Неужели камин должен обязательно опираться на пол? Вовсе нет. Почти пятьдесят лет назад был придуман другой — подвесной — вариант его конструкции. И сегодня производители предлагают широкий выбор моделей, словно парящих в воздухе.
Подвесные камины — одно из самых ярких проявлений деконструктивизма в современных интерьерах. Они трактуют идею домашнего очага совершенно по-новому, поскольку крепятся весьма необычным образом: не к полу, а к потолку (реже к стене). На смену незыблемости устоев, массивности, брутальности приходят легкость, ирония и свободный полет фантазии. В отличие от традиционных каминов и печей эти модели подчеркивают свою независимость, заявляя, что не желают иметь ничего общего с бренной землей.
Хотя появление таких изделий было своего рода манифестом против функционализма и рациональности, им трудно отказать в практичности. «Парящие» камины можно подвесить практически в любой части комнаты, имеющей приемлемую несущую способность. Благодаря умеренному весу большинство из них хорошо подходит для тех объектов, в которых нельзя создавать серьезные нагрузки на элементы кровли или межэтажных перекрытий: мансард, домов старой постройки, двухуровневых квартир. Кроме того, они занимают меньше места, чем традиционные. Хотя при этом их дымоходы могут быть достаточно длинными — до 10 м. Недаром особенно гармонично такие камины смотрятся в двусветных пространствах: становясь своеобразной вертикальной доминантой, они зрительно увеличивают высоту помещения и придают интерьеру особый шик.
В большинстве случаев корпуса подобных устройств изготавливают из металла — отсюда и небольшой вес. Благодаря огнестойкости топочных деталей из нержавеющей стали и чугуна изделия демонстрируют отличные эксплуатационные свойства. За счет своей модульной конструкции они просты в сборке и установке, к тому же легки в уходе. Ультрасовременный облик подвесных моделей отлично вписывается в идеологию стиля хайтек. Пластичность металла позволяет придавать каминам любые очертания. Тут возможно все — от строгой лаконичной геометрии до скульптурной органики. У дизайнеров постоянно возникают новые идеи и образы, и в результате появляются изделия, напоминающие причудливые растения, фантастические летающие тарелки, перископы подводных лодок, магические кристаллы или уходящие в небо башни.
История первых подвесных каминов похожа на героический эпос. В конце 60-х годов прошлого века выпускник Сорбонны, путешественник и философ Доминик Имбер устроил небольшую мастерскую в старинной крепости на юге Франции, в Виол-ле-Форте, чтобы заниматься творчеством. Там не было ни приличной крыши, ни надежных окон, и зимой снег залетал прямо в комнаты. Спасаясь от холода, дизайнер-самоучка соорудил из подручного материала металлический подвесной камин и закрепил его на стене. Гости, приходившие в мастерскую, оценили стиль и красоту изобретения и захотели иметь нечто подобное у себя.
Консервативная публика долго не принимала инновационных решений Имбера — вначале его покупателями были лишь профессионалы: архитекторы и художники. Но постепенно мода менялась, и спустя десятилетия подвесная модель камина Gyrofocus, созданная дизайнером, стала экспонатом Музея современного искусства в Бордо (Франция) и Музея Гугенхейма в Нью-Йорке (США). В 2009 году по результатам интернет-голосования на международном конкурсе Pulchra она была признана победителем в категории «Самый красивый предмет в мире».
Сегодня «парящие» камины уже не вызывают бурных дискуссий и никого не шокируют. На российский рынок они пришли в конце 90-х годов XX века и с тех пор успели завоевать стабильную популярность, несмотря на известное пристрастие многих отечественных домовладельцев к классике. Потребителей подвесных моделей подкупают и оригинальный облик изделий, и широкий выбор конструктивных и технических решений. Кстати, по виду топлива такие устройства делятся на две группы: классические дровяные и биомодели. Этим же определяется и тип монтажа.
Дровяные подвесные камины оснащены дымоходом. Его крепят к балкам или плите перекрытия, а топочную часть располагают свободно в центре помещения либо фиксируют к несущим стенам. Дымоход обладает внушительными габаритами и становится мощным акцентирующим элементом дизайна. Чаще он выглядит как длинный цилиндр, но встречаются и более сложные варианты — в виде конструкций, напоминающих водостоки или изогнутые трубы на фасаде Центра им. Жоржа Помпиду в Париже, конусообразных шатров или замаскированных в стене шахт.
Топка у дровяных моделей бывает как открытой, так и закрытой, снабженной защитными дверцами из огнеупорной стеклокерамики. К тенденциям последних лет можно отнести увеличение площади прозрачного топочного экрана и активное использование панорамного остекления: с двух, с трех сторон или по всему периметру. Подобные решения позволяют зрительно облегчить конструкцию и дают хозяевам возможность наблюдать за медитативной игрой языков пламени из любой точки помещения и даже из соседних комнат. Часто у таких изделий предусмотрена полезная функция самоочистки стекла под действием высоких температур, и можно не опасаться, что со временем оно покроется копотью.
Дровяные камины с открытым пламенем (без дверок) подходят исключительно для установки в просторных и хорошо проветриваемых помещениях. Поэтому в домах с герметичными пластиковыми окнами при отсутствии приточно-вытяжной вентиляции придется заранее смонтировать систему принудительной подачи свежего воздуха непосредственно к топке. На то есть веская причина: в процессе открытого сжигания поленьев расходуется гораздо больше кислорода, чем при их сгорании в закрытой камере.
При эксплуатации любых каминов требуется строгое соблюдение правил пожарной безопасности. Для моделей с открытой топкой это особенно актуально. Желательно, чтобы все предметы и отделочные покрытия, находящиеся в непосредственной близости от пламени, были изготовлены из огнестойких материалов: металла, камня, керамики. Иногда решить задачу позволяет сама конструкция камина. Например, несомненной дизайнерской удачей можно назвать оригинальный очаг, состоящий из зафиксированной на основании пола чаши-топки и отдельного дымохода, подвешенного прямо над ней.
Нельзя обойти вниманием и подвесные камины с топкой, вращающиеся на 180° или 360°. Они очень технологичны, максимально отвечают хайтек-стилистике и способны придать жилому пространству особую динамику. Разворачивая очаг в том или ином направлении, хозяева могут трансформировать интерьер, находя различные варианты компоновки мебели и расставляя новые акценты.
Еще большей мобильностью обладают подвесные модели, работающие на биотопливе — жидком этаноле. Они не нуждаются в дымоходе, а значит, весят меньше остальных и не требуют предварительной оценки несущей способности опорных конструкций. Обычно их масса не более 7–10 кг (дровяной очаг «тянет» как минимум на 30–50 кг). Проводить сложные подготовительные ремонтные работы и выполнять специальные расчеты в данном случае нет необходимости: камин просто крепят к стене как интерьерную скульптуру.
Отсутствие конструктивных ограничений позволяет дизайнерам создавать модели любых оттенков и форм, и относительно простые, и более сложные — иногда настоящие шедевры.