В этом саду что-то не так... Приблизительно с такого признания началось наше общение с хозяйкой двенадцатилетнего сада площадью около 1 га на берегу водохранилища.
Огромная терраса позади дома — любимое место обитания хозяев. Отсюда взору открывается вид на водохранилище. Теперь вместо газона к террасе примыкает холм, где главным растением стала лапчатка кустарниковая, цветущая почти весь сезон. Передняя же часть сада изобилует цветниками из лилейников, хост, гераней, ирисов, фланкирующими новые дорожки.
Поразительными показались две вещи. Во-первых, роскошь открытого пространства (вблизи расположенного рядом водоема) сама по себе призывала к его визуальному заимствованию и включению в общую композицию. А во-вторых, казался нереальным объем труда и любви, вложенных хозяйкой во все это великолепие.
И вот уже через 12 лет в саду что-то не так? Со всем этим необходимо было как-то разбираться. Первый же беглый анализ выявил ошибки, допущенные в процессе создания сада. Парадная зона представляла собой неделимое целое и практически не имела дорожек; газон на огромной площади без должного ухода превратился в настоящего агрессора по отношению к некоторым растениям; ручей, учитывая наличие большого искусственного водоема, был вполне уместен, но по размерам и расположению являл жалкое зрелище. Но основной проблемой виделось отсутствие понимания в посадках растений, одни из которых спустя годы поглотили другие. Нередко более крупные экземпляры заслоняли меньших собратьев, многие переплелись корнями и физически оказались неразделимы, а некоторые растения так и не смогли достичь истинных размеров.
С какого конца приступить к распутыванию данной головоломки, поначалу было даже не ясно. Но решение принято, и процесс начался.
Вокруг переработанной дорожно-тропиночной сети теперь закручен основной сюжет посадок. Существенно облегчают подход к дому перенаправленные траектории движения с новыми прогулочными маршрутами. Неровности рельефа подчеркнуты с помощью холмов, для образования которых использовался грунт, вынутый из-под дорожек. Старому ручью отвели роль скрытой ливневой канавы, благо в зарослях кустарника он не бросался в глаза, и создали новый ручей.
Структурные посадки из спиреи японской сорта «Little Princess» и вишни песчаной уводят взгляд к центральной серебристой группе из можжевельника скального, колосняка и ивы пурпурной. Разросшийся орех маньчжурский, туи западные, обсыпанные свисающими желтыми шишечками, юкки нитчатые в гравийных отсыпях — все это придает саду дух Средиземноморья.
Количество пересаженных растений не поддается точному учету. Новые композиционные группы сформированы вокруг растений, пересадка которых оказалась физически невозможной, закупленных же дополнительно было не так много.
Сегодня большая часть работ уже позади. И возможно, самое время подвести предварительные итоги.
Как определить, состоялся сад или нет? Ведь само восприятие гармонии изначально субъективно. Но, несмотря на индивидуальность мироощущения, большинство из нас способны подсознательно воспринимать гармонию форм, пропорций, цвета. Можно пролистать много книг о садах и в результате понять, каким должен быть твой участок. Увлекаясь идеями, начать скупать приглянувшиеся растения, ведь посадки — завораживающий процесс. Как бы только не забывать о единстве пространства и о том, что сад — явление, скорее, динамичное, чем статичное. И в какой-то момент в будущем обязательно устроит свой безжалостный экзамен на зрелость.
На заметку
Подписывайтесь на наш канал