Первый снег повышает настроение, укутывая мир белизной и делая его невыразимо чистым. Но дальнейший рост снежного слоя весьма затрудняет передвижение по участку. Для решения подобных проблем создана снегоуборочная техника.
На полном самообслуживании
Снегоуборщик представляет собой своеобразный самозагружающийся транспортер, который вбирает в себя снег в месте уборки и, пропустив его через себя, отбрасывает на определенное расстояние — туда, где он не будет помехой передвижению человека. Снегоуборщик состоит из приемоподающей части (шнека, проталкивающего внутрь агрегата снег и при необходимости предварительно дробящего его) и выбрасывающей (вентилятора-крыльчатки, выдувающего снег через раструб). Но существуют и модели, в которых всю эту работу выполняет только шнек. Они называются одноступенчатыми — в отличие от первых, за которыми закрепилось название «двухступенчатых», или «шнекороторных», — их также называют еще роторными или роторно-лопастными. Но, по мнению некоторых специалистов, название «роторные» больше закрепилось не за автономными аппаратами, а за снегоуборщиками-насадками, которые мож-но прикрепить к мини-трактору, садовому райдеру или мотовездеходу.
За простоту одноступенчатого шнекового снегоуборщика приходится платить производительностью и дальностью выброса снега (всего 5–6 м), которая у двухступенчатых агрегатов гораздо больше (в пределах 18 м). Раструб можно поворачивать в любую сторону, обеспечивая выброс снега влево или вправо, а также плавно регулировать направление выброса и его дальность — в том числе и с помощью электронных устройств управления, расположенных на щитке снегоуборщика.
Убираемый снег может оказаться самой жесткой консистенции, по твердости приближающейся ко льду. Кроме того, в снежной массе могут оказаться разные предметы. Отсюда особая забота конструкторов о механизмах: в валах шнеков и приводных деталях, передающих усилие с редуктора на исполнительные механизмы, используются легкозаменяемые шпонки из мягкого материала, которые сминаются при возрастании усилия до определенного значения. Это позволяет сберечь редуктор и двигатель при попадании в снегоуборщик твердого мусора.
Если заснеженная территория покрыта слоем гравия, то снег с нее лучше убирать агрегатом, у которого загребной ковш, шнек и выпускной раструб изготовлены из пластиково-резиновых материалов. Поверхность пластика меньше тормозит снег, поскольку тот не прилипает к гладкой поверхности. Среди других достоинств материала в ударопрочном исполнении — неподверженность коррозии и способность сохранять прочность и пластичность при низких температурах. В любую из моделей снегоуборщиков конструкторы закладывают оптимальное взаимодействие трех параметров: полосы захвата, мощности и производительности. Широкая полоса захвата требует большей мощности, что приводит к увеличению объема транспортируемого сквозь снегоуборщик снега и характеризует производительность агрегата.
Бензин или кабель
Несамоходные снегоуборщики как бензинового, так и электрического вида удачно справляются с уборкой свежего снега толщиной до 25 см на площади до 500 м². При уборке участка, превышающего указанный размер, нужно воспользоваться самоходным агрегатом: для площади в пределах 500–2500 м² подойдет снегоуборщик мощностью 5–9 л.с., а если убираемая территория еще больше, то понадобится самоходный аппарат мощностью от 9 л.с. и более. Объем бака бензинового снегоуборщика рассчитан на непрерывную работу двигателя в течение 1–2,5 часов, в зависимости от модели и нагрузки на двигатель во время уборки. Замену масла в картере производят, как правило, через 100 часов непрерывной работы, так что за сезон может понадобиться всего одно подобное мероприятие.
По виду используемого двигателя снегоуборщики делятся на электрические и бензиновые. Электроагрегаты запитываются от сети с помощью шнура, что упрощает запуск снегоуборщика: чтобы привести его в рабочее состояние, достаточно разложить шнур от места уборки до розетки и нажать кнопку на пульте управления. Бензиновый же двигатель требует постоянного пополнения топлива, а если речь идет о двухтактной его разновидности, то и соблюдения пропорций топливной смеси, состоящей из бензина и масла. От состава топлива зависит степень токсичности выхлопных газов, а также характер износа двигателя. Правда, использование четырехтактного двигателя избавляет от этих неудобств, поскольку он работает на чистом бензине. Кроме того, он меньше шумит и выдает в атмосферу более чистые выхлопные газы, а его моторесурс в 2–2,5 раза больше, чем у двухтактного. В холодном состоянии бензиновый двигатель заводится стартерной кнопкой электрического запуска, а в горячем его легко запустить при помощи специального шнура. Подключение привода к исполнительным механизмам в обоих видах снегоуборщиков производится, как правило, одним рычагом.
Электрические «снегоеды» обладают небольшой шириной захвата убираемого снега (примерно около полуметра), что можно отнести к недостаткам по сравнению с бензиновыми установками, у которых ширина захвата доходит до 1,2 м. Но небольшая полоса уборки в то же время добавляет маневренности снегоуборщику. У электрических моделей маневренность зависит от электрического кабеля запитки (длиной, как правило, до 50 м), который заставляет раздваиваться внимание оператора, — ему приходится и за процессом уборки следить, и попадания провода в движущиеся части не допустить. Обеспечение безопасной работы в условиях влажного снега требует применения электрических разъемов с повышенной влагоустойчивостью.
Бензиновые снегоуборщики способны выдержать более напряженный режим работы, чем электрические. Оба вида двигателей хорошо приспособлены к работе в условиях холода и могут функционировать даже при температуре минус 50° С. Для достижения данной цели в бензиновом двигателе используется подогрев карбюратора. По израсходовании топлива бензиновому снегоуборщику лучше устроить 20-минутный перерыв в работе, поскольку ее возобновление сразу после пополнения бака может привести к перегреву двигателя.
Весовые категории
Мощность электрических снегоуборщиков, как правило, невелика и составляет 3–6 л.с. Но это влечет за собой и небольшой вес агрегата (в пределах 40 кг), а также небольшие габариты. Мощность снегоуборщиков из бензинового семейства начинается с величины 6 л.с. и может достигать 13 л.с., что сопровождается и ростом веса, который составляет от 70 до 200 кг и более. Одноступенчатые модели имеют мощность до 6 л.с. и относятся к легкому классу снегоуборщиков. Они захватывают полосу шириной 53 см и могут пропустить через себя за час около 33 т снега. Диапазон мощности от 6 до 11 л.с. принадлежит среднему классу снегоуборщиков, состоящему из агрегатов двухступенчатой сборки. Ширина снегозахвата у снегоуборщика среднего класса мощности составляет 55–80 см, высота снегозахвата — 50 см, а производительность — 35–60 т/ч. Снегоуборщик тяжелого класса (мощностью более 11 л.с.) весит 200 кг и способен расчищать полосу шириной более 1 м и захватывать снежный слой толщиной около 60 см. Его производительность составляет 70 т/ч. Для уборки снега с очень больших площадей можно использовать универсальный садовый трактор, приспособленный к работе с разнообразными навесными устройствами, среди которых имеются и такие, что позволяют ему выполнять и функции роторно-лопастного снегоуборщика. Помимо отбрасывания снега через раструб трактор может разделаться с сугробами и с помощью отвальной лопаты. Такой комбайн в любое время года не останется без дела: зимой снег уберет, летом газон выкосит или дорожки подметет. Трактор хорош еще и тем, что имеет возможность везти человека в специально устроенном седле (при необходимости убрать площадь в несколько гектаров вряд ли было бы удобным ходить пешком).
