ИСТОЧНИКИ РУССКОЙ ТРАДИЦИИ Осознание своей причастности к русской истории во многом определяет отношение к среде обитания у все большего числа соотечественников, позволяющих себе думать не только о хлебе насущном. Русский изразец — один из символов, определяющих национальную идентичность. В оформлении интерьеров присутствие изразцовых печей, каминов и других объектов стало во многих случаях делом обязательным. Русскими изразцами начали украшать и уличные объекты, тем самым подчеркивая связь родного пейзажа с историческими русскими традициями. Владимир Акулинский, Сергей Иванилов (мастерская «АИ») Техника изготовления зеленой поливной глазури, так называемой муравы, была известна еще в глубокой древности. На Руси она появилась в Киеве, а затем, в конце XV века, — в Пскове. Первые муравленые изразцы московского производства, дошедшие до наших дней, датируются 30-ми годами XVII века. Сюжеты большинства ранних московских муравленых изразцов имели много общего с изображениями их красноглиняных предшественников. Изразцы изготавливались из светлых с сероватым оттенком, по всей вероятности, гжельских глин, имели, как правило, квадратные формы лицевых пластин с широкими рамками по контуру и коробчатые румпы. Лицевые пластины формовались в деревянных формах, румпа делалась на гончарном круге. Обладая современными материалами и оборудованием, в наши дни мастера во многом повторяют веками наработанную технологию, а сюжеты, придуманные в древности, сейчас очень популярны и у художников, и у ценителей русского искусства. В мастерской Владимира Акулинского и Сергея Иванилова тема сюжетных муравленых изразцов начала серьезно разрабатываться в начале девяностых годов прошлого века. Для оформления банной печи были изготовлены изразцы с пятью сюжетами — копиями изразцов середины XVII века, но в стандартных для мастерской размерах и с одинаковой рамкой, с рельефными надписями: «Соловей разбойникъ», «Гривь звърь бютый», «Сиринь птица раи», «Левь звърь», «Бова с полькном биет». В последние несколько лет коллекция значительно пополнилась. При декорировании данного уличного очага использовалась керамическая плитка с ручной флейцевой росписью, на ее фоне доминантой смотрятся рельефные изразцы — копии и реплики русских изразцов XVII века. Большинство изразцов были сделаны вновь и пополнили «русскую» коллекцию мастерской «АИ», среди них изразцы с надписями: «Бысть видъние сие в Царьграде; некий царь сведе дщерь свою змею; иньарокь звърь бютый». Эскиз уличного очага, размещенного на террасе, выходящей на пруд. Изразцы покрыты светлой прозрачной красно-коричневой глазурью. камины Камины и отопление №52 82
RkJQdWJsaXNoZXIy MTk0OTgy