Сооружать фонтаны человечество начало давно. Изначально они использовались исключительно как источники питьевой воды. Но постепенно люди стали замечать, что движущаяся вода удивительным образом способна взаимодействовать с окружающим ландшафтом. И очень скоро фонтан стал одним из центральных образов как городской, так и садово-парковой архитектуры.
© HAAPmedia
© Jupiterimages
© Jupiterimages
© HAAPmedia
© HAAPmedia
© HAAPmedia
© HAAPmedia
© HAAPmedia
© HAAPmedia
© Jupiterimages
© Jupiterimages
© Jupiterimages
Фонтаном принято называть гидротехническое сооружение с замкнутым циклом движения воды. То есть вода забирается из некоего резервуара и возвращается в него же. В общепринятом понимании вода в фонтане выбрасывается либо вверх, либо в крайнем случае в сторону. Хотя сегодня в ландшафтном дизайне широко применяются различные водометы, имитирующие природные источники воды: ручьи, водопады, каскады. Все они тоже, разумеется, работают в замкнутом цикле, хотя этого порой и не видно. Иногда подобные устройства также называют фонтанами.
Итак, любой фонтан включает в себя некую емкость с водой, насос, подводящий шланг и одну или несколько насадок (форсунок). Все остальное (архитектурное обрамление и т.п.) относится к необязательным элементам. Классифицируются фонтаны в основном по типу картины, которую создает движущаяся в воздухе вода. Форму этой воде придают насадки.
Воду в небольших стационарных фонтанах нужно периодически менять. В больших фонтанах и прудах данных мер может оказаться недостаточно, понадобится установить дополнительно фильтрационное оборудование. На зиму фонтан консервируют: сливают воду, а оборудование уносят на хранение в теплое помещение.
Формы воды
Перечислим, какие бывают виды фонтанных насадок-разбрызгивателей (распылителей). Самый простой — одиночный распылитель, выбрасывающий мелкие вертикальные струи на определенную высоту. Насадка, состоящая из нескольких таких распылителей, поднимающих воду на разную высоту, создает ярусный фонтан. Насадка-вертушка, как явствует из названия, вращается и создает несколько спиралевидных потоков. Насадка-гейзер, представляющая собой трубу с соплом на конце, образует струю воды с большим количеством воздушных пузырьков. Верхняя часть форсунки «колокол» имеет форму диска. Ниспадающая вода образует тонкий водяной купол, действительно напоминающий колокол. Регулируя зазор между верхней и нижней частями насадки, добиваются той или иной толщины стенок. Фонтан «тиффани» похож на «колокол», только под диском распылитель имеет несколько отверстий, и вода выбрасывается не сплошной стеной, а отдельными струями одинаковой высоты, создающими весьма изящный рисунок.
«Рыбий хвост» — это когда при выбросе воды образуется несколько вертикальных струй, расходящихся веером и образующих почти сплошную ниспадающую стену. В «тюльпане» поток воды под напором поднимается вверх, формируя расширяющуюся сверху воронку, и, ниспадая по кругу, образует тонкий водяной купол. В «кольце» вертикальный выброс воды происходит на одинаковую высоту из расположенных по окружности отверстий. Очень популярен сегодня фонтан-полушарие — форсунка представляет собой шарик, от него отходит большое количество трубочек, из которых выбрасывается вода.
Мощные лампы дают контрастный жесткий рисунок освещения с резким переходом от света к тени. Чтобы создать мягкую картину, используются маломощные осветительные приборы, которые частенько снабжают цветными фильтрами, дабы играющая вода расцветилась всеми цветами радуги.
На суше и воде
Все фонтаны, которые можно встретить сегодня на рынке, можно условно разделить на две большие группы. Первая группа — традиционные стационарные фонтаны. Резервуаром для воды в них служит специально сделанная чаша. Обычно данные фонтаны представляют собой некоторую архитектурно-скульптурную композицию. Частным видом стационарных фонтанов можно назвать фонтаны пристенные. Около стены дома или другого строения полукругом располагается не-большой бассейн. Архитектурным оформлением таких фонтанчиков служат маскароны (барельефы в виде человеческого лица, головы животного или птицы). Они крепятся на стене и маскируют шланг. Вторая группа фонтанов — плавающие (погружные, понтонные). Их композиционной основой служит некая водная картина, а резервуаром для воды является уже существующий на участке водоем (пруд). Такие фонтаны в отличие от стационарных не являются самостоятельным элементом ландшафтного дизайна, а воспринимаются в совокупности с окружением — прудом, деревьями, травой. В большинстве своем они и не оформляются скульптурно, вполне достаточно той формы, которую создает сама вода.
Заметим, что принятое разделение в некоторой степени условно, поскольку существуют стационарные фонтаны, которые органично вписываются в природный и парковый ландшафт. В первую очередь это уже упоминавшиеся родники, ключи, водопады, каскады. Но есть и фигурные композиции, использующие пруд как резервуар, а природу — как окружение.
