
Нюансные переходы в пределах тональных различий одного цвета или цветов одной гаммы изысканны и благородны.
К нюансной гармонии цветов чаще относят холодную гамму от красно-малиново-розовых до сиренево-лиловых тонов, выбирая любую ширину спектра.
Тональный контраст от светло-розовых соцветий до насыщенно-пурпурных тонов листвы очитков и барбарисов придает драматизм и выразительность пурпурному миксбордеру. Поместье Тинтинхалл-Хаус (Англия)
Большое количество оттенков позволяет создавать самые разные по настроению цветочные композиции. В рамках холодно-нюансных сочетаний также можно варьировать оттенки разной светлоты и насыщенности. Например, всегда ностальгически-романтично воспринимаются цветники пастельных тонов в розово-голубой гамме.
С гармоничными сочетаниями невозможно переборщить, поэтому нюансный сценарий доминирует в цветочном дизайне.
Цветовое сочетание лососевых и сиреневых — пример менее резкого и более изысканного контраста теплых и холодных оттенков
Теплая гамма родственных цветов
Родственные или аналоговые переходы на сочетании нескольких соседних цветов спектра и их оттенков гармоничны как в радуге. У теплой гаммы огненно-ярких красок, включая группы от желтого и оранжевого до красно-терракотового, масса оттенков. Несмотря на ширину выбранного спектра, все они органично смотрятся вместе, создавая оптимистично-активное настроение. Именно в данном сценарии наиболее гармоничны тепло-алые оттенки красного цвета, который сложно сочетается с его холодными тонами.
Композиция в теплых тонах оранжево-красных соцветий
Монохроматическая гамма
Композиции, выполненные в одной цветовой гамме, удивительно гармоничны. Построенные на тонких градациях одного цвета, они заставляют зрителя искать тонкие различия, включая как разнообразные оттенки цвета, так и их тональные отношения, которые светлее и темнее основного цвета (розовый-малиновый-бордовый).
Холодные сиреневые краски чуть оттеняют огненно-оранжевые всполохи цветущих азалий
Не забудем и об истинном смысле слова «сценарий». Цветовое решение цветочной композиции рождается как от задуманной темы будущего цветника, так и от образа-сценария сада, который и диктует выбор элементов, материалов и растений.