К садоводству мы обычно относимся как к довольно серьезному занятию. В своем лондонском саду художники Сьюзан Беннет и Эрл Хайд с теплым юмором и остроумной иронией раскрывают его игровую сторону. Одним из самых ценных комментариев посетителей для них стало наблюдение молодого отца, гулявшего по саду с дочками и заметившего, что клумба с тюльпанами, желтофиолями и примулами похожа на большую улыбку.
Легкое юмористическое начало вводится через противопоставление серьезного и абсурдного, богемного и традиционного, через неожиданные объекты, расположенные в еще менее ожидаемых местах, а также с помощью оптических обманок, так называемых трамплей (фр. trompe l’oeil — «обман зрения»). «У нас нет большого поместья, с которым можно было бы «играть», и мы воплощаем наши грандиозные идеи в миниатюрах», — объясняет Сьюзан. В саду есть небольшой храм в стиле барокко, восточный сад, желтая зеркальная стена вне студии и зеркальная арка, которая на самом деле никуда не ведет. Но это, кажется, и манит в тот другой сад, находящийся «по ту сторону», потому что сцены, отражаемые в зеркале, могут отличаться от реальности.
Зеркала отражают весь участок, приблизительно равный по площади трем теннисным кортам. «Когда я переехала сюда в 1966 году, здесь был крошечный девятиметровый сад, полный щебня и глины, но в 70-х годах мы смогли приобрести еще полосу луга», — объясняет Сьюзан. В 1995 году они купили принадлежавшую муниципалитету заасфальтированную спортивную площадку, использовавшуюся для хранения промышленных отходов. «В этой земле ничего не выживает, поэтому мы сделали восточный сад и все растения выращиваем в горшках», — добавляет она.
Новый сад делится на связанные между собой «комнаты», и в каждой есть уникальные архитектурные детали, созданные Эрлом. Кроме этого он также отвечает за вкусные пирожные, которые пекутся в благотворительные дни открытых дверей и соперничают с садом за внимание посетителей.
Дорожка из камней на газоне связывает террасу позади дома 1960-х годов с главным садом и проходит мимо пруда с карпами кои, который можно не заметить из-за маленькой пагоды, названной «Местом, где ныряет Фиби». Ежедневно собака породы веймарская легавая по кличке Фиби приходит сюда поплавать. «Она мой помощник в саду, проложила свои дорожки вокруг границ участка, так что приходится учитывать это при посадке растений», — отмечает Сьюзан. За прудом раскинулся широкий газон, над которым нависает крона огромной ивы, посаженной здесь, чтобы поглощать родниковую воду — в противном случае она может залить эту зону. Ветви ивы также слегка касаются храма в стиле барокко, сконструированного Эрлом с использованием обрезков газовой трубы, отделанных под мрамор.
По другую сторону от газона находится студия, обрамленная с одной стороны множеством сделанных из оголовков старых дымовых труб горшков с тюльпанами и фиалками. Студия — это место, где Сьюзан и Эрл создают свои прекрасные изделия из керамики. «Раньше я был фолк-певцом, — рассказывает Эрл, — но однажды во время уборки в саду так сильно порезал палец, что некоторое время не мог играть. Тогда я взялся за глиняные горшки и уже не смог остановиться». Сьюзан в настоящее время увлечена подводным миром, эта страсть родилась на празднике подводного плавания в Израиле. В результате в дальнем углу сада рядом с природным прудом появились глиняные горшки в форме морских ежей.
В саду удивительно тихо, несмотря на то, что он расположен в густонаселенном районе на севере Лондона. Большинство звуков из близлежащих домов заглушаются водным каскадом над прудом в дальнем углу сада. Рядом с водоемом стоят обеденный стол и стулья, окруженные кулисами из растений. Эти живые стены всегда зеленые, за исключением весны, когда краснокоренник (Ceanothus griseus var. horizontalis «Yankee Point») бросает синие цветы на гравий и клумбы, наполненные молочаем, желтофиолью, размножающимися самосевом незабудками, хостами и луками. Горшки с тюльпанами (золотые — «West Point», белые — «White Triumphator», розовые — «Florosa») соединяют эту часть с восточным садом, где кирпичная стена высотой два метра создает небольшие зеркальные «лунные ворота» (характерный элемент традиционного китайского сада). Поверх стены — синяя керамическая плитка, которую Эрл обжег, используя древнюю японскую технику раку.
Маленькие гравийные дорожки проходят между горшками с тюльпанами «Florosa», «West Point» и «Red Shine», окруженными незабудками, молочаем, гейхерами, хостами и желтофиолью. У Сьюзан и Эрла особое отношение к поливу растений, для них это «время созерцательности и релаксации, когда со шлангом в руке сосредоточиваешься на том, что перед тобой, и редко отвлекаешься». А еще это время, предназначенное для того, чтобы насладиться красотой многочисленных хост, структура листьев которых подсказала хозяйке сада мотив рисунка нескольких керамических изделий.
В лондонском саду неизменным спутником прекрасных растений выступает хорошая шутка. «Нужно оставаться самим собой, когда занимаешься собственным садом; и мы наслаждаемся смехом, а это не всегда легко, если вы находитесь на улице в любую погоду, восстанавливая сад после пронесшегося урагана или пробираясь через затопленный газон, — но именно это и поддерживает», — добавляет Сьюзан.