Начнем с плавающих образцов. Обычно они представляют собой готовый к использованию комплекс, состоящий из фонтанного насоса с насадкой, закрепленного на специальном поплавке. Иногда в состав конструкции входит еще и устройство подсветки. Для него на корпусе агрегата предусмотрены крепления, так что при желании устройство подсветки можно установить самостоятельно. Монтаж указанных водометных систем чрезвычайно прост. Их закрепляют с помощью якоря или растяжек и подключают к источнику электроэнергии. Преимущества совершенно очевидны: в первую очередь нет потерь напорного давления на преодоление разности высот от дна до поверхности водоема. Не существует проблем неровности дна. А легкость и простота монтажа разнообразят возможности применения. Надоел вам фонтан, можно его снять или переместить в другое место. Более того, вы можете брать его с собой, скажем, на загородный пикник. Нужно только позаботиться еще и о генераторе. К погружным фонтанам относятся и устройства, в которых насос помещается на дно водоема, а насадка выводится на поверхность.
Конечно, существуют и некоторые тонкости. Так, плавающие водные растения типа кувшинок плохо переносят, когда на них сверху льется вода, поэтому они должны находиться вдалеке от фонтана. Кроме того, нужно очень хорошо подумать, какую насадку выбрать, если пруд находится на открытом месте и интенсивно обдувается. Тонкие высокие струи тогда явно не подойдут — их попросту будет относить за пределы пруда. В таком случае логично установить либо заглубленную насадку, которая будет создавать на поверхности воды некое подобие ключа, либо гейзер, образующий мощную пенистую струю, устойчивую к порывам ветра. Правда, для мощного гейзера и насос нужен мощный, так что стоимость увеличится. В отличие от водоемных в стационарных фонтанах основная нагрузка ложится на декоративное оформление. Это могут быть скульптуры и разнообразные архитектурные формы из камня, металла и других материалов.
Чаша фонтана, служащая хранилищем для воды, как правило, собирается из отдельных элементов, швы между которыми заделываются специальными гидроизоляционными составами, обычно поставляемыми производителем в комплекте. Далее в чаше устанавливается центральная фигура и иногда по периметру — ряд второстепенных, меньших по размеру. Самая классическая архитектурная форма — это тоже чаша. Она рассчитана на круговой обзор, поэтому фонтаны с чашей обычно располагают в центре ландшафтной зоны. Чаши могут быть совсем простыми или более изощренными фигурными. Также распространены фонтаны из нескольких чаш с переливом воды. Они как бы нанизаны на вертикальный столб, внизу — самая большая, сверху — самая маленькая. Вода из верхней чаши льется в расположенную под ней, из второй — в следующую, образуя подобие каскада.
Кроме чаш широкое распространение имеют фонтаны со скульптурными изображениями людей и животных. Чаще всего указанные скульптуры изготовляются из искусственного камня. Проще говоря — полимербетона. Благодаря наличию пластификаторов изделие становится устойчивым к перепадам температур и соответственно долговечным. Окрашивание также производится в массе, что обеспечивает стойкость цвета. Можно дополнительно обработать фонтан гидрофобными составами, тогда ему не будет страшна почти любая стихия. Правда, многие предпочитают этого не делать, дабы со временем скульптура выглядела постаревшей.
Самыми стандартными вариантами являются девушки с кувшинами, из которых вытекает вода, играющие или, пардон, писающие мальчики, ангелочки. Фигурками животных (лягушек, слонов и гусей) крупные фонтаны обычно не украшают. Их место — не в центре парка, а на берегу пруда или ручья. Где-то там же, в чаще мавританского газона устанавливают фонтаны в виде грибов, по которым стекает вода, или покрытых обильной росой каменных цветов.
Но это, так сказать, демократичный вариант. Есть еще готовые изделия из керамики и, конечно, из натурального камня (песчаника, ракушечника, гранита или даже мрамора, хотя это и не слишком практично). Но зато дорого. Такие фонтаны часто делают по индивидуальному заказу. Чаще всего они весьма объемные и обычно служат композиционным центром ландшафта, куда сходятся все дорожки и аллеи и вокруг которого как обрамление расположены живые изгороди, клумбы, скамейки. А возносящиеся вверх струи просматриваются отовсюду. Разумеется, столь парадные фонтаны — принадлежность больших участков.
Но совершенно необязательно устанавливать у себя на участке монументальное каменное сооружение. Сегодня на российском рынке можно найти дорогие и эксклюзивные фонтаны, занимающие совсем немного места и при этом являющиеся подлинными произведениями искусства. К примеру, коллекция фонтанов английской фирмы Alexander Rose. Эти фонтаны делают вручную из меди, имитируя деревья, кустарники, цветы и природные композиции, включающие даже стрекоз. Лепестки цветов выполняют из муранского стекла, а ветви и листья из меди со временем покрываются патиной, которая еще более вписывает их в окружающую природу. Для установки фонтанов Alexander Rose необходим пруд диаметром от 1,3 до 2,5 м.
Насосы
Для подъема воды можно использовать обычные погружные объемно-инерционные насосы, но чаще все же используют специальные фонтанные агрегаты. Тем более что на российском рынке представлена продукция довольно большого числа производителей. Фонтанные насосы, как и водоподъемные, бывают погружными или поверхностными, устанавливаемыми на суше. Погружные размещаются на дне водоема на каком-нибудь камне или специально сделанной подставке (помещать насос прямо на дно не рекомендуется — будет засасываться ил) или плавают на поплавке вместе с насадкой. Поверхностные вставляют в фундамент или вовнутрь скульптуры, зарывают в землю (в техническом ящике), маскируют кустами или камнями.