Отопительные приборы с керамической облицовкой — кафельные и изразцовые печи и камины — обладают массой достоинств. Подсчитано, что облицовка отопительного прибора изразцами или кафелем способна повысить его теплоемкость на 10%. Печи, облицованные керамикой, отдают тепло медленно, всей своей поверхностью и не обжигают. В результате помещение прогревается равномерно, и находиться в нем очень комфортно.
Почему в наш век высоких технологий интерес потребителей к печам и каминам с керамической облицовкой не просто не падает, а продолжает возрастать? В чем причина того, что один из древнейших способов обогрева по-прежнему актуален и совершенствуется, предоставляя пользователям все новые возможности? Ответ довольно прост: кафельным (изразцовым) моделям присуще удивительное сочетание внешней декоративности с исключительной практичностью и эффективностью теплоотдачи. Можно сказать, что они согревают не только тело, но и душу, поскольку придают интерьеру неповторимый уют и очарование. Но нужно помнить: из-за своей яркости, выразительности подобные объекты доминируют в помещении и задают тон всей обстановке.
Дровяные печи и камины с керамической облицовкой — это независимые источники тепла, и перебои в подаче электроэнергии или магистрального газа на их работе никак не скажутся. К другим достоинствам подобных отопительных агрегатов относятся основательность, долговечность, высокая теплоемкость и продолжительная, мягкая теплоотдача всей поверхности изделия, экологичность и гигиеничность. Благодаря сочетанию столь полезных качеств теплогенераторы данного типа являются хорошим вложением средств.
Восторги Марка Твена
Замечательное описание немецкой кафельной печи, датируемое 1881 годом, содержится в одном из эссе Марка Твена, вошедшем в сборник «Европа и другие места». В нем великий писатель и заядлый путешественник сравнивает немецкий метод отопления с распространенным в то время в США способом обогрева: «Небольшая дверца печки выглядит странно из-за пропорций к остальной части сооружения, но оказывается, что дверца как раз правильная, поскольку в большом объеме топлива вовсе нет необходимости. Используется компактное топливо, и даже его на удивление мало. Дверца открывает маленькую топку, которая вмещает топлива не больше, чем мог бы удержать в руках ребенок. Процесс растопки быстр и прост. Холодным утром… слуга приносит небольшую корзинку (по-другому говоря, охапку) сосновых дров, кладет половину их в печь, поджигает спичкой и закрывает дверцу. Они горят десять-двенадцать минут. Затем он подкладывает остальные дрова, запирает дверь и вынимает ключ. Дело сделано. Он больше не придет до следующего утра. Весь день и даже после полуночи во всех частях комнаты будет восхитительно тепло и удобно, не будет никакой головной боли и чувства стесненности или угнетения… Находиться рядом с печью нет никакой нужды. Ее поверхность не обжигает, вы можете прикоснуться к ней рукой в любом месте и не обжечься».
Нельзя не согласиться с этим описанием, воспевающим практичность и эффективность теплоемких кладочных печей. Их подобия имелись (и имеются по сей день) во всех европейских странах с суровым климатом. Особое место среди таких устройств занимают модели с керамической облицовкой.
На протяжении столетий в Австрии, Германии, Швеции, России, Финляндии и других странах Европы кафельные и изразцовые печи обогревали жилища людей самого разного социального статуса (от роскошных королевских дворцов и царских покоев до скромных крестьянских построек). В апартаментах знати агрегаты с керамической облицовкой выглядели помпезно и изысканно, становясь главным украшением комнат. В домах простолюдинов они имели минимум декора, однако при этом отличались особой функциональностью, удобством в эксплуатации. Неотъемлемыми атрибутами печек в крестьянских домах являлись теплые лежаки и топчаны, а также специальные углубления, встроенные вешалки, перекладины и прочие приспособления для сушки полотенец, одежды, шапок и рукавиц.
Со временем конструкция печей с керамической облицовкой становилась более совершенной. В наши дни этот процесс продолжается: идея повышения теплоэффективности вдохновляет производителей на создание все новых моделей печей и каминов. У некоторых кафельных образцов степень полноты сгорания (или, КПД) достигает 90%! Это означает, что практически вся энергия, генерируемая в процессе горения, расходуется на обогрев.
Особенности национального отопления
© «ПАЛЛАДА»
© epr/VKI/Zehendner
© ROSBRI
© SPARTHERM FEUERUNGSTECHNIK GMBH
© Tulikivi
© Flambis/REGNIER
© Flambis/GODIN
© Flambis/GODIN
В немецкоязычных странах дровяные печи, покрытые керамической плиткой, выделяются в особый класс отопительных устройств и имеют название kachelofen. Помимо кафельной облицовки у них есть и другой общий элемент — теплонакопитель с многократно изогнутым дымовым каналом, выложенным кирпичом (реже камнем). Его назначение — удлинить путь горячих газов и воспринять максимум содержащегося в них тепла. Проходя по извилистой траектории, дым прогревает всю печку от внутренних стенок теплонакопителя до поверхности наружной облицовки. В результате она начинает медленно отдавать аккумулированное тепло в помещение. Высокая температура в топке (порой 1000 °С и выше), а также наличие встроенной системы вторичного дожига обеспечивают полное сгорание дров и промежуточных продуктов горения, делая работу прибора более эффективной и максимально безопасной. Несмотря на это, поверхность изделия не обжигает. Недаром старинные печки австрийского образца оборудовались деревянными лежаками, которые непосредственно примыкали к их корпусу и оставались совершенно невредимыми. Активно используют древесину для отделки своих моделей и современные печники из разных стран.
