Композиция — это построение и взаимосвязь элементов любого произведения, позволяющая добиться его единства и завершенности. По отношению к устройству цветников сложно установить точные правила художественного решения, но некоторые эстетические принципы стоит привести.
Целостность
Одним из главных свойств любой композиции можно назвать целостность. Применительно к цветникам это и единство посадочного места и композиционного решения, и идея, целостный образ, лежащий в его основе. Найденная общая тема цветника позволит провести отбор элементов и изобразительных средств (растений, цветовых решений и сочетаний) для создания законченной композиции. Образ и тему цветочной композиции могут навеять архитектура дома или образ сада, личные пристрастия (цветовые и стилистические) и ассоциации (пышное цветение или злаки на лугу), увлечение выращиванием определенных культур.
Гармония и контраст
Гармония и контраст — два основных художественных приема, которые используются в композиционном решении как сами по себе, так и в сочетании друг с другом. Контрастными или гармоничными могут быть комбинации красок, света, текстур, форм, образов.
Контраст — резко выраженная противоположность, проявляющая полярные черты (размеров, форм, цвета, структур и т.д.) и подчеркивающая их разность. Это сильный прием, позволяющий избежать монотонности и однообразия. Тональный контраст — светлого и темного — оживляет цветники, не давая теряться темным тонам и размываться светлым. Выразителен контраст, построенный на сочетании теплой и холодной цветовой гаммы.
Контрастные цвета, расположенные рядом, усиливают взаимное звучание, создавая неимоверное напряжение, поэтому не стоит размещать более одной контрастной композиции на момент цветения в одном видовом кадре. Контраст формы и размера, на котором мы строим теневые и зеленые композиции, можно назвать основой цветников. Поскольку лишь композиции, учитывающие форму куртины, габитус растений, в том числе размер и текстуру листвы (крупная и рассеченная, блестящая и матовая, округлая и злаковидная), создадут действительно стабильно декоративную картину, которую уже дополнят эффекты цветения.
Контрастирующие формы соцветий — плотные и ажурные, свечевидные и зонтичные, шары и вертикали — не только залог интересной цветочной композиции, но и основа сегодняшней эстетики.
Контрастом статики и динамики, движения и покоя можно назвать и актуальное ныне сочетание регулярных форм и рассыпчатого наполнения, топиарных и структурных элементов со свободными природными посадками, например, злаков или разнотравья.
И все же стоит помнить, что большое количество контрастных сочетаний, особенно по нескольким признакам одновременно (форма, цвет, размер), способно перегрузить садовую картину, создавая излишнюю вычурность и пестроту. Злоупотребление контрастом всегда выглядит утомительно и неправдоподобно. Избыток декоративности в композициях из разных по форме крон растений со всеми возможными оттенками листвы — пока весьма частая и узнаваемая картина в наших садах.
Нюанс
Нюансная гармония основана на принципе подобия и подчеркивает схожесть. Она достигается объединением аналогичных элементов — красок, форм, текстур, их повторением, но с некоторым отличием. Нюанс можно построить, например, на использовании сближенных оттенков цвета, разновеликих, но одинаковых форм, то есть за счет подбора элементов похожих, но несколько различных.
Фото 1. Классическую композицию сиреневого бордюра, построенную на тончайших переливах лиловых оттенков, организует повторяемость цветовых пятен (весеннее цветение василистников, колокольчиков, синюх и декоративных луков), вставок архитектурных растений, вертикальных акцентов заднего яруса и куртин цветущих гераней. Летом их сменят ритмичные акценты из цветущих роз, дельфиниумов, шалфеев, осенью — из очитков видных и многолетних астр. Работа знаменитого английского дизайнера Арабеллы Леннокс-Бойд в усадьбе Uscot House.
Фото 2. Двуцветный миксбордер из взаимодополняющих цветов контрастной гаммы поражает богатством подобранных оттенков желто-золотистых и сине-голубых тонов. Сад Дины Деферм, Бельгия.
Фото 3. Весенняя композиция из ириса сибирского и видового лилейника — пример сочетания, контрастного по цвету и нюансного по листве.
Нюанс — прием более сложный и тонкий, смягчающий и обогащающий цветочные композиции. Он требует вкуса и наблюдательности, успокаивает и гармонизирует картину, не вызывает эмоциональной напряженности, и с ним нельзя переборщить, поэтому нюансные сочетания доминируют в саду. Выразительна гармония форм вертикальных соцветий горцев, дербенников и вероникаструмов, пушистых соцветий маклеи и скумпии, ажурной листвы астильбе и папоротников. А нюансные цветовые переходы в рамках одной цветовой гаммы или оттенков одного цвета, несомненно, производят завораживающее впечатление. Гармоничным и интересным решением можно назвать сочетания, контрастные по одному признаку и нюансные по другому. Например, цветовой контраст ирисов сибирских и видовых лилейников с линейной листвой, нюанс пурпурных вертикалей астильбе китайской «Vision in Red» со звездчатой россыпью астранции «Сlaret», лиловые переливы цветущих луков и шалфеев, контрастирующих формой.
Повтор
Объединить композицию, придать ей целостность и завершенность позволяет прием повтора. Это может быть повтор с равными промежутками в определенном ярусе цветника одной и той же культуры или вставка из кустарников, штамбовых форм или опор для лиан, выдержанная в заданном ритме. Это может быть и повторяющийся мотив ярких пятен цветения, растений одной окраски или с похожими формами соцветий. Расположенные даже в разных ярусах композиции, они будут «прочитываться» глазом, создавая логику и упорядоченность. Элементом повтора в цветнике могут стать и определенное тематическое или архитектурное растение, выраженная вертикаль злаков или архитектурные блоки из нескольких видов, создающие жесткую структуру композиции. И чем протяженнее цветник, тем важнее использование принципа повтора с определенной ритмичностью по всей длине композиции.
Фото 4. Ажурные соцветия маклеи (Macleaya) и кружевные метельчатые соцветия скумпии (Cotinus) создают тончайший нюанс фактур во время цветения.
Фото 5. Изысканное сочетание перекликающихся зеленоватых оттенков и фактур нерасцветших соцветий очитка видного (Sedum spectabile) и солидаго высочайшего (Solidago altissima), или золотарника.
Фото 6. Декоративная композиция в холодной цветовой гамме построена на игре и взаимной «перекличке» тонов и оттенков: розовых соцветий астильбе (Astilbe) с малиновыми щитками спиреи японской (Spiraea japonica) сорта «Crispa», которые оттеняют пурпурная листва черемухи виргинской (Prunus virginiana) сорта «Shubert» и серебристо-пурпурные листья гейхер (Heuchera).
Фото 7. Вертикали цветущего котовника (Nepeta) в бордюре цветника задают ритм всей композиции. Цветник хорошо читается благодаря сбалансированности посадок. Сад бельгийского дизайнера Дины Деферм (Dina Deferme).
Фото 8. Благодаря чередующимся куртинам очитков (Sedum), лилейников (Hemerocаllis) и гераней бордюр протяженного пристенного миксбордера выглядит спокойно и уравновешенно. Парк Беервелде (Beervelde Park), Бельгия.
Фото 9. Объемные куртины молочаев (Euphorbia), несимметрично посаженных по обеим сторонам дорожки, — наглядный пример повтора, читающегося по диагонали. Продуманный и сдержанный выбор растений с учетом их размера и внешнего облика (габитуса) дает потрясающий эффект.