В Москву приезжает знаменитый ландшафтный дизайнер Лучано Джуббилей. 27 марта в «Крокус Экспо» он проведет мастер-класс «Как создается атмосфера сада». В процессе подготовки этой встречи мы получили возможность побеседовать с Лучано. Расспрашивали о дизайне, атмосфере сада и его мечтах.
Ландшафтный дизайнер Лучано Джуббилей
Л. Дж. Если быть более точным, я занимаюсь дизайном сада. С самого начала меня интересовали сады, в которых сложно организовать пространство, создать повторы, ритм. Все мои сады о том, как сделать место лучше, радостнее при помощи дизайна, как применить дизайн в конкретном пространстве. С одной стороны, они очень простые, но в то же время достаточно сложные. Я думаю о них не как о зеленом узоре, а как о пространстве с большим количеством слоев и своей атмосферой.
Городской сад в центре Лондона. Первый большой проект Лучано
Л. Дж. Я выбрал то, что меня интересовало. Когда я приехал в Лондон учиться, мне было 22 года (Лучано окончил Инчболдскую школу дизайна. — Прим. ред.). В 29 я уже имел очень сильное портфолио и осознавал, что готов работать в разных странах мира. Мне нравилось заниматься дизайном небольших пространств, маленьких садов — дизайном личностным, очень интимным. Работа над большими ландшафтами требует участия значительного количества людей, мне же хотелось развивать собственные идеи.
Сад Laurent-Perrier, получивший Гран-при Chelsea Flower Show в 2014 году
Сейчас мы работаем в различных частях США — в Айдахо, Техасе, Коннектикуте. Мы создаем дизайн, соответствующий месту, обращая внимание на его естественные ресурсы, возможности их использования. Такой сад уже не может быть только нашим отражением (как, например, один из городских садов в Лондоне). Гораздо интереснее работать с конкретным ландшафтом, в нем можно найти варианты и решения для клиента. Каждый сад помогает нам глубже понять, в ком мы нуждаемся при создании проекта. Это может быть клиент, или скульпторы, или садоводы... Я имею в виду, что мне интересна точка зрения другого человека, процесс совместной работы, когда применяются разные методы. На мой взгляд, важно всегда оставаться открытым к различным мнениям, отличным от твоего.
Сад Laurent-Perrier. Проект для Chelsea Flower Show 2009 года
Л. Дж. Думаю, ландшафтный дизайн сложно назвать искусством. Искусство свободно, в нем не учитываются, к примеру, постройки, нет правил. В искусстве нет ограничений. В дизайне есть правила и границы…
Ландшафтный дизайн должен создавать связь между людьми и природой, это относится не только к растениям, но и к организации пространства, касается того, как оно воздействует на людей, оказавшихся в нем. На мой взгляд, самое главное — определить, для чего нужен сад, какой цели я хочу достичь через то, что делаю. Вы знаете, каково назначение сада, знаете, что именно хотите получить, определяете, будет ли он чисто декоративным или выйдет за эти границы. И будь вы художник или архитектор, вы всегда задаетесь вопросом, аутентичны ли вы в том, что делаете.
Сад Laurent-Perrier. Проект для Chelsea Flower Show 2011 года
Л. Дж. Я считаю, что атмосфера является частью дизайна сада, которая создается не дизайном. Ее можно получить, привнося элементы естественной природы. К примеру, вы можете озеленить сад определенным образом, когда поймете, что композиция прекрасна, все остальное появится естественным путем — через качество света, через то, как он будет наполнять пространство... Множество деталей привносят в сад поэзию, и она имеет огромное значение в терминологии пространства.
Все помнят свои ощущения при виде восхода или заката. Я считаю, что сад нужен для появления возможности таких прекрасных моментов в нашей жизни. Атмосфера сада существует, она рождается из сочетания очевидно прекрасного, созданного человеком, и красивого от природы. Это то, что меня трогает до глубины души.
