Традиционные кафельные печи хороши не только тем, что долго удерживают тепло и создают неповторимую атмосферу уюта. Эти изделия становятся центром притяжения в доме. Отдельное направление дизайна кафельных печей — создание авторских моделей, отличающихся свободным формообразованием, ярким колоритом и уникальными рисунками.
© Schmid Feuerungstechnik GmbH & Co.KG
© Фото: Александр Камачкин
Авторы проекта: архитекторы Аркадий Смехов и Владимир Сягин© Brunner
© «Гленрич»
© Фото: Александр Камачкин
Автор проекта: художник-оформитель Ергали Даутов
Печи, полностью или частично отделанные керамикой, — это всегда нечто особенное. Они излучают очень мягкое, приятное тепло, подобное солнечному, которое считается наиболее комфортным и безопасным для человека. Поскольку температура наружных стенок печи никогда не бывает слишком высокой, о них невозможно обжечься, даже если прислониться к ним, устроившись рядом на мягких подушках. Да и пыль, попадающая на поверхность плиток, не пригорает, а значит, воздух в помещении остается чистым, там дышится легко и свободно.
Кафельные печи в большинстве случаев работают на дровах и являются одними из самых экологичных. Производители выпускают немало моделей, которые выглядят как суперсовременные камины с широкими остекленными экранами, через которые так приятно наблюдать за игрой пламени. В то же время в продаже есть и более скромные изделия традиционного дизайна, прячущие огонь в недрах своей топки за маленькими глухими металлическими дверцами.
Отопительные приборы с керамической облицовкой почти всегда многофункциональны. Удобные вместительные лежанки и небольшие выступы-банкетки для сидения, разнообразные полочки для нужных в хозяйстве вещей и симпатичных безделушек, отделения для варки и выпечки сдобы — все это дарит владельцам массу приятных возможностей.
И наконец, такие печи просто красивы. Их покупка — своего рода инвестиция в искусство, особенно если отдавать предпочтение не типовым моделям, а изделиям, выполненным по авторским эскизам и оформленным художественными изразцами, созданными вручную. Десятилетия спустя подобные приобретения перейдут в разряд антиквариата и будут оцениваться соответствующим образом.
Из глубины веков
Считается, что первые кафельные печи появились в Европе еще во времена Средневековья. Мастера отливали изразцы в специальных формах из дерева, глины или гипса, а затем высекали либо вырезали на их поверхности рельефные рисунки. Сначала плитки были однотонными, но уже в XIV веке изделия стали покрывать цветной глазурью.
В эпоху Ренессанса интерес к античной культуре привел к изменению облика домашних очагов: свое применение нашли такие элементы оформления, как фризы, карнизы, цоколи, повторяющиеся орнаменты. Цветовые сочетания стали более сочными, контрастными, палитра отделки обогатилась яркими оттенками зеленого, синего, коричневого.
Период настоящего расцвета печного дела пришелся на XVII–XVIII века. Прекрасные исторические образчики отопительных приборов того времени сохранились во многих королевских замках и резиденциях аристократов. Для их отделки характерны барочная пышность, сложность узоров, богатство декоративных сюжетов. Да и сами плитки стали более крупными, ведь технологии производства продолжали совершенствоваться.
В России кафельные печи приобрели небывалую популярность в годы правления Петра I. Именно по его царскому указу были созданы первые «шведские» модели, облицованные классическими сине-белыми изразцами. Сегодня эти отопительные приборы переживают второе рождение. Их ностальгический облик прекрасно уживается с современными техническими возможностями.
Искусство комбинаций
Компактные домашние очаги нередко бывают полностью облицованы узорчатыми изразцами. А вот печи солидных габаритов, целиком покрытые плиткой ручной работы с затейливым рельефом и авторской росписью, можно встретить нечасто, это удовольствие дорогое. Недаром гораздо более востребованы у покупателей изделия с комбинированной наружной отделкой. Популярными компаньонами художественных изразцов являются штукатурка и однотонный гладкий кафель светлого оттенка. С их помощью удается создавать изделия, отличающиеся интересным и даже уникальным дизайном.
