В наши дни сад — это противопоставление городу. Мы создаем его сами и сбегаем туда за глотком чистого воздуха и воды. Если их загрязнить — все живое заболеет. Но есть загрязнения и другого рода. Они связаны с органами чувств человека — зрением, слухом, обонянием. Для слуха определены пороги шумового загрязнения. Что вредно и что полезно для глаз, изучает наука видеоэкология. С запахами все сложнее.
Rosa indica odorata. Роза из коллекции Н. фон Гартвиса
Воронцовский парк создан как терапевтический сад
Rosa gallica officinalis
Сорт «Marga», 1979 г.
Сорт «Ritausma» («Утренняя заря»), 1963 г.
В июле 2015 года Правительство РФ утвердило перечень из 254 загрязняющих атмосферу веществ. От них мы болеем. Это выбросы цивилизации от предприятий и автотранспорта. В природе в атмосферу «выбрасываются» другие вещества. Кислород на 80% производится водорослями океана, а вот аромамасличные растения синтезируют эфирные масла. Они нас лечат и качественно меняют состав воздуха. Воздух гор, степей, лесов, цветущего сада — в прямом смысле слова животворящий. Синтетический аромат только иллюзия запаха, и в нем нет лекарства.
Опыт ароматерапии накапливался тысячелетиями. В египетском папирусе Эберса (около 1570 г. до н.э.), в трудах Гиппократа (460–377 гг. до н.э.) даны описания целебной силы ароматических растений. Сейчас уже имеются научно обоснованные данные о воздействии отдельных молекул, входящих в состав эфирных масел, на вегетативную и нервную системы. В нашей стране есть примеры целых парков, где с помощью аромамасличных растений создавались оазисы с терапевтическим эффектом.
На протяжении XIX века на южном берегу Крыма, от Алупки до Массандры, были созданы рукотворные парки, в конце этого же столетия регион становится лечебным курортом.
В 1812 году недалеко от Ялты основан Никитский ботанический сад (многие соотечественники считали честью привезти сюда из дальних поездок редкие растения). В 1827 году по рекомендации генерал-губернатора Крыма графа М. Воронцова пост директора в нем занимает Николай фон Гартвис. Герой войны 1812 года, великолепный организатор и талантливый садовод, он заложил основы виноградарства и возродил греческую традицию выращивания олив на полуострове, перевез в Крым личную коллекцию роз и пополнил ее, собрав все известные к тому времени сорта. Затем начал заниматься селекцией роз, вывел около 100 культиваров. Крым в ту пору был розовым садом, везде росли сорта фон Гартвиса. Сейчас в Воронцовском парке чудом сохранился один — «Графиня Воронцова».
В 1828 году граф Михаил Воронцов пригласил в Крым знаменитого ботаника Карла Кебаха. В течение 20 лет (1828–1848) он создал Воронцовский парк, пополнив его уникальными растениями, в том числе аромамасличными.
Масштаб личностей Н. фон Гартвиса и К. Кебаха определяется незаурядностью их творений. Для меня их творчество — пример синтеза искусства, ботаники и медицины. Они создали искусственный биоценоз, обладающий способностью лечить и восстанавливать силы. По современным ботаническим данным, около 50% растений Крыма завезены на полуостров.
Ботаники того времени изучали работы древнегреческих философов по медицине и ароматерапии. Сажая то или иное растение, они знали, как их аромат будет влиять на здоровье человека, центральную и вегетативную нервные системы, на работу внутренних органов — сердца, сосудов, кишечника, бронхов и пр.
Весь Воронцовский парк — пазл из растений, умело сложенный руками ботаника и превращенный в терапевтический курорт. Приведу несколько примеров.
Вдоль дорожек парка посажен лавр благородный (Laurus nobilis). Гуляя, вы дышите его эфирными маслами. Они тонизируют нервную и сердечно-сосудистую системы, оказывают бактерицидное и противовоспалительное действие. В садах и парках лавр стригут, и каждый раз воздух насыщается эфирными маслами. Сейчас лавр растет в диком виде по всему южному побережью Крыма. В апреле, во время цветения воздух полон его терпким ароматом.
Кипарис вечнозеленый (Cupressus sempervirens), распространенный на полуострове повсеместно, завезен еще греками. Эфирные масла этого растения стимулируют сердечно-сосудистую систему, снимают бронхиальные спазмы.
Болотный кипарис (Taxodium distichum) — еще одна находка К. Кебаха. Осенью, когда шишки кипариса созревают и их лущат птицы, парк наполняется апельсиново-хвойным запахом. Аромат повышает сопротивляемость к инфекциям, стимулирует иммунитет, успокаивает и укрепляет нервную систему.
Лаванда (Lavandula vera D.C.) растет в Крыму везде. Уникальное растение стимулирует выработку серотонина (гормон счастья), а значит, контролирует аппетит, сон, настроение и эмоции, память. Аромат снимает мигрени, неврастению, нервные сердцебиения. Уменьшает возбудимость нервной системы и нормализует работу вегетативной нервной системы. Во время Крымской войны Н. Пирогов и его ассистент С. Боткин лечили гнойные раны маслом лаванды в военных госпиталях Крыма.
По действию аромата розмарин (Rosmarinus officinalis) схож с лавандой. Учеными доказано его позитивное действие на работу головного мозга при решении сложных логических задач.
И конечно, розы — во всех садах и парках, на всех террасах и беседках, по всему южному побережью. Культ роз и любовь к их аромату не случаен. Запах дамасской розы — один из лучших антидепрессантов. Он успокаивает нервную систему, снимает головные боли, нормализует работу сердечно-сосудистой системы.
Список пряных и аромамасличных растений можно продолжать долго. С. Боткин, выдающийся клиницист, рекомендовал южный берег Крыма для лечения туберкулеза. До сих пор во всех санаториях врачами прописываются прогулки по паркам как терапия.
В 1980-е годы в Крыму создан уникальный розарий. Это была совместная работа Никитского ботанического сада и Крымского НИИ физических методов лечения и медицинской климатотерапии им. И.М. Сеченова. На небольшой территории посадили розы, в том числе аромамасличные сорта. Врачи выяснили, что «даже кратковременное пребывание в розарии благотворно влияет на организм человека: снимается спазм сосудов, прекращается головная боль, снижается артериальное давление, исчезает аритмия» (из статьи З. Клименко и В. Зыковой «Вдыхая розы аромат». — Прим. автора). К сожалению, этот розарий не сохранился.
Сейчас в Никитском ботаническом саду ведется восстановление розария. Он будет подобен тому, что был при Николае фон Гартвисе. Уже сейчас собрана коллекция старинных аромамасличных роз с различными ароматами, а значит, и с различным воздействием на центральную и вегетативную нервные системы. В дополнение к розам высадят пряные травы (тимьян, лаванда, шалфей мускатный, шафран сузианский, полынь, герань розовая) и кустарники (чубушники и сирени). Это наиболее значимые аромамасличные растения. Я надеюсь, что восстановленный розарий станет местом для проведения научных исследований на стыке нескольких наук — ботаники, органической химии, физиологии и нейрофизиологии человека. Данные, которые будут получены в результате этих исследований, помогут по-другому определить задачи озеленения. Каждый сможет создать терапевтический сад. Это один из способов нейтрализовать негативное воздействие техногенной среды на наше обоняние. Если, конечно, вы не курите.
Как и 200 лет назад, Никитский ботанический сад будет рад принять в дар саженцы старинных роз. Они до сих пор встречаются в Крыму, на территориях старинных усадеб, парков и дач по всей территории России. И конечно, новые сорта, выведенные в последние несколько лет.
На севере и в средней полосе России также есть аромамасличные растения, оказывающие подобное целебное действие. В семействе кипарисовых это можжевельник скальный (Juniperus scopulorum) и разные виды туи, прекрасно растущие на территории нашей страны. Их часто используют для создания живых изгородей. При стрижке этих растений выделяются фитонциды и эфирные масла, которые тонизируют нервную систему и восстанавливают дыхание. Для городов и пригородов пыль также является проблемой чистоты воздуха (по данным ВОЗ, пыль служит причиной повышенной заболеваемости ОРЗ и бронхитами). Поэтому живые изгороди из вечнозеленых растений — это еще и естественный барьер для огороженных территорий. Они фильтруют воздух.
Из пряных трав следует упомянуть тимьян обыкновенный, герань крупнокорневищную, полынь горькую, тысячелистник обыкновенный.
Очень полезным аромамасличным растением является чубушник (садовый жасмин) с запахом жасмина. Эфирное масло жасмина еще более ценно, чем розовое. Это мощный антиканцероген, радиопротектор (радиопротекторы — химические соединения, применяемые для ослабления вредного действия ионизирующей радиации на организм; используются с целью профилактики. — Прим. автора). Так же как и аромат дамасских роз, является сильнейшим антидепрессантом и нормализует гормональный статус организма.
В средней полосе России есть несколько десятков сортов роз, на основе которых возможно делать «терапевтические цветники», повторяющие розарий Никитского ботанического сада.
Например, старинный (1851) сорт бурбонской розы «Louise Odier» однажды я увидела у забора, проезжая по загородному шоссе. Его аромат и роскошь цветения дурманили летом всю округу.
В дореволюционных работах известного розовода, владельца питомника роз Георгия Десятова есть описание аромамасличного сорта «Parfum de L’Hay» (1904). С таким же запахом «Rosario de l’Hay». Оба — гибриды розы ругозы и розы дамасской. Несколько лет эти розы без укрытия растут на нашем испытательном участке в Подмосковье. Их аромат похож на запах розы казанлыкской, из которой делают болгарское розовое масло. Эти два сорта могут расти и севернее, на Урале и в Сибири.
При восстановлении розария в ГБС им. Н.В. Цицина розоводам удалось найти и «возродить к жизни» сорта, посаженные еще в 70–80-х годах. Особенно потрясают культивары латвийского селекционера д.б.н. Дзидры Риексты: «Abelzieds» («Яблоневый цвет»), «Ritausma», «Marga».
В экспозиции сохранились кусты розы ругозы «Alba», посаженные в год открытия розария — 1961-й. С 1970-х — посадки парковых роз «Mozart», «Robusta», «Madame Plantier», «New Down». Их возраст — срок немалый, учитывая, что 15 лет за ними никто не ухаживал.
Проблемы экологии очевидны и касаются каждого. Не замечать их становится опасным. Но надо искать выход. На мой взгляд, он не в изобретении эрзац-аналогов «очищения» воздуха с помощью систем кондиционирования и искусственных ароматизаторов. Это опять путь от природы, от естественной среды нашего обитания. Надо более пристально смотреть в прошлое, в природу и искать выход там. Природа нас не оставит.
Читать продолжение статьи о терапевтическом саде «О зрении: форма, цвет, движение». Терапевтический сад. Часть 2