Сад скульптур Ханны Пешар — пример удивительного слияния окружающей природы, воды и искусства. Он находится всего в пятидесяти километрах от Лондона, но его трудно назвать английским. Хозяева, скорее, воплотили здесь свою мечту о саде с чертами их родины.
Это собственный сад известного ландшафтного дизайнера Энтони Пола и его жены Ханны Пешар, и он обладает той непередаваемой атмосферой, которая свойственна только частным садам. Около 25 лет назад Ханне Пешар пришла в голову идея превратить сад, окружающий коттедж XVI века, в парк скульптур, и с тех пор он получил международную известность.
Сад
Ханна и Энтони открыли для себя это место в Суррее еще в 1970-х годах, сразу увидев потенциал в сыром, запущенном, изрезанном оврагами участке для создания чего-то особенного. Энтони спланировал сад-экспозицию. В отличие от традиционных английских садов при коттедже здесь не встретишь цветочных клумб, никаких бордюров и зеленых комнат, ничего яркого или неестественного. Источником вдохновения для Энтони послужило спокойствие японских садов, пейзажи и тропические леса родной Новой Зеландии. Его смелая, но тонкая работа с растениями проявилась в природных посадках с ограниченным использованием цвета, уступившего эффектам светотени, что позволило добиться театрального, почти мистического и в то же время естественного ландшафта.
-
Энтони Пол: автор проекта
-
Студия Энтони Пола с террасой, нависающей над рекой. Вокруг — гуннера (Gunnera manicata) с гигантскими листьями
-
Мост уходит в заросли белокопытника гибридного (Petasites hybridus)
-
Синие головы скульптора Патрисии Фольк (Patricia Volk) в молчаливом диалоге
-
Композиция «Долгий путь вниз» Гейла Олдинга (Gail Olding)
-
Справа — зеленые облака стриженой сосны мелкоцветковой, слева — лиловое облако цветущего василистника (Thalictrum rochebrunianum). В центре двора — вертикаль гранитной скульптуры Саймона Хитченса «Ночная жизнь»
Воспоминания о родине вдохновили его на использование крупнолистных растений. Большая фактурная листва архитектурных и структурных многолетников органично вписывается в образ тенистого влажного сада. Посадки крупными массивами с зарослями гуннер, дармер и бузульников, белокопытников, роджерсий и папоротников абсолютно сомасштабны окружающему пейзажу и потому убедительны и естественны. Этот эффект легкого, почти невидимого прикосновения к садовому пейзажу создает полное ощущение невмешательства человека и главенства природы в саду.
Контраст света и тени, оттенки зелени — от светящихся тонов мха до практически черного света от сосен, невероятные текстуры листвы и коры, мхов и лишайников, игра бликов на глади воды создают таинственную атмосферу. Везде присутствует дух естественности, гармонии и спокойствия. Мосты и водопады добавляют загадочности и дополнительных эмоций во время прогулки по саду.
Скульптура
Связь искусства и природы играет в саду ключевую роль. Сад скульптур — нередкое явление в английском дизайне, для которого важно умение вписать скульптуру в пейзаж. И именно расположение скульптур — ключевой момент, который делает сад Энтони и Ханны магическим. Органичное слияние произведений искусства и окружающей природы играет здесь основную роль.
-
Гигантский борщевик Мантегацци и скульптура обнаженной женщины «Крик» Рика Кирби
-
Скульптор Джилли Саттон (Jilly Sutton)
-
Корявый ствол рододендрона понтийского
-
«Творец». Скульптор Джилли Саттон
-
Волнообразная скамья, спроектированная Э. Полом
-
Старый мост в японском стиле проложен через лесной пруд. Вдоль береговой линии — скульптурная гуннера рукавчатая и ажурные папоротники
-
Еще одна таинственная женская фигура в исполнении Рика Кирби
-
Лесная поляна отражается в зеркальной поверхности «Неопознанного яйца». Скульптор Роберт Хардинг (Robert Harding)
Замысел Ханны состоит в том, что нет более скучного расположения скульптуры, чем в центре лужайки. Во время путешествий по петляющим дорожкам ее сада скульптуры то появляются перед вами неожиданно, то виднеются издали, вдруг скрываясь за поворотом, оставляя разные, неожиданные, противоречивые, но всегда сильные эмоции. Поэтому сад запоминается не только благодаря впечатлениям, но и через эмоции, непривычные и сильные, — удивление, испуг, любопытство…
Этот сад — великолепная сцена для скульптуры. Даже сложно поверить, что все работы здесь можно приобрести, настолько гармоничными кажутся заполненные ими уголки сада.