История стилей оформления каминов неотделима от общечеловеческой культуры, она вписана в бытовой и эстетический контекст каждой эпохи. Но каким бы ни был камин, в каком бы стиле и из каких материалов он ни создавался, главная его идея — огонь.
Из истории стилей
Постепенное обособление горящего очага привело к тому, что пламя изолировали с трех сторон, оставив открытой только одну. Так появилось то, что мы называем классическим старинным камином, — выполненный в толстой наружной стене вертикальный канал, имеющий в нижней части открытое отверстие, чтобы подкладывать дрова и любоваться открытым пламенем. Вариаций в оформлении подобного камина не так много просто потому, что оформление очага сводится к варьированию его нижней (фронтальной) части. По сути, форма и стиль камина определяются формой его топочного отверстия и стилем портала. Он может быть прямоугольным или полукруглым, более или менее вытянутым по вертикали или горизонтали. А все эстетические и стилевые изыски направлены в основном на облицовку.
Классические порталы традиционно имели П-образную форму и выполнялись из натурального камня, ценных пород дерева, а также чугуна. Впрочем, почему выполнялись? Они и сейчас в почете у приверженцев традиционного стиля оформления жилища. В присущем классике сочетании стройных и выверенных очертаний с изяществом декора заключен секрет нестареющей привлекательности данного стиля. И в наши дни можно найти в продаже английские камины, дизайн которых ни на толику не изменился с викторианских времен. Они по-прежнему производятся вручную, методами старинного художественного ремесла, с сохранением всех присущих ему приемов и материалов. Поэтому можно без натяжки говорить о том, что с указанным камином в дом приходит подлинная частица викторианской эпохи.
Порталы классического направления украшаются резьбой, барельефами, инкрустируются драгоценными металлами и камнями, облицовываются плиткой и изразцами, майоликой и мозаикой, обрамляются нарядным кружевным литьем. Простоту формы воспринял у классического направления и кантри, или, говоря по-русски, деревенский стиль. Здесь также основной простор для эстетического разнообразия сосредоточен в части портала. Основа кантри — незатейливая простота. Облицовки каминов-кантри более брутальны в сравнении с классическими порталами. Они чаще выполняются из массивных природных камней или их имитаций в сочетании с верхней деревянной полкой. Разнообразие определяется природной палитрой каменных и деревянных фактур и оттенков. Порталам и облицовкам данного направления также присуща П-образная форма или полукруглое очертание фронтального сечения. Надо ли говорить, что классика и кантри уместны в интерьерах, оформленных в том же стиле.
На исходе XIX века, в эпоху предчувствий грандиозных исторических переломов и великих обновлений, зародился модерн. С ним в оформление пришли причудливые линии экзотических растений, асимметрия, темные и глубокие цвета драгоценных и полудрагоценных камней, богатые фактуры, изысканная роскошь, флер таинственности и мистики. Во всем чувствуется главное стремление — поразить воображение, преобразить привычные очертания. В наши дни модерн в оформлении каминов выражается в необычных усложненных формах и насыщенных цветах, ярких декоративных акцентах (скульптуре, инкрустации, мозаике, ковке). В помощь тому — возможности современных материалов (стекла, искусственного камня, металлических сплавов и жаропрочных красителей). Вторая половина XX века, с главной приметой — неимоверным ускорением технического прогресса, породила хайтек, отражающий приверженность высоким технологиям и смелым техническим достижениям. Предельная лаконичность и чистота линий, холодные металлические оттенки, отсутствие декоративности в ее привычном понимании… и небывалое для каминов разнообразие геометрических форм. Конструкции каминов в стиле хайтек нередко основаны на необычных и остроумных технических решениях, позволяющих заключать пламя в самые неожиданные очертания камина.
Новые формы — от новых задач
Зачастую новые формы каминов задаются новыми возможностями конструкции, дополнительными функциями модели. В этих случаях форма диктуется полезной задачей, стремится слиться с назначением и смыслом камина. Так например камин, способный повернуться на 180° вокруг своей оси, конечно же, логично заключить в плавно очерченный закругленный корпус. Или еще одно достижение современных технологий — камины с водопадом. В рассматриваемом случае специфическая и необычная для камина функция обязательно должна была найти отражение во внешнем силуэте. Наверху фронтальной части появилось слегка изогнутое «зеркало», по которому стекает вода. Его плавный легкий изгиб как бы уводит нас от привычной «плоскости» в понимании каминных задач.
