Мы продолжаем говорить о терапевтическом саде. О создании места, в котором отдыхали бы наши органы чувств. Эта статья о зрении.
Читать «Целебные ароматы». Часть 1>>
Общепринято, что через орган зрения поступает до 90% всей информации о мире. Глаза трудятся, когда мы читаем, пишем, учимся, развлекаемся, общаемся в социальных сетях. Через них проходят мегабиты информации. Они работают на износ — постоянно следят, сравнивают, рассматривают. Под вечер глаза и мозг устают. Что даст им отдых? Как сделать внешнюю среду комфортной для глаз, хотя бы на некоторое время?
© sluls.ru
© «Ландшафтная мастерская Сергеевых»
© Кристофер Брэдли-Хоул
© Евгений Тарасов
© Лучано Джуббилей
© RHS/Сад Harlow Carr
Природа создала зрение под свои нужды. Есть сетчатка, на которую поступает вся зрительная информация; огромное количество нейронов, собирающих и обрабатывающих «сведения» по определенным признакам и составляющих несколько специализированных отделов мозга.
Наши глаза постоянно находятся в движении. Главные движения глаз (саккады) настолько быстры, а иногда малы по амплитуде, что мы их не замечаем. Двигаясь, глаза постоянно сканируют пространство, чтобы каждые полсекунды на сетчатке была новая картинка. Если таких движений не будет — наш глаз ничего не увидит.
Когда глаза рассматривают природный пейзаж, они танцуют. Легко, непринужденно, незаметно. Многообразие контрастов, оттенков цветов, игра светотени, плавные линии, движения можно отследить, и их не много. Глаз отдыхает.
В урбанистической среде все не так. Контрасты резкие, линии прямые, цвета яркие, однотонность на больших пространствах, скорости бешеные. Глаза всегда в напряжении.
Нейрофизиологами описано два визуальных пространства, которые вызывают негативные последствия для глаз, а значит, и ухудшение психологического статуса человека: однородное визуальное пространство и агрессивное.
Однородное визуальное пространство
Снежные просторы вечной мерзлоты и безжизненная пустыня — это природные воплощения однородного зрительного пространства. Здесь нет образов, деталей, цветов, одна монохромность. Для глаз детали и образы как для легких воздух. Согласитесь, без воздуха дышать нельзя. Так и глазам невозможно смотреть, если все одинаково. Наступает «сенсорный голод».
У полярников частое нарушение зрения — нистагм, когда глаз не может сфокусироваться на точке. Причина — долгое нахождение в однородной визуальной среде.
В городе много деталей. Но чаще всего они однообразны — это стены зданий из стекла и бетона, большие площади газона вдоль трасс, заасфальтированные площадки, заборы, закрывающие пространство и перспективу.
Что происходит со зрением в таких условиях? Быстрые движения глаз становятся разбалансированными. Зрительные нейроны на однородность либо не реагируют, либо реагируют очень слабо. Глаза с трудом ищут детали в пространстве, чтобы каждые полсекунды поменять изображение на сетчатке. Если картинка на сетчатке не меняется — в мозг поступает «нулевая информация», что приводит к нервным перегрузкам. В условиях эксперимента, в искусственно созданной однородной среде (белый фон), через одну минуту у трети людей темнело в глазах, у остальных мутнело, и у всех было чувство потери зрения. Когда изображение на сетчатке остается неизменным, человек перестает видеть объект через 1–3 секунды.
Новорожденные дети не любят смотреть на однотонные зрительные пространства. Более того, в первые два-три года, когда у ребенка формируется зрительная система, это вредно. У маленьких детишек с врожденной катарактой после удачной хирургической операции зрение восстанавливалось не полностью, они не могли отличать формы предметов, несмотря на обучение. Потому что в первые годы жизни глаза не получали того огромного потока зрительной информации, которая нужна для формирования зрительной системы. Ограниченность визуальной среды в городе и недоступность для городских детей природных пейзажей оборачиваются неполноценностью зрительной системы у взрослого человека. Можно кричать о гармонии будущей личности, а можно сажать пейзажные растения в детсадах, создавая визуальное пространство, сходное с природой.
Агрессивная визуальная среда
Это пространство, где одновременно можно увидеть большое количество одинаковых элементов (рис. A, B, C). В природе такого не встретишь, а в городах — очень часто.
Почему агрессивное? Потому что часто повторяющийся контраст приводит к гипервозбуждению нервной системы. В зрительной системе нейроны воспринимают не просто свет и цвет, они реагируют на контраст пар: свет — темнота, красный — зеленый или синий — желтый. Ученые наблюдают повышение биоэлектрической активности мозга при рассматривании таких полотен. У некоторых людей регистрируются вспышки так называемой фоточувствительной эпилепсии.
Благоприятная визуальная среда
Есть работы психологов, исследовавших комфортность ощущений, в которых говорится о том, что архитектура, созданная по принципу золотого сечения (так строили древние греки, затем византийцы, итальянцы), — наиболее приятна для человека. Интуитивно он чувствует соотношение 1:1,63 золотой пропорции, и все отклонения ему кажутся «неправильными». Может быть, из-за того, что в пропорциях человеческого тела это сочетание встречается часто. Из таких пропорций складывается также чувствительность нейронов различных органов чувств к физическим воздействиям (зрительным, слуховым и другим).
Нелюбовь к классике — это скорее дань моде, желание выделиться, а не глубокое исследование себя и своих ощущений.
С точки зрения физиологии нашим глазам нужно движение от одной детали к другой. Есть детали — будет непринужденное движение. Идеал — лес и пейзажные стили садово-парковой архитектуры: английский, китайский, деревенский, отчасти классицизм. Палитра для создания терапии для глаз широка. Плавные линии дорожек, где каждый поворот — новый маленький пейзаж. Разнообразие деревьев и кустарников. Миксбордеры с продуманной цветовой гаммой листвы. Контрастные сочетания цветов, но без частых ритмических повторов. Цветы с разным периодом цветения, меняющие колористику сада. Травы, даже на малых площадях позволяющие имитировать ощущение поля. Растения с высокими цветоносами, при дуновении ветра создающие движение. Ажурная листва, привносящая игру теней. Растения с графичными кронами, архитектурным обликом или яркими плодами в монохромное зимнее время станут объектом для рассматривания…
Остается интуитивно понять, что вам ближе, комфортнее, без оглядки на модные течения и «советы специалистов», и воплотить в своем саду.