Концепция — важнейшая составляющая любого выставочного сада, именно она позволяет уйти от набора случайных элементов и растений. Тема, концепция создают некие внутренние связи — в стилистике, композиции, цвете, элементах сада и семантике посадок.
План сада
Растения из «Азбуки сада»
Тема данного сада продиктована 440-летием первой печатной азбуки Ивана Фёдорова. Азбука как основа основ заинтересовала нас и нашла отражение в идее, цвете и построении композиции сада.
Сдержанная логика буквы интерпретирована в лаконизме современной планировки.
Книгопечатание можно рассматривать как элемент регулярности (введение текста в регулярные рамки), эта идея прочитывается в композиции сада, геометрии плана и отдельных компонентов. Но такую регулярность отнюдь нельзя назвать классической, это пример современной регулярности, где геометрия аллеи и партеров в свою очередь накладывается на «своеволие текста» свободных посадок, объединяя природное и рукотворное. Ведь, оттолкнувшись от темы связи времен прошлого и настоящего, мы должны прийти к саду сегодняшнему и современному.
В партерах сада возникают отголоски древнерусской вязи, в их рисунке угадываются старинные начертания букв. Структурная «вязь» партеров перекликается с наполнением из растений «новой волны»: посадки из многолетников, основанные на устойчивом развитии, с основой из щучки дернистой, сортов шалфея, астранций, пенстемона, вербейника. Как в печатной книге есть заглавная красная буква, так и один из партеров, с преобладанием лилово-пурпурных оттенков, более активен по цвету. В соответствии с идеей устойчивых посадок в саду не используется газон.
Высаженная в аллейной посадке черемуха Маака с медовыми стволами хорошо вписалась в идею сада семантически, как и калина обыкновенная в живой изгороди, придающая всей композиции очень «наше» звучание и прекрасно отражающая национальную направленность темы.
Мягкий тон с нейтральной фактурой гравийного покрытия, незаслуженно редко используемого в садах, визуально собирает все элементы сада. Гравийное покрытие на структурной решетке не только функционально в уходе и использовании, но и прекрасно улавливает и распределяет воду.
Устойчивая посадка в аллее построена на игре нюансов и принципе «эха», перекличке цветов и оттенков. Так, кракелюр листвы сортовой гейхереллы перекликается с рисунком на листьях герани темной «Samobor», отражаясь в темных цветах красных астранций и шалфея «Caradonna». Удивительный оттенок молодой листвы спиреи «Macrophylla», которому вторит листва гейхеры «Kassandra», оттеняет охристый цвет щитов ограждения и является переходным тоном к оттенкам листвы пузыреплодника «Zdechovice», стволам черемух и садовых скульптур. Их оттеняют прохладные мягкие нюансы листвы розы сизой, соцветий шалфея мутовчатого. В целом в проекте ставка сделана именно на растительный дизайн, сложную работу с цветом и художественные элементы.
Нам было важно продемонстрировать и возможности отечественного посадочного материала. По заранее составленному для нашей концепции списку (так называемый Plant List) растения специально готовили (надо отметить, в ограниченные сроки). Спонсор сада, предоставивший свой посадочный материал, — тюменский «Питомник Ахмечет», поэтому все растения проделали большой путь из Сибири, преодолев две с половиной тысячи километров. И на вопрос, где же взять такие сорта астранций, мы гордо отвечали: «В Сибири!»