Настоящие мастера считают, что форма отопительного прибора не должна определяться исключительно его назначением. Для них не менее важно то, как именно она взаимодействует с окружающим пространством. К примеру, печи со ступенчатой пластикой кажутся гораздо легче, изящнее массивных моделей прямоугольного сечения. К тому же обычно они хорошо смотрятся сразу с нескольких ракурсов. Изделия внушительных размеров и сложной конфигурации отлично подходят для просторных загородных коттеджей. Часто они занимают островное положение в интерьере и визуально отделяют друг от друга гостиную и холл, столовую и кухню, кабинет и спальню. Компактные модели, предназначенные для угловой или пристенной установки в небольшом доме, тоже имеют свои преимущества: они занимают минимум места и позволяют наилучшим образом организовать пространство.
Индивидуальный подход к проектированию и сооружению печей с отделкой из плитки проявляется и в таких нюансах, как выбор общего стилевого и цветового оформления изделий и поиск декоративных керамических элементов, оптимально соответствующих всему замыслу. Расположение, форма и дизайн подобных акцентов могут быть самыми разными: иногда это просто яркие рельефные вставки по бокам печи, горизонтальные узорчатые полосы снизу и сверху, выпуклые лепные карнизы и плинтусы, а иногда целые изразцовые панно с тонкой художественной росписью или со свободной пластикой в стиле творений Антонио Гауди.
«Образцовые» печи
Понятие «изразец» произошло от слова «образец» — так называли облицовочную керамику, изготовленную вручную по специальным шаблонам. Сегодня для отделки отопительных приборов активно используют и кафель промышленного производства, и оригинальные авторские изразцы. Предприятия создают готовые коллекции по тому же принципу, что и наборы плитки для ванных, кухонь или бассейнов. Каждая серия включает в себя базовые детали стандартных размеров и дополнительные фигурные вставки: угловые, бордюрные и чисто декоративные. Универсальность компоновки элементов в пределах коллекции позволяет мастерам легко подобрать оптимальный вариант для облицовки печей любых форм и размеров. Популярными типами фабричных изразцов являются круглые плитки-медальоны, плоские прямоугольные изделия с цветочными мотивами и слегка вогнутые однотонные (так называемые баварские) модели. Для печей в современном стиле дизайнеры предлагают кафель с гладкой поверхностью, без рисунка, причем нередко одна серия может быть представлена в разных оттенках. Плитки с интересным декором можно, например, найти в ассортименте немецких и австрийских фирм.
Индивидуальный подход
Но как бы ни были хороши серийные коллекции, им трудно сравниться с изразцами ручной работы. В большинстве случаев подобную плитку изготавливают в небольших мастерских, причем обычно уже для готовых печей, часто нестандартной формы, задуманных в том или ином стиле: русском, голландском, восточном, сказочном, под гжель и т.п. Очень популярны флористические, геральдические, бытовые, исторические мотивы. Кроме того, росписи выполняют по эскизам и фотографиям, представленным заказчиками.
Работа по созданию изразцов — долгий и сложный процесс. Сначала делают макет печи в натуральную величину с учетом последующей усадки глины. Затем его разрезают на части и изготавливают по их размерам плитки с рельефной или гладкой лицевой поверхностью. Потом их высушивают и обжигают. После этого расписывают, покрывают слоем глазури и опять обжигают. В результате невзрачная керамика приобретает яркость и блеск. Для изразцов в антикварном стиле выбирают специальную глазурь с микротрещинами, создающую иллюзию старины. И наконец, все завершается «сухой» (предварительной) сборкой плитки и собственно облицовкой печи.
Уникальность изразцов ручной работы всегда привлекает к ним повышенное внимание, поэтому даже небольшие декоративные панно на фоне простой оштукатуренной поверхности смотрятся ничуть не хуже, чем сплошная облицовка.