Современный камин может быть не только элементом интерьера — он порой представляет собой интерьерную композицию, несущую идею множества задач, неожиданных трансформаций и преображений. Камин-перегородка, камин-шкаф, камин-софа, камин-кинотеатр… В торжестве полифункциональности значение эстетической задачи лишь усиливается общей «полифонией». Смысл подобных моделей выходит далеко за пределы исконного назначения любого камина. Они согревают не только в традиционном понимании, но и на более высоких и тонких уровнях восприятия. Они призваны служить стилевым камертоном интерьера. Виртуозность технического замысла оттеняется изяществом исполнения, предельной простотой линий, вплоть до минимализма, что создает особый шик и представляется единственно верным. Такой камин — объект не столько интерьера, сколько престижа.
От топки к образу
Если камин создается с использованием готовой топки, то его форма и дизайн, конечно, имеют определенную заданность. Так, топка тоннельного типа привносит в образ очага сквозную легкость и прозрачность. Модель с угловым стеклом создает эффект открытости пламени. Вообще образ камина во многом определяется степенью обзора пламени, и потому в моделях с плоским, призматическим или полукруглым фасадом он будет зависеть от габаритов обзорного стекла, а также визуального соотношения картины пламени с ее «обрамлением».
Интересны в указанном смысле камины со строгими прямоугольными формами, как бы висящие на стене подобно картинам, поскольку фронтальная часть топки расположена вровень с поверхностью стены. Рассматриваемые модели действительно являют живые и нетленные картины играющего пламени, шедевры оформительского лаконизма и вечного осмысления философии огня.
Особенно многочисленны здесь вариации на самую, казалось бы, строгую тему — на тему квадрата. Впрочем, еще Казимир Малевич именно «Черным квадратом» распахнул окно в супрематизм, т.е. к верхнему пределу человеческого постижения красоты и смысла. Каминные вариации этой темы просто завораживают. Квадратное сечение топки по-разному играет в обрамлении из камня, металла, стекла, в нарочито состаренной фактуре бронзы или глянцевом блеске гладкокрашеной поверхности.
Совершить уход от стереотипов наиболее сложно именно в рамках строгих и минималистских очертаний, поскольку число вариантов здесь существенно ограничено элементарной планиметрией (наукой о плоских фигурах). И тогда, чтобы сказать новое слово, требуются уход от плоскости, использование старых геометрических форм в новых пластических решениях. Именно благодаря данному подходу столь футуристически выглядят приставные модели строгих прямоугольных форм в духе минимализма.
Игры со стеклом
Возможность использовать стекло в производстве каминов стала настолько благодатной почвой для развития образа современного очага, что, пожалуй, можно говорить о наступлении новой эры каминного дизайна — «стеклянной эры», c невиданными и доселе невероятными возможностями. Дерзкие неординарные модели, позволяющие пламени парить в воздухе, делающие его доступным взору из любой точки пространства, превращающие очаг одновременно в композиционный и энергетический центр интерьера… Все они появились главным образом благодаря возможностям стекла, его прозрачности, визуальной невесомости и в то же время надежности в отношении фактического ограждения пламени от жилого пространства.
Прозрачное ограждение пламени со всех сторон превращает камин в своеобразную магическую капсулу, в которой таинство огня продолжает вершиться на наших глазах, будучи внешне абсолютно доступным и одновременно оставаясь непостижимым до конца. Отдавая должное великолепию стеклянного обрамления, нельзя не сказать, что любой из материалов, применяемых в каминном дизайне, достоин отдельного разговора и особых похвал. Благодаря возможностям современных материалов и технологий камины сегодня, к примеру, вторят своими формами древним образам египетских пирамид. Или кокетливо прячут пламя за кружевной завесой — подобно пламенному взгляду горделивой красавицы из-под вуали. Или шутливо намекают на музыку огня, повторяя очертания скрипичного ключа. Мир идей и образов в каминном дизайне сегодня поистине безграничен…
Камин как произведение искусства
Как известно, произведение искусства отличается от продукта массового производства или поделки авторской уникальностью тандема «форма-содержание». Чем глубже и оригинальнее мысль, чем более выразительно и внятно она донесена в образе, тем больше шансов у образа быть причисленным к авторским произведениям, а возможно, и быть вписанным в историю искусства. В каминном деле есть и такие образцы, и такие авторы. Искушению выразить себя именно в данном направлении искусства поддавались многие художники и архитекторы. Антонио Гауди, Сальвадор Дали, Франк Ллойд Райт и другие известные мастера разрабатывали удивительные образы и воплощали их в каминных конструкциях.
Сегодня линию авторских каминов наиболее ярко продолжает французский архитектор Доминик Имбер. Первый из его авторских каминов был создан из подручных средств и материалов, как ни парадоксально, с практической целью — обогреть жилье, в котором поселился будущий дизайнер каминов. Однако в добротном отопительном агрегате, вышедшем из-под руки безвестного тогда изобретателя, нельзя было не узнать прообраз будущей модели Focus, попавшей в музеи изобразительного искусства и положившей начало серии авторских каминов.