Камины и отопление 1 (51) 2011

камины Сочетание зеленого, коричневого и охры придает изразцам особую теплоту. Изразцы исполнялись в технике росписи по сырой эмали. Эта техника — одна из самых сложных: она требует хорошей технологической подготовки. Эмаль при обжиге должна быть достаточно жидкой, но, чтобы сохранить рисунок, пигменты и глазури не должны растекаться, а соли должны смотреться фоном, а не доминировать над росписью. Все это обязан знать не только технолог, но и художник-исполнитель, ведь роспись по сырой эмали — не живопись акварельными или масляными красками, где результат виден сразу. Истинный цвет глазурей, пигментов и солей можно увидеть только после обжига. Многие глазури не готовятся заранее, а смешиваются и растираются прямо на палитре — таким образом достигается живость глазурного покрытия. Нужно чувствовать и толщину наносимого слоя, чтобы не было пробелов и сильных заливок, а пигмент наносится так, чтобы он весь вплавлялся в эмаль, не был сухим. Кроме того, художник должен чувствовать пластику линии рисунка, быть глубоко в теме сюжетов и орнаментов изразцов, иначе могут получиться не русские расписные изразцы, а комиксы. Художников, всецело соответствующих этим требованиям, можно сосчитать по пальцам одной руки. Один из признанных мастеров — Юлия Гончарова, не один год сотрудничающая с керамической мастерской Владимира Акулинского и Сергея Иванилова. К сожалению, выставка в Новодевичьем монастыре была расформирована, печи разобраны, изразцы упакованы в ящики. Добраться до них не удалось, но, так как задача была сделать реплику, а не копию, то сюжеты с надписями были взяты из многих источников. Один из них — сборная трехъярусная печь из великолепной коллекции изразцов Музея прикладного искусства Художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица в Санкт-Петербурге. Много сюжетов было почерпнуто из изразцовых печей Суздальского музея-заповедника. Несколько сюжетов было найдено на выставке «Московский изразец» в Измайлове. ПО МОТИВАМ СТАРИННЫХ ИЗРАЗЦОВ Во второй половине XVIII века в России начали производить расписные изразцы с сюжетами и подписями. Одна из печей, экспонировавшаяся в музее Новодевичьего монастыря, собранная сотрудниками отдела керамики ГИМ и облицованная раппортными расписными изразцами московского производства, послужила образцом для новой работы Владимира Акулинского и Сергея Иванилова. Владимир Акулинский, Сергей Иванилов (мастерская «АИ»)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTk0OTgy