Русский изразец является одним из символов, выражающих национальную идентичность. В оформлении интерьеров наличие изразцовых печей и каминов стало во многих случаях делом обязательным, так как дает осознание своей причастности к русской истории.
Образцом послужила круглая печь, облицованная рельефными изразцами московского производства. Она была возведена в Тихвинской церкви бывшего села Алексеевского в Москве в 70-х годах XVII века. Другим источником вдохновения стала изразцовая печь в Теремном дворце Московского Кремля. При моделировании изразцов главной задачей было соблюсти общую состыковку по радиусам с учетом дальнейшей усадки после формовки пластической глиняной массы в гипсовые формы, сушки и обжига. Немногие современные изразцы радиальной формы при монтаже составляют окружность, чаще они имеют вид чешуи или горбылей и не состыкуются с изразцами, переходящими в другой радиус. В некоторых достойных мастерских изразцы после формовки в основном укладываются на округлую деревянную заготовку, имеющую форму будущей печи, — так они сушатся, постепенно сплачиваясь. Мастера «АИ» учли все эти нюансы при создании модели, сделали правильную румпу, каждый изразец сушился под гнетом отдельно. В результате радиусы сошлись, и печь обрела круглую форму.
Сюжеты и стилистика расписных изразцов были взяты из древнерусской книжной миниатюры и иконописи. Главные темы — история государства Российского, русские святые, жизнь духовных отцов и Великих князей, их работа, охота, строительство храмов, защита Отечества от многочисленных ворогов. Ручная роспись по сырой эмали — традиционная для русского изразца второй половины XVIII века — самая сложная из классических видов декорирования керамики. Сначала на идеально покрытую методом окунания изразца в белую эмаль поверхность флюсованным пигментом наносится графический рисунок, затем прозрачными цветными легкоплавкими текучими глазурями набираются наиболее интенсивные цвета. Завершающий этап росписи — покрытие фонов солями. Очень сложно набрать нужный тон глазури, все зависит от толщины покрытия, необожженная глазурь после нанесения на эмаль не прозрачна, истинный цвет и глубину она принимает после обжига. С солями еще сложнее. Малейший перебор может привести не только к чрезмерному усилению тона, но и вскипанию и разрыву эмалевого покрытия. Художник должен не только хорошо владеть техникой росписи, но и знать технологию.
Фото 1. Монтаж производился в уже готовом интерьере, поэтому к чистоте были особые требования. Каждый ярус обрабатывался пылесосом.
Фото 2. Каждый изразец крепился с помощью проволоки, продетой в отверстия в румпе и уложенной в кирпичную кладку тулова печи.
Фото 3. Монтаж изразцов, завершающих кокошник. По своей стилистике они подходят также к рельефам уже существующей гипсовой лепнины.