Прелесть выставочных садов не только в их мимолетной феерической красе. Для дизайнера это одна из немногих возможностей сделать именно то, что ему представляется важным.
Что такое русский сад? Имперский Петергоф? Или утопающая в сирени и крапиве старая профессорская дача? Или, может быть, уже наши «карамельные» садики в коттеджных поселках, с туями, газоном и беседками-барбекю? Пожалуй, что-то среднее. Историческое, но без размаха — все-таки сад, а не парк. Скорее, небольшая усадьба XVIII–XIX веков, когда научились и ландшафт использовать с умом, по-английски, и ананасы выращивать, и о французском партере еще не забыли. Очень красивая и очень душевная.
Так сложилось, что наша нынешняя ландшафтная культура практически целиком базируется на упрощенном английском, пейзажном, варианте. Это зачастую вносит дисбаланс между классической архитектурой постройки, предусматривающей регулярное пространство вокруг, и несерьезными петляющими дорожками. Иногда даже и дорожки делаются прямыми, но дальше ровного газона дело не идет, а партер, как наиболее уместный архитектурно-художественный прием, кажется, канул в Лету.
Задача этого выставочного сада — показать, что даже на таком маленьком пространстве (площадь всего сада полторы сотки) классический партер выглядит очень достойно. И не просто достойно, а откровенно радует глаз. Небольшой живописный водоем с нимфеями и фигуркой ангела придает саду камерность. Фоном композиции служит элегантный миксбордер с белыми розами, гортензиями и лилиями. Топиарные формы, так похожие на тисы, — обыкновенные подмосковные стриженые елки. Ничего сверхъестественного и ничего недоступного.
Темой выставочной композиции послужили замковые сады средней Франции. Как и русские усадьбы, они во многом утилитарны — только фруктовые деревья здесь стригутся и растягиваются на шпалеры. Сад окружен белокаменными стенами. Это еще один из забытых приемов. Такие стены могут быть и забором, и частью построек, добавляя вне дома кусочек интерьерного пространства. Кроме того, удачно вдоль стены разместилась пергола, образовался невероятно выигрышный фон для растений, не говоря уже о том, что в таком полузамкнутом месте микроклимат улучшается в разы.
И какая же усадьба без дальних перспектив! Приподнятая смотровая площадка на входе в виде цоколя полукруглой башни позволяет полюбоваться геометрией кружевного партера сверху, а в дальнем торце под перголой — окошко, где можно посмотреть кино: французские сады, русские сады, такие красивые и такие похожие!