В Москву приезжает знаменитый ландшафтный дизайнер Лучано Джуббилей. 27 марта в «Крокус Экспо» он проведет мастер-класс «Как создается атмосфера сада».
Сад известного ландшафтного дизайнера Лучано Джуббилея, созданный для компании Laurent-Perrier, получил Гран-при на лондонской выставке Chelsea Flower Show 2014 года. Предыдущие работы мастера также завоевывали золотые медали британского Королевского общества садоводов. Несмотря на кажущуюся простоту, в проекте заложено множество новаторских идей, образов и ассоциаций.
Лучано Джуббилея часто называют «Армани ландшафтного дизайна». Уроженец итальянского города Сиена, выпускник престижной Инчболдской школы дизайна, сегодня он является одним из наиболее востребованных и популярных профессионалов ландшафтной индустрии в Великобритании. Победитель множества выставок и конкурсов, автор книг по ландшафтному дизайну, теоретик и практик, Джуббилей создает модернистские сады и парки. Главные приоритеты его творчества — гармоничная организация пространства, синтез искусств, эстетика материалов, растительных композиций.
Сад Laurent-Perrier привлек большое внимание критиков и специалистов ландшафтного дизайна. Так, например, ландшафтный дизайнер Марина Крячко сравнивает эту работу с садом Тома Стюарта-Смита, созданным для выставки в Челси в 2010 году, и творчеством итальянского архитектора Карло Скарпа.
«Ассоциации со знаменитым садом Тома Стюарта-Смита очевидны. Прямоугольник бассейна, стриженая полоса формованных растений, раскидистые кроны деревьев. Но, имея почти неотличимую планировочную основу, Лучано Джуббилей делает принципиально другой по смыслу сад, — рассуждает она. — …Том Стюарт-Смит создавал образ недавнего прошлого, закат индустриальной модернистской эпохи, где образ полуразрушенных временем посадок самшита находился в согласии с ржавым металлом беседки, сооруженной по технологии самолетного крыла и заросшей сорняком. У Джуббилея совсем иное. Здесь нет никакой патины, модернизм доведен до блеска, до самой высокой линии».
Параллели с архитектурой Карло Скарпа Марина Крячко видит в перерождении модернизма в маньеризм. «Сложный ступенчатый профиль опоясывает ступенями амфитеатра водоем и канал, бетонная стена с тонким членением доведена до совершенства мрамора и является элементом стриженой изгороди. Только задумавшись, как получить монолитную конструкцию такого качества, понимаешь, насколько высокие технологии за этим стоят», — описывает она сад Лучано. И продолжает: «Достаточно вспомнить Карло Скарпа. В творчестве итальянского гения мутация модернизма в маньеризм особенно заметна. Простые линии и формы преобразованы в сложные в реализации профили, высочайшее качество всех деталей, даже сооружаемых из бетона, применение металлов и ценных сплавов, бесконечные лесенки, которым еще подыгрывает свет, преломляющийся на их гранях».
Сам Лучано Джуббилей считает свой проект работой, «исследующей контрастные понятия тишины и движения». Уравновешенность простой композиции сада и его регулярной планировки сочетается с тщательной проработкой деталей. Поверхности из бетона и натурального камня создают тонкую игру нюансов; движение воды, блики солнечного света и отражения в зеркале пруда придают саду экспрессию. Темно-зеленая листва служит фоном для синих, белых, кремовых и желтых оттенков.
Приверженность строгой геометрии в ландшафтном дизайне Лучано Джуббилей объясняет своим итальянским происхождением и увлечением культурой средиземноморского Ренессанса, основа которого — баланс форм, линий и пропорций.
Ренессансная уравновешенность реализована в проекте с помощью простых, неприхотливых растений. Вместо традиционного цветника в саду обустроен «луг» с четырьмя видами злаковых (перловник высокий «Alba», щучка дернистая, щучка извилистая, трясунка средняя) и клевером. Акценты в цветочной композиции расставляют ирисы, люпин и наперстянки — еще один отсыл в сторону маньеризма.
Особенностью проекта также стало включение в дизайн сада скульптуры, выполненной из кедра американской художницей Урсулой фон Ридингсвард. Урсула работает с канадским кедром уже несколько десятилетий, считая его идеальным материалом для творчества — нейтральным, как лист бумаги, и лишенным видимых волокон. Скульптуры со сложным рельефом создаются из многочисленных склеенных слоев древесины, обработанных шлифовальными станками и ручными инструментами.
Скульптура из кедра заняла почетное место на площадке рядом с водоемом и стала одной из главных составляющих композиции. «Скульптура была разработана в процессе диалога между мной и Урсулой. Я ездил в ее студию в Нью-Йорке, мы много общались по телефону. Я купил два красивых дерева и показал ей фотографии. Форма скульптуры точно отражает необычную форму одного из деревьев. Она великолепна — я обожаю ее!» — говорит Лучано Джуббилей.