Колесные снегоуборщики выбирают в основном для работы на участках, изобилующих различными поворотами небольшого радиуса, насыщенных клумбами, кустарниками и объектами архитектуры малых форм, требующими индивидуального «обхождения» во время уборки. На поверхностях более «размашистых», не утыканных названными элементами, как шахматная доска фигурами, можно использовать агрегат на гусеничном ходу. Особенно он придется кстати на наклонных участках и в ситуациях, где требуется повышенная проходимость снегоуборщика.
Своим ходом и «за ручку»
Снегоуборщики делятся также на самоходные и несамоходные. Соответственно самоходные модели имеют привод от силовой установки не только на исполнительные механизмы, но и ходовую часть. Они движутся своим ходом, а человеку только остается управлять скоростью и направлением движения. К несамоходным относятся модели легкого класса, передвигаемые усилиями человека с помощью специальных ручек. В них обычно используется одноступенчатая схема компоновки. Ими удобно управлять при уборке свежевыпавшего снежка на ровных площадках. Чтобы не страдало покрытие, шнеки в таких моделях снегоходов оснащены резиновой кромкой, соприкосновение которой с тротуарной плиткой проходит без последствий и для шнека, и для убираемой поверхности. Описанный метод уборки хорош, если он регулярен, — при постоянном проживании в загородной резиденции.
Но если придется убирать слежавшийся и заледенелый снег, то резиновая кромка состязание не выиграет. Само-ходные же снегоуборщики готовы к выполнению и такой задачи, поскольку оснащены шнеком с металлическими (иногда даже зазубренными) краями. Это, конечно же, требует дополнительной регулировки положения шнека относительно поверхности площадки, для чего в конструкцию добавляют специальные лыжи-упоры. Впрочем, и легкие снегоуборщики могут быть переведены в разряд устройств, справляющихся с залежалым снегом. Для этого обычный шнековый механизм заменяется на специальную щетку, способную разрушить неподатливый снежно-ледяной слой и смести его в сторону. Подобная насадка превращает снегоуборщик в многоцелевое устройство, поскольку по осени с его помощью можно убирать опавшие листья, а также другой садовый мусор, накапливающийся в местах прогулок, отдыха и интенсивной садоводческой деятельности.
Самоходные устройства могут иметь несколько передач, которые позволяют выбрать скорость передвижения в соответствии со степенью сложности обрабатываемого участка. Помимо моделей со ступенчатой схемой переключения передач (за счет механической коробки передач) выпускаются также и снегоуборщики, где тяговое усилие может меняться плавно с помощью гидравлической ко-робки и ременно-шкивной передачи. «Самоходки» в большинстве своем имеют двухступенчатое исполнение и оснащены мощным вентилятором, принимающим эстафету от «снегодробильного» шнека.
На колесах или гусеницах
Снежный покров далеко не всегда можно преодолеть на колесах, особенно после долгих заносов: сугробы заставят пробуксовывать даже колеса с ярко выраженным рельефом протектора. Здесь поможет ходовая часть с гораздо большей площадью сцепления с заснеженной поверхностью — гусеничный ход. Гусеницы снегоуборщиков (впрочем, так же как и колеса) изготовляются из высокопрочной резины. Износ от взаимодействия со снегом им не грозит, и их практически не приходится менять за весь срок службы снегоуборщика. Если, конечно, его владельцу вдруг не захочется испытать маневренность снегоуборочной машины на летнем асфальте. А искушение может оказаться действительно большим, особенно в случае снегоуборщика тяжелого класса. Вся компоновка и органы управления превращают подобный агрегат в игрушку, просто провоцирующую на исследование всех ее возможностей. А их и в самом деле немало: управление с помощью джойстика, регулировка давления в шинах, скорости переднего и заднего хода, положения центра тяжести, взаимное расположение деталей ходовой части в зависимости от рельефа местности (при работе на склонах), а также разблокировка дифференциала (с отключением от привода одной из гусениц или колеса), благодаря чему при необходимости можно крутиться на миниатюрном пятачке, и т.д.