На карнизе и валике отсутствует рельеф, светло-бежевая глазурь на них легла более ровно, поэтому неопытный взгляд может принять одну светло-бежевую глазурь, покрывающую рельефные и гладкие изразцы, за две разные. Подиум камина украшают орнаментальные изразцы, выполненные по мотивам промежуточных тяг печей восьмидесятых годов XVII века. Первые муравленые изразцы московского производства, дошедшие до наших дней, датируются тридцатыми годами XVII века. Сюжеты большинства ранних московских муравленых изразцов имели много общего с изображениями их красноглиняных предшественников. Изразцы изготовлялись из светлых с сероватым оттенком, по всей вероятности, гжельских глин, имели, как правило, квадратные формы лицевых пластин с широкими рамками по контуру и коробчатые румпы. Лицевые пластины формовались в деревянных формах, румпа изготовлялась на гончарном круге. Обладая современными материалами и оборудованием, мастера наших дней во многом повторяют веками наработанную технологию, а сюжеты, придуманные в древности, очень популярны сейчас как у художников, так и ценителей русского искусства. В мастерской Владимира Акулинского и Сергея Иванилова тема сюжетных муравленых изразцов начала серьезно разрабатываться в начале девяностых годов прошлого века. Для оформления банной печи были изготовлены изразцы с пятью сюжетами — копиями изразцов середины XVII века, но в стандартных для мастерской размерах и с одинаковой рамкой, с рельефными надписями: «соловей разбойникъ», «гривь звърь бютый», «сиринь птица раи», «левь звърь», «бова с полькном биет». Потом коллекция была дополнена еще двумя сюжетами — один из которых орнаментальный, другой — с фигурами всадников. За последние несколько лет коллекция пополнилась уже значительно. В изразцовой рубашке камина в мансарде есть еще четыре сюжета, один из них взят с терракотового изразца с надписью: «люди конные» (на оригинале и его повторе читается справа налево). В конструкции камина использовалась современная двухконтурная топка в металлическом кожухе, футерованная огнеупорными керамическими плитами. Подъемное защитное стекло имеет в горизонтальном плане полуокружность, что и задает основу для формообразования камина. По цветовым ритмам камин напоминает облицовку банной печи. Цвет слоновой кости и коричневый заменены на светло-бежевый и каштановый. Светло-бежевая глазурь особенно читается на рельефных изразцах: за счет текучести при термообработке бежевый пигмент осел в канавках и у основания рельефов, тем самым подчеркнув рисунок. Древние сюжеты и современный взгляд камины Камины и отопление №44 93
RkJQdWJsaXNoZXIy MTk0OTgy