Экзамен на зрелость

Ландшафтный дизайн | №1 (64) '2012

Автор проекта: Елена Асташкина

В этом саду что-то не так... Приблизительно с такого признания началось наше общение с хозяйкой двенадцатилетнего сада площадью около 1 га на берегу водохранилища.

Огромная терраса позади дома — любимое место обитания хозяев. Отсюда взору открывается вид на водохранилище. Теперь вместо газона к террасе примыкает холм, где главным растением стала лапчатка кустарниковая, цветущая почти весь сезон. Передняя же часть сада изобилует цветниками из лилейников, хост, гераней, ирисов, фланкирующими новые дорожки.

Поразительными показались две вещи. Во-первых, роскошь открытого пространства (вблизи расположенного рядом водоема) сама по себе призывала к его визуальному заимствованию и включению в общую композицию. А во-вторых, казался нереальным объем труда и любви, вложенных хозяйкой во все это великолепие.

И вот уже через 12 лет в саду что-то не так? Со всем этим необходимо было как-то разбираться. Первый же беглый анализ выявил ошибки, допущенные в процессе создания сада. Парадная зона представляла собой неделимое целое и практически не имела дорожек; газон на огромной площади без должного ухода превратился в настоящего агрессора по отношению к некоторым растениям; ручей, учитывая наличие большого искусственного водоема, был вполне уместен, но по размерам и расположению являл жалкое зрелище. Но основной проблемой виделось отсутствие понимания в посадках растений, одни из которых спустя годы поглотили другие. Нередко более крупные экземпляры заслоняли меньших собратьев, многие переплелись корнями и физически оказались неразделимы, а некоторые растения так и не смогли достичь истинных размеров.

С какого конца приступить к распутыванию данной головоломки, поначалу было даже не ясно. Но решение принято, и процесс начался.

Вокруг переработанной дорожно-тропиночной сети теперь закручен основной сюжет посадок. Существенно облегчают подход к дому перенаправленные траектории движения с новыми прогулочными маршрутами. Неровности рельефа подчеркнуты с помощью холмов, для образования которых использовался грунт, вынутый из-под дорожек. Старому ручью отвели роль скрытой ливневой канавы, благо в зарослях кустарника он не бросался в глаза, и создали новый ручей.

Структурные посадки из спиреи японской сорта «Little Princess» и вишни песчаной уводят взгляд к центральной серебристой группе из можжевельника скального, колосняка и ивы пурпурной. Разросшийся орех маньчжурский, туи западные, обсыпанные свисающими желтыми шишечками, юкки нитчатые в гравийных отсыпях — все это придает саду дух Средиземноморья.

Количество пересаженных растений не поддается точному учету. Новые композиционные группы сформированы вокруг растений, пересадка которых оказалась физически невозможной, закупленных же дополнительно было не так много.

Сегодня большая часть работ уже позади. И возможно, самое время подвести предварительные итоги.

Как определить, состоялся сад или нет? Ведь само восприятие гармонии изначально субъективно. Но, несмотря на индивидуальность мироощущения, большинство из нас способны подсознательно воспринимать гармонию форм, пропорций, цвета. Можно пролистать много книг о садах и в результате понять, каким должен быть твой участок. Увлекаясь идеями, начать скупать приглянувшиеся растения, ведь посадки — завораживающий процесс. Как бы только не забывать о единстве пространства и о том, что сад — явление, скорее, динамичное, чем статичное. И в какой-то момент в будущем обязательно устроит свой безжалостный экзамен на зрелость.

На заметку

Пересадка взрослых растений — рискованный и трудоемкий процесс. Проводить ее лучше в пасмурную погоду, предпочтительно — ранней весной. Есть большой риск, что пересаженное дерево или куст не приживется или будет долго болеть. Если при выкопке растения земляной ком не поддается выемке без разрушения, то его лучше обработать порошком корневина, пролить и закопать обратно. Очередную попытку имеет смысл предпринять следующей весной при условии, что растение адаптируется после частичной обрезки корней. Индикатором может быть наличие новых почек.

Текст: Елена Асташкина
Фото: Вадим Асташкин

Подписывайтесь на наш канал

Поделиться:

Смотрите также

  • Шпалерная графика Ландшафтный дизайн | №5 (62) '2011 Шпалерная графика

    Начиная со средневековья одним из изысканных украшений дома и сада становятся шпалеры. Одни – стенные безворсовые ковры, тканные вручную, другие – решетки-опоры для растений. С итальянского shpalliera переводится как «ряды деревьев», происходит же слово «шпалера» от итал. spalla – «подпорка, плечо»...

  • Джон Брукс: «Мой принцип — следовать природе» Ландшафтный дизайн | №3 (60) '2011 Джон Брукс: «Мой принцип — следовать природе»

    24 марта знаменитый английский ланд­шафтный дизайнер Джон Брукс, для нескольких поколений ландшафтных дизайнеров в разных странах мира ставший учителем и наставником, провел в Москве авторские мастер-классы. За несколько часов до их начала господин Брукс ответил на вопросы «Дома и сада»…

  • Зеленые фасоны Ландшафтный дизайн | №2 (59) '2011 Зеленые фасоны

    Современный сад невозможно представить без стриженых форм. Это и живые изгороди, и фигурно подстриженные растения. Лучшее время для формирования деревьев и кустарников — ранняя весна, до начала сокодвижения...

Войти через социальные сети:
Вход VKontakte Вход MyMailRu Вход Odnoklassniki
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов: