15 марта 2013 года в Москве в рамках Международной выставки «ДОМ и САД. Moscow Garden Show» прошли авторские мастер-классы английского ландшафтного архитектора и дизайнера Кристофера Брэдли-Хоула — одного из главных модернистов нашего времени, по проектам которого создаются современные частные и общественные сады в разных частях света. Несмотря на жесткий график, Кристофер нашел время для нас и рассказал о собственном саде, о том, на чем стоит современный ландшафтный дизайн и сколько может стоить дизайнерский проект.
Кристофер Брэдли-Хоул: | Да, первый сад — это сад, который я приобрел в Брайтоне, рядом с морем. Он, как и все сады, которые я делаю, выполнен в современном стиле.
К.Б-Х.: | Этот сад все еще не готов... Любой сад, который я делаю, является для меня своего рода экспериментом, и я постоянно экспериментирую с чем-то новым.
К.Б-Х.: | Да, злаковые травы я очень люблю и всегда использую их в большом количестве. У них очень хороший натуралистический образ, и они отлично сочетаются с другими растениями.
К.Б-Х.: | Хороший вопрос. Это свобода в процессе проектирования, которая позволяет не создавать проекты, симметричные относительно центральной оси. Развитие, прогрессия в посадках: растения должны меняться по мере вашего перемещения по саду, создавая тем самым ощущение движения. В современном саду должно быть много света. И если раньше растения порой просто стояли без движения, то теперь они должны двигаться при дуновении ветра.
К.Б-Х.: | Думаю, это поддержание чистоты, ясности исходного пространства. Например, чтобы создать проект в стиле минимализма, я люблю минимализм, вам не стоит слишком много сажать в саду.
К.Б-Х.: | Думаю, дизайн есть в большой степени абстракция. Это своего рода современное искусство, как литература, изобразительное искусство, когда художник создает абстрактный рисунок, являющийся интерпретацией на тему устройства мира. Это очень важно, по-моему, для вашей собственной истории. Но не менее важно, чтобы предлагаемая интерпретация подходила современному герою.
К.Б-Х.: | Я не думаю, что можно сделать одинаковые сады, потому что места — разные, клиенты всегда разные и время тоже разное. Когда вы приступаете к новому проекту — знакомитесь с территорией, и, на мой взгляд, это первый шаг, который позволит самому месту что-то сказать. Я думаю, очень важно найти особенности конкретного места и перенести их в сад. Но, конечно же, все зависит от того, для чего сад создается. И еще: если вы твердо верите в спонтанный дизайн, то обстоятельства, вещи сами вас направляют.
К.Б-Х.: | Вдохновляет все. Архитектура, природа, ландшафты, искусство... Куда бы вы ни посмотрели, вдохновляют люди, нет предела вдохновению, если вы ищете его.
К.Б-Х.: | Когда я наношу линию на бумагу, в голове уже держу тип растений, которые планирую использовать. В некоторых случаях первостепенно это, в других — важно получить правильную структуру пространства, но все время нужно помнить, какого типа растения будет легче применить.
К.Б-Х.: | Тяжело работать с бюджетом менее 100 000 фунтов, создавая дизайнерский сад, вне зависимости от размеров. Вам понадобится примерно такой бюджет, чтобы все сделать качественно.
К.Б-Х.: | В этом-то вся хитрость. Вы должны понимать, что хочет ваш клиент, это очень важно. Нет смысла делать сад, который не будет приносить ему радости, это является важной частью дизайнерского процесса, и, мне кажется, сад будет более ценным, если клиент примет участие в его разработке. Я стараюсь полностью вовлекать клиента в процесс.
К.Б-Х.: | Мне интересно работать по всему миру — каждый регион имеет свой собственный климат… Я работал в Киеве, на Украине, и мне очень понравилось. Мне бы хотелось поработать в странах с более теплым климатом. В Крыму, например, юг Франции был бы тоже интересен.
К.Б-Х.: | Исторические сады… Хайхэм (Higham Park) — замок и парк в Англии, который мне очень нравится, и ландшафтный парк XVIII века в Стоу (Stow), в котором в традиционном стиле работали многие дизайнеры. Из современных проектов мне нравится покет-парк в Нью-Йорке — это очень маленький сад и особенное место: огромный водопад находится прямо между двумя зданиями… (Имеется в виду мини-парк Paley Park. — Прим. ред.) Вы можете присесть, выпить кофе в этом замечательном парке в самом центре Манхэттена.
К.Б-Х.: | Мне нравится современная архитектура… Работы Дэвида Чипперфильда (David Chipperfield), Джона Поулсона (John Poulson)... В дизайне современного сада я люблю работы Пита Удольфа, особенно сад в Нью-Йорке.