круглый стол Камины и отопление №49 50 Камин является малой архитектурной формой, которая все чаще становится объектом профессионального интереса со стороны архитекторов. Работа над камином — это всегда непростая задача для архитектора, поскольку наряду с созданием образа следует учитывать множество технических аспектов. Формотворчество (Авторские камины) Текст: Елена Кулыгина С чего начинается и как строится работа? Существуют ли рецепты успеха? К разговору на эту тему мы пригласили архитекторов, имеющих успешный опыт создания авторских каминов, — Владимира Акулинского (мастерская «АИ»), Дмитрия Зубкова («Мастерская братьев Зубковых») и Владимира Остроухова (архитектурная мастерская Владимира Остроухова). КиО: Расскажите, пожалуйста, о своем опыте создания каминов. Д. Зубков: Мы занимаемся проектированием и изготовлением каминов с нуля. Сначала мы работали над кладочными каминами, в исполнении которых мы в большей мере следовали различным традициям — английской, американской, бельгийской, русской западнической. Но при этом обязательно использовались необычные элементы — из изразцов, художественного металла. К тому же мы всегда сотрудничали с хорошими мастерами печной кладки и потому свободно оперировали формой и экспериментировали. Позже мы вплотную занялись художественным металлом, стали проектировать и строить камины сложных форм с использованием нержавеющей стали, латуни, меди. По стилю они ближе к современной или фантазийной трактовке. В. Остроухов: Впервые я спроектировал и построил камин 15 лет назад. В работе над каминами я всегда пользуюсь услугами скульптора Аркадия Васильевича Рыскова. Несмотря на то что идею камина или его отделку разрабатываю сам, окончательный вид, размеры и все техническое устройство доверяю только ему. Аркадий Васильевич производит необходимые расчеты, определяет кладочные размеры и делает порядовки. Камин — это прежде всего теплотехническая машина, для правильного функционирования (отсутствия задымления, холодной сажи и т.п.) которой необходимо провести инженерные расчеты, такие как выбор соотношения между величиной портала, хайла, сечением и высотой трубы. В. Акулинский: Керамическая мастерская «АИ» возникла в 1991 году. Основным профилем ее деятельности стали печные изразцы. Все объекты, созданные мастерской, — авторские, поэтому проект от эскиза до технического чертежа, изготовление, а в дальнейшем и шеф-контроль монтажа — обычный ход работы. КиО: С чего начинается и как строится работа над образом камина? Есть ли элементы, от которых вы привычно отталкиваетесь, или каждый образец разрабатывается совершенно по-новому? Д. Зубков: Чаще образ камина подчинен образу интерьера, который обычно рождается целиком. Но нередко камин служит отправной точкой, а потом обрастает деталями. Он может быть ключевым элементом интерьера, смысловым акцентом. Камин — практически бессмысленная вещь, т.к. с точки зрения отопления с ним много что может соперничать. Но в эмоциональном контексте дома он очень важен. И поэтому главное — образ. Он должен быть ярким, неповторяющимся, неожиданным. Мы не любим просто уютные домашние вещи, которые уводят куда-то в мирок западного среднего класса, это сделают за нас другие. В. Остроухов: Работа начинается с выбора отделочного материала, соответствующего стилю оформления пространства. Люблю использовать, если позволяет стиль, фактурную или рельефную плитку из шамота. В. Акулинский: Работа над образом начинается с первой беседы с заказчиком. Иногда заказчик знает, что ему нужно, но в основном приходится буквально нащупывать подходящий стиль, архитектуру, сюжет и цветовую игру изразцового камина. Владимир Акулинский, мастерская «АИ» Дмитрий Зубков, «Мастерская братьев Зубковых» Владимир Остроухов, архитектурная мастерская Владимира Остроухова
RkJQdWJsaXNoZXIy MTk0OTgy