Печные традиции Финляндии тесно связаны с применением натурального камня. Один из самых любимых минералов местных жителей — талькомагнезит. Он отличается беспримерной теплоемкостью и огнестойкостью, поэтому отлично подходит для изготовления топочных частей и прочих корпусных деталей печей и каминов. Как правило, изделия собирают из сравнительно крупных модульных элементов. Подобные каменные печи имеют двухконтурную конструкцию, их нередко изготавливают вообще без облицовки (с ее функцией справляется лицевая поверхность наружного слоя каменной кладки). Тем не менее модели с керамической отделкой тоже достаточно востребованы.
Шведские кафельные печи, или kakelugn, как их исконно называют, — это изящные, стройные сооружения, традиционно круглые в плане и вытянутые по вертикали. Их выкладывают из кирпича, облицовывают гладкими изразцами изогнутой, радиальной формы и часто увенчивают рядом фигурных изразцов, напоминающих зубцы королевской короны. Конструктивной особенностью таких моделей является наличие встроенного каменного отбойника, задерживающего горячий дым внутри печи и улучшающего ее теплонакопительные свойства.
Керамика плюс конвекция
Как известно, традиционные теплоаккумулирующие печи в холодном помещении должны сначала прогреться сами, прежде чем начать отдавать тепло. Современные производители предложили покупателям несколько иной вариант конструкций — каминные печи с готовыми, произведенными на заводе топками и керамической облицовкой, выполненной вручную. В отличие от описанных выше моделей, являющихся накопительными, эти агрегаты принадлежат к устройствам калориферного типа. Благодаря наличию конвективных каналов внутри корпуса и отверстий в верхней части отделки они способны быстро прогреть помещение: некоторым на это требуется всего около 15 мин. Облицовка повышает аккумулирующую способность изделий и помогает продлить теплоотдачу. Изразцы в данном случае крепятся с помощью металлической проволочно-стержневой системы, без применения раствора.
«Печь с лежанкой изразцовой»
Эта строка из сказки А. С. Пушкина говорит о том, что и в нашей стране расписная облицовочная керамика с давних пор используется в печном производстве. Ее фрагменты обнаружены учеными уже в каменных постройках Киевской Руси X–XI столетий. Впоследствии жизнерадостное искусство изразца, как и многие другие национальные ремесла, замерло на три долгих века монголо-татарского ига. Ну а временем настоящего расцвета изразцового мастерства считаются XVI–XVII столетия.
Поначалу печной глиняный декор изготавливался без применения глазурей и был просто терракотовым. Украшением служили рельефные изображения с удивительно подробной проработкой деталей. Поверхность очага, выложенную такими изразцами, белили — из соображений эстетики и гигиены. Но, поскольку слой побелки становился толще, мелкие элементы рисунка постепенно сглаживались и наконец исчезали совсем.
Изразцы со стекловидным полупрозрачным покрытием (глазурь, или полива), появившиеся позже, были лишены этого недостатка и быстро вытеснили терракотовую облицовку. Сначала поливы имели только зеленые оттенки — из-за наличия лишь одного вида красителей (на основе меди). Покрытые ими изразцы называли муравлеными. Затем, когда стали доступны и минеральные пигменты других цветов (желтого, синего, белого, коричневого), изразцы сделались более яркими, нарядными и получили название ценинных (из-за более высокой цены).
В петровские времена русская печная облицовка подверглась сильному североевропейскому, в частности голландскому, влиянию. Она утратила рельеф (стала гладкой) и сменила свою богатую палитру на строгую бело-сине-голубую. Лучшие работы русских гончаров той эпохи хранятся в музеях, вдохновляя мастеров XXI века на создание собственных шедевров.
В наши дни в России этот вид искусства переживает очередной всплеск. Ныне действуют как довольно крупные промышленные предприятия по производству широкого ассортимента изделий из керамики, так и маленькие мастерские, специализирующиеся исключительно на изготовлении облицовки для печей и каминов. Иногда те же небольшие артели предлагают своим клиентам и услуги по кладке самих отопительных приборов.
Изразцовые и кафельные печи и камины, создаваемые современными мастерами, могут быть самыми разными. Поэтому заказчики, ориентированные на данный вид продукции, без труда сумеют выбрать тот тип отопительного прибора, который будет оптимально подходить для конкретного помещения, и тот вариант облицовки, который гармонично впишется в интерьер и по-настоящему его украсит.