Особняк Харитоненко стал первой возможностью для Фёдора Осиповича Шехтеля создать целостную среду обитания, выдержанную в готическом стиле, актуальном для того момента творческой эволюции зодчего. К слову о каминах: такого их количества (практически в каждой комнате) Шехтель не установит больше ни в одном особняке.
Павел Иванович Харитоненко (1852–1914) был известным в России предпринимателем-сахарозаводчиком. Его торговый дом, годовой оборот которого превышал 20 миллионов рублей серебром, снабжал сахаром чуть ли не полстраны; представительства фирмы имелись даже в Персии.
На дворянском гербе, пожалованном Харитоненко и его потомкам указом императора Николая II, было написано «Трудом возвышаюсь». В течение многих лет Павел Иванович вел обширную благотворительную деятельность. Состоял директором Московского отделения Императорского Русского музыкального общества, в чьем ведении находилась Московская консерватория. На его средства в консерватории обучались двадцать студентов и обустраивался ее интерьер. Также он явился московским храмоздателем, по инициативе которого возведены церковные здания на Софийской набережной.
Строительство особняка для Павла Ивановича и его супруги началось в 1891 г. Павел Иванович выбрал под строительство Софийскую набережную Москвы-реки. Панорама Кремля, открывающаяся с этого места, до сих пор остается яркой и величественной. В XVI и XVII веках на южном берегу Москвы-реки напротив Кремля были разбиты обширные царские сады и огороды. Церковь Святой Софии Премудрости, построенную царскими садовниками, можно видеть и сейчас. (Следует отметить, что вся семья Харитоненко являлась прихожанами этого храма.)
Продуманный Шехтелем «сценарий» входа в особняк Харитоненко содержит поистине театральные эффекты. Зайдя в протяженный по ширине тамбур с витражами, гость попадает в необычный мир: все помещения первого этажа оформлены в готическом духе, с облицовкой стен деревянными панелями, встроенной мебелью и гротесковыми из-за своей величины каминами.
Все права защищены. Любое копирование и использование материалов возможно лишь с согласия правообладателя. Нарушение авторских прав преследуется по закону.