Папоротники в эволюционной иерархии высших растений занимают нижние ступени. Они появились на Земле сотни миллионов лет назад, немного раньше цветковых и, будучи споровыми растениями, не имеют ни ярких цветков, ни вкусных плодов, ни съедобных семян. Однако это не помешало им занять видное место в садах и и стать любимцами современных садоводов.
Папоротники заслуживают самого широкого использования, прежде всего в садах, где стремятся воссоздать дух естественной природы. Особенно они придутся к месту в тенистых уголках, имитирующих в саду лесные сообщества из хвойных, а также лиственных деревьев и кустарников.
Облик, присущий большинству зимостойких травянистых папоротников, — розетка или чаша, составленная из перистых листьев большей или меньшей величины. Их весенний рост начинается с появления коротких, толстых, опушенных завитков, которые, постепенно удлиняясь, раскручиваются и затем выпрямляются. Летняя окраска листьев, охватывающая все оттенки зеленой гаммы, по осени обычно меняется на желтую или бурую.
Ассортимент папоротников исключительно богат. Уже третье столетие, как они стали садовыми фаворитами в западноевропейских садах. Популярность таких родов, как адиантум (Adianthum), кочедыжник (Athyrium), щитовник (Dryopteris), чистоус (Osmunda), с той поры только выросла. Попутно расширился и их выбор — интродуцированы многие виды и сотни замечательных, порой невероятно причудливых сортов. Эти своеобразные растения с полиморфными и неординарными листьями, широкой палитрой цветовых оттенков идеально подходят для создания и однородных куртин, и гармоничных композиций с цветковыми многолетниками.
Культура папоротников в целом проста, они неприхотливы, зимостойки и долговечны. Но следует оговориться: утверждение, что папоротники будут всегда процветать под пологом деревьев, — некорректно и поверхностно. Кроме рассеянного света в теневых, тихих и не продуваемых ветрами местах, прохладных и насыщенных влагой, им потребуются и специфические почвенные условия. Оптимальными станут постоянно влажные, но рыхлые и аэрированные, достаточно плодородные слабокислые субстраты, что может быть обеспечено значительной добавкой органических разрыхлителей.
Сходные экологические требования предъявляют и лесные многолетники, список которых бесконечен: примулы, астильбы, хосты, горянки, медуницы, печеночницы, акониты и, конечно, орхидеи.
В этой компании весьма уместны и клубневые, и луковичные первоцветы, которые оживят ее ранней весной, когда соседи еще не начали отрастать: хохлатки (Corydalis), подснежники (Galanthus), пролески (Scilla), ветреницы (Anemone), кандыки (Erythronium), мускари (Muscari), ариземы (Arisaema).
У папоротников цветов не бывает по определению, зато они дают фору другим растениям декоративностью листвы. Ажурная листовая пластинка состоит из перистых листочков, которые рассечены на доли второго или третьего порядка. Еще более причудлива она у культурных сортов. Зеленые кружевные листья выполняют и функцию продолжения рода — на их нижней стороне размещены особые органы, где вызревают споры.
Папоротники с зимующими кожистыми листьями, которым подходят условия средней полосы России, особенно ценны для сада. Классический выбор: многорядники и «оленьи языки» — листовики, происходящие из лесов Европы и Кавказа. Сортовой состав этих видов за многие десятилетия селекции насчитывает огромное число декоративных форм.
Страусник обыкновенный (Matteuccia struthiopteris) с его огромными перистыми листьями, образующими высокую узкую воронку, — обычный и непритязательный, но очень красивый и быстро разрастающийся вид. Это растение, незаменимое на влажных участках, воссоздает облик диких лесных зарослей, изумрудных в мае и золотистых в сентябре. Оригинальная особенность — отрастающие в августе бурые жесткие спороносные листья.
Орляк (Pteridium aquilinum) — самый распространенный на планете папоротник. Его обширные колонии обычны и в лесотундре, и в экваториальных джунглях. Агрессивность этого красивого вида ограничивает использование в садах, но имеет и позитивную сторону: молодые листья-завитки используют на Востоке как подножный кулинарный деликатес.