Городской сад в центре Лондона. Первый большой проект Лучано
Л. Дж. Несомненно, концепция очень важна. И то, как мы работаем над концепцией пространства, тоже важно, но, как я сказал, создание дизайна заключается в создании атмосферы. На первом месте стоит атмосфера, на втором — концепция, а структура — на третьем. Атмосфера может быть в материалах, в использовании какого-то красивого дерева, которое может иметь красивый цвет. Если вы расположите это дерево определенным образом, это создаст определенную атмосферу пространства. После того, как у вас появилась концепция, вы выстраиваете последовательность работ и приступаете к созданию структуры пространства.
Сад в старой оливковой роще в Марокко. 14 тыс. злаков, 12 тыс. роз и местные растения
Л. Дж. И то и другое. Приступая к дизайну сада, вы начинаете с идеи. Нужно знать, какие будут растения и деревья, их обрезка, какой будет цветовая гамма сада, его характер. В проекте Laurent-Perrier я воплотил свои актуальные идеи, которые сейчас развиваю и планирую развивать в течение нескольких лет. Это было сотрудничество с ландшафтными дизайнерами, садоводами, очень хорошо знающими свою работу, применяющими различные методы. Они делали слои, движение слоев в саду. Соединение слоев, объемов порой происходит очень быстро и впоследствии становится основным.
Сад в старой оливковой роще в Марокко
Я говорил об аутентичности, если она есть, значит, все правильно. Я должен быть уверен, что все на своих местах и будет сделано методами, соответствующими данному саду.
Я считаю, что сотрудничество с Челси стало результатом работы в очень популярном саду Грейт Дикстер, основателем которого является Кристофер Ллойд. Там я многому научился, узнал различные способы мышления. Это сотрудничество очень помогало и помогает в работе…
В этом саду у меня есть возможность понять растения, растительное сообщество, проследить, как они меняются, как ведут себя в течение определенного времени. Но это место для экспериментов не только с растениями. Грейт Дикстер — место для размышлений, для переосмысления опыта, там больше слоев, чем я обычно делаю в садах по всему миру. Оно дает мне возможность видеть различные методы, объемы, применять их на практике, переносить в свои проекты и создавать новые. Этот сад вдохновляет меня.
Сад в старой оливковой роще в Марокко
Л. Дж. У меня есть идея для моего сада. Он будет в Англии, в пригороде. Я поделю его на четыре части, четыре сада, каждый со своими ощущениями. Один — очень открытый, с холмистым рельефом, здесь вы увидите простые методы, простые цветы — все очень просто. Другой — очень яркий, с цветами, меняющимися неделя за неделей. Третий будет садом скульптур, в котором определяющим элементом станет солнечный свет, игра света. Четвертый сад я представляю очень спокойным, похожим на место для медитаций, с очень древними деревьями в гравии, с умиротворяющими скульптурами. Я думал о соединении скульптуры, деревьев и движения солнечного света в этой композиции.
Л. Дж. Очень много. Я бы хотел сделать сад в родной Тоскане. Для меня это звучит мифически. Сад, который лежит в той местности, откуда я родом, там, где я открыл в себе страсть к садовому дизайну. Это моя заветная мечта. Я думаю о создании сада на морском побережье и еще где-нибудь в пригороде в Англии — это уже мои амбиции. Я делал городские сады в Лондоне, сады за границей, в разных странах, но до сих пор не создавал загородных садов в Англии. Я бы очень хотел поработать над садом, который подошел бы к ландшафту этой страны.
Выбор Лучано Джуббилея
• Любимый исторический сад — вилла Ланте, Италия
• Любимый современный сад — Грейт Дикстер, Южная Англия
• Любимый архитектор — Джон Поусон
• Самая полезная книга о садовом дизайне — Дэн Кайли. «По его словам» (Dan Kiley. In his own words)
• Любимые растения — деревья — гортензии — злаковые травы
• Что интересует в современном искусстве — ручная работа