Три грани одного сада

Ландшафтная композиция с викторианскими мотивами

Проекты садов | №4 (91) '2016

Некоторым садоводам трехсторонний участок может показаться сложной задачей, но не супругам Дэви. Барри и Мелани умеют находить преимущества в предлагаемых обстоятельствах. Они решили, что если сад имеет форму треугольника, то особенностью каждой из его сторон, прилегающих к викторианскому коттеджу, будет то, что для нее наиболее естественно.

План сада

Тенистый фронт позаимствовал деревья у лесистой местности, а выходящий на юг дальний угол украшает миксбордер с многолетниками. Посредине расположен задний двор с растениями в больших горшках, прекрасный вид на который открывается с балкона спальни, и Мелани наслаждается им по утрам в солнечную погоду. «Наш участок так спланирован, что никогда не удается охватить взглядом весь сад из дома, поэтому у нас всегда есть стимул выйти на улицу», — говорит Барри, дизайнер сада, изменивший до неузнаваемости собственное владение.

Каждую часть он спланировал так, чтобы она заметно отличалась стилистически, а также привлекала внимание в определенный сезон. Весной первой оживает лесная зона, вместе с морозниками и подснежниками, вслед за ними пробуждаются азалии и папоротники. Тем временем на заднем дворе еще тихо — все в ожидании лета. В июле торжествуют георгины, бордеры из травянистых многолетников, а астры и декоративные травы будут цвести даже осенью, когда сад перед домом озарится всполохами краснеющей листвы клена и багрянника. Зимой на первый план выходит структура: арка с плющом, вечнозеленые кустарники, шары из самшита и живые изгороди.

Растения в саду посажены плотно, и он кажется уединенным, так что вы вряд ли заметите соседей с одной стороны, железную дорогу с другой и деревья с третьей, там, где растет громадный дуб, отбрасывающий большую тень. «Когда мы впервые приехали сюда, сад был еще более тенистым, — рассказывает Барри, — с огромной ивой, хвойными деревьями, ветки которых закрывали крышу коттеджа, а гречишка бальджуанская (Fallopia baldschuanica) уже карабкалась на конек крыши». Некоторые растения спилили, другие подрезали, что значительно сократило зону тени, но все равно было сложно найти разнообразные тенелюбивые растения для клумб. Самыми подходящими оказались папоротники, хосты, азалии, цикламены, гортензии, бруннеры, горянки (Epimedium) и магонии.

В саду много уютных мест, где можно посидеть и отдохнуть, любуясь открывающимся видом или солнцем, заглядывающим в каждый уголок в определенное время дня. «Если бы мне пришлось выбрать какую-то одну область в саду, то я предпочел бы лесистую местность, — размышляет Барри. — Она здорово смотрится сама по себе: можно просто сидеть в нашем круглом дворике и блаженствовать, не стараясь при этом что-нибудь подправить или собрать отцветшие цветы». Он редко отдыхает в заднем дворике, даже если там очень солнечно, поскольку цветы в нем постоянно требуют внимания. Его любимые растения, как правило, те, которые в значительной степени могут следить за собой сами, за исключением древовидных папоротников, зимующих в подсобном помещении.

Еще один фаворит супругов Дэви — хаконехлоя большая, яркая, желтая, декоративная, она может долго всходить, но, однажды появившись, становится энергичной и буйно разрастается в горшках или вдоль дорожек, где ее мягкие листья закрывают бордюры. Лилейники Барри любит за их красивые цветы, продолжительный сезон цветения и длинные, похожие на ремень листья, создающие фантастический контраст с хостами. И наконец, багрянник канадский «Forest Pansy» — дерево, на которое он готов смотреть вечно, особенно когда свет проходит сквозь его красные листья.

В настоящее время Барри занят заменой терракотовых горшков. Со временем обнаружилось, что они либо трескаются на морозе, либо растение, свешиваясь через края сосуда, закрывает его полностью. «Я покупаю пластиковые горшки, которые едва можно отличить от глиняных: они гораздо дешевле, из них легче удалять растения, когда те требуют пересадки, — говорит хозяин сада. — При «переезде», если какое-то из растений становится «полуживым», то мы обычно отказываемся от него, в крайнем случае опускаем его в ведро с водой. И что удивительно, оно часто восстанавливается!»

Обосновавшись в Хэндфорте, Барри и Мелани начали посещать другие сады в поисках идей и образов. Длинные бордеры в поместье Грейт Дикстер Кристофера Ллойда вдохновили их на создание похожих в собственном саду, у Бет Шатто они увидели, что посадки с лесными деревьями столь же интересны, как и травы. Одним из открытий стал Пит Удольф и, конечно, метод, с помощью которого он использует декоративные травы, чтобы подчеркнуть структуры и создать контраст с другими растениями, они играют ту же роль, что и кустарники в миксбордерах. «Когда мы впервые разбили цветники из трав, я был более коллекционером растений, чем дизайнером, — вспоминает Барри, — поэтому поначалу посадил слишком много разных сортов, число которых теперь постепенно сокращается».

Создав все цветники с нуля, хозяева сада быстро научились не мешать новым растениям, обеспечивая каждому их них достаточно места для роста. Они убедились: фокус заключается в том, чтобы представить, как эти растения будут выглядеть через три года. «Требуется большое воображение, чтобы сделать сад неординарным, — подводит итог Барри, — но мы испытываем удовлетворение, зная, что все это — наша работа, и нам нравится быть в саду!»

© Nicola Stocken/Gardenpix

Поделиться:

Смотрите также

  • Фантазийная история Проекты садов | №3 (90) '2016 Фантазийная история

    Этот сад с первого взгляда покоряет элегантной роскошью. Расположенный на нескольких плавно спускающихся террасах, он составляет с домом целостный смысловой и архитектурный ансамбль. Обыкновенный участок в коттеджном поселке. Почти квадратная конфигурация, диагональный уклон. Из построек — дом, баня, гараж, беседка. Но что-то неуловимо отличает этот сад, выделяя его из множества подобных...

  • Сад в зеркальных отражениях Проекты садов | №2 (89) '2016 Сад в зеркальных отражениях

    В своем лондонском саду художники Сьюзан Беннет и Эрл Хайд с теплым юмором и остроумной иронией раскрывают его игровую сторону. Легкое юмористическое начало вводится через противопоставление серьезного и абсурдного, богемного и традиционного, через неожиданные объекты, расположенные в еще менее ожидаемых местах, а также с помощью оптических обманок, так называемых трамплей...

  • На перекрестке эпох Проекты садов | №1 (88) '2016 На перекрестке эпох

    Имение с домом эпохи Тюдоров, обрамленное очаровательным сельским пейзажем, расположено на юго-востоке Англии, в графстве Кент. Ощущение абсолютной естественности этого здания в этом месте создает сад. Спокойный и лиричный, он гармонирует и с исторической архитектурой, и с окружающим ландшафтом...

Войти через социальные сети:
Вход VKontakte Вход MyMailRu Вход Odnoklassniki
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов: