Подвесные камины

Печи и камины | №4 (59) '2012

Неужели камин должен обязательно опираться на пол? Вовсе нет. Почти пятьдесят лет назад был придуман другой — подвесной — вариант его конструкции. И сегодня производители предлагают широкий выбор моделей, словно парящих в воздухе.

  • © Focus

  • © ANTRAX IT SRL

  • © Focus

  • © Dik Geurts

Подвесные камины — одно из самых ярких проявлений деконструктивизма в современных интерьерах. Они трактуют идею домашнего очага совершенно по-новому, поскольку крепятся весьма не­обычным образом: не к полу, а к потолку (реже к стене). На смену незыблемости устоев, массивности, брутальности приходят легкость, ирония и свободный полет фантазии. В отличие от традиционных каминов и печей эти модели подчеркивают свою независимость, заявляя, что не желают иметь ничего общего с бренной землей.

Хотя появление таких изделий было своего рода манифестом против функционализма и рациональности, им трудно отказать в практичности. «Парящие» камины можно подвесить практически в любой части комнаты, имеющей приемлемую несущую способность. Благодаря умеренному весу большинство из них хорошо подходит для тех объектов, в которых нельзя создавать серьезные нагрузки на элементы кровли или межэтажных перекрытий: мансард, домов старой постройки, двухуровневых квартир. Кроме того, они занимают меньше места, чем традиционные. Хотя при этом их дымоходы могут быть достаточно длинными — до 10 м. Недаром особенно гармонично такие камины смотрятся в двусветных пространствах: становясь своеобразной вертикальной доминантой, они зрительно увеличивают высоту помещения и придают интерьеру особый шик.

В большинстве случаев корпуса подобных устройств изготавливают из металла — отсюда и небольшой вес. Благодаря огнестойкости топочных деталей из нержавеющей стали и чугуна изделия демонстрируют отличные эксплуатационные свойства. За счет своей модульной конструкции они просты в сборке и установке, к тому же легки в уходе. Ультра­современный облик подвесных моделей отлично вписывается в идеологию стиля хайтек. Пластичность металла позволяет придавать каминам любые очертания. Тут возможно все — от строгой лаконичной геометрии до скульптурной органики. У дизайнеров постоянно возникают новые идеи и образы, и в результате появляются изделия, напоминающие причудливые растения, фантастические летающие тарелки, перископы подводных лодок, магические кристаллы или уходящие в небо башни.

  • © Focus

  • © Focus

  • © Focus

  • © Dik Geurts

История первых подвесных каминов похожа на героический эпос. В конце 60-х годов прошлого века выпускник Сорбонны, путешественник и философ Доминик Имбер устроил небольшую мастерскую в старинной крепости на юге Франции, в Виол-ле-Форте, чтобы заниматься творчеством. Там не было ни приличной крыши, ни надежных окон, и зимой снег залетал прямо в комнаты. Спасаясь от холода, дизайнер-самоучка соорудил из подручного материала металлический подвесной камин и закрепил его на стене. Гости, приходившие в мастерскую, оценили стиль и красоту изобретения и захотели иметь нечто подобное у себя.

Консервативная публика долго не принимала инновационных решений Имбера — вначале его покупателями были лишь профессионалы: архитекторы и художники. Но постепенно мода менялась, и спустя десятилетия подвесная модель камина Gyrofocus, созданная дизайнером, стала экспонатом Музея современного искусства в Бордо (Франция) и Музея Гугенхейма в Нью-Йорке (США). В 2009 году по результатам интернет-голосования на международном конкурсе Pulchra она была признана победителем в категории «Самый красивый предмет в мире».

Сегодня «парящие» камины уже не вызывают бурных дискуссий и никого не шокируют. На российский рынок они пришли в конце 90-х годов XX века и с тех пор успели завоевать стабильную популярность, несмотря на известное пристрастие многих отечественных домовладельцев к классике. Потребителей подвесных моделей подкупают и оригинальный облик изделий, и широкий выбор конструктивных и технических решений. Кстати, по виду топлива такие устройства делятся на две группы: классические дровяные и биомодели. Этим же определяется и тип монтажа.

Дровяные подвесные камины оснащены дымоходом. Его крепят к балкам или плите перекрытия, а топочную часть располагают свободно в центре помещения либо фиксируют к несущим стенам. Дымоход обладает внушительными габаритами и становится мощным акцентирующим элементом дизайна. Чаще он выглядит как длинный цилиндр, но встречаются и более сложные варианты — в виде конструкций, напоминающих водостоки или изогнутые трубы на фасаде Центра им. Жоржа Помпиду в Париже, конусообразных шатров или замаскированных в стене шахт.

  • © Conmoto

  • © Focus

  • © DON-BAR

  • © Focus

  • © S.A.S CHEMINEES PHILIPPE

  • © Focus

Топка у дровяных моделей бывает как открытой, так и закрытой, снабженной защитными дверцами из огнеупорной стеклокерамики. К тенденциям последних лет можно отнести увеличение площади прозрачного топочного экрана и активное использование панорамного остекления: с двух, с трех сторон или по всему периметру. Подобные решения позволяют зрительно облегчить конструкцию и дают хозяевам возможность наблюдать за медитативной игрой языков пламени из любой точки помещения и даже из соседних комнат. Часто у таких изделий предусмотрена полезная функция самоочистки стекла под действием высоких температур, и можно не опасаться, что со временем оно покроется копотью.

Дровяные камины с открытым пламенем (без дверок) подходят исключительно для установки в просторных и хорошо проветриваемых помещениях. Поэтому в домах с герметичными пластиковыми окнами при отсутствии приточно-вытяжной вентиляции придется заранее смонтировать систему принудительной подачи свежего воздуха непосредственно к топке. На то есть веская причина: в процессе открытого сжигания поленьев расходуется гораздо больше кислорода, чем при их сгорании в закрытой камере.

При эксплуатации любых каминов требуется строгое соблюдение правил пожарной безопасности. Для моделей с открытой топкой это особенно актуально. Желательно, чтобы все предметы и отделочные покрытия, находящиеся в непосредственной близости от пламени, были изготовлены из огнестойких материалов: металла, камня, керамики. Иногда решить задачу позволяет сама конструкция камина. Например, несомненной дизайнерской удачей можно назвать оригинальный очаг, состоящий из зафиксированной на основании пола чаши-топки и отдельного дымохода, подвешенного прямо над ней.

Нельзя обойти вниманием и подвесные камины с топкой, вращающиеся на 180° или 360°. Они очень технологичны, максимально отвечают хайтек-стилистике и способны придать жилому пространству особую динамику. Разворачивая очаг в том или ином направлении, хозяева могут трансформировать интерьер, находя различные варианты компоновки мебели и расставляя новые акценты.

Еще большей мобильностью обладают подвесные модели, работающие на биотопливе — жидком этаноле. Они не нуждаются в дымоходе, а значит, весят меньше остальных и не требуют предварительной оценки несущей способности опорных конструкций. Обычно их масса не более 7–10 кг (дровяной очаг «тянет» как минимум на 30–50 кг). Проводить сложные подготовительные ремонтные работы и выполнять специальные расчеты в данном случае нет необходимости: камин просто крепят к стене как интерьерную скульптуру.

Отсутствие конструктивных ограничений позволяет дизайнерам создавать модели любых оттенков и форм, и относительно простые, и более сложные — иногда настоящие шедевры.

Текст: Светлана Кононова

Поделиться:

Смотрите также

  • Камины — викторианский стиль Печи и камины | №1 (56) '2012 Камины — викторианский стиль

    Камин был важным атрибутом английского дома во времена королевы Виктории: без него не мыслилось жилое помещение. В этой статье рассматриваются характерные особенности устройства и декора популярнейшего отопительного прибора викторианского периода...

  • Варочные печи Печи и камины | №5 (55) '2011 Варочные печи

    Современное жилье нередко оснащается камином, который становится центром общения и отдыха. Но необходимо учитывать и утилитарные запросы – в частности приготовление пищи на огне. Поэтому очередной «круглый стол» посвящен варочным печам...

  • Камины с водяным контуром Печи и камины | №5 (55) '2011 Камины с водяным контуром

    Владельцы классических дровяных каминов хорошо знают, что сам по себе этот генератор тепла способен обогреть лишь то помещение, где он установлен, и, возможно, еще одну или несколько смежных комнат. Построить полноценную отопительную систему всего частного дома поможет водяной контур...

Выпуск №4 (115)

№4 (115) '2024
  • Книга «100. Ландшафтный дизайн. Россия»
  • Конкурс Дизайн камина 2025
  • Эксклюзивная садовая мебель из Англии
  • Экосоюз
Войти через социальные сети:
Вход VKontakte Вход MyMailRu Вход Odnoklassniki
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов: