интервью Дом и сад №67 95 Э.С.: Карандашом. Связь между карандашом и глазом настолько важна, что ее нельзя недооценивать. Я окончил компьютерные курсы и научился пользоваться нужными программами очень быстро. Но компьютера в моей жизни и так достаточно, и это не то, что мне интересно в моей работе. Корр.: Начиная работать над проектом, вы уже представляете, как он будет выглядеть? На каком этапе вы показываете проект клиенту? Вы допускаете, что в процессе реализации в него могут быть внесены изменения? Э.С.: Уже в самом начале работы я достаточно четко представляю, как будет выглядеть проект. Но от этого момента до того, когда можно будет представить его клиенту, проходит много времени. Законченный дизайнпроект должен включать готовые строительные чертежи, схемы посадок и так далее. То есть нам надо продумать, где будут ступеньки, сколько и тому подобное. На этой стадии мы еще не делаем детальную спецификацию, но хотим быть уверены, что задуманный нами дизайн работает и что нам не придется в дальнейшем его менять. В зависимости от проекта этот процесс может занять три-четыре недели, начиная с того момента, как я придумал идею проекта, и до подготовки чертежей, включая 3D, эскизы, схемы, рисунки, а потом еще нужно все проверить и перепроверить и убедиться в том, что это действительно работает. Я надеюсь, что в законченном дизайн-проекте мне удается максимально воплотить желания и потребности заказчика. Но, конечно, возможности для внесения изменений всегда остаются. По окончании первого этапа я представляю проект заказчику. Он оформляется в виде буклета формата А3 объемом 30–40 страниц для стандартного сада средних размеров. В него входят 3D-изображения, а также фотографии из нашего портфолио. Если предполагается использование Корр.: В одном из интервью вы сказали, что элементы хорошего дизайна — пропорции и атмосфера… Что может стать точкой отсчета в поиске пропорций? Э.С.: Мне кажется, что точкой отсчета является соотношение открытых и закрытых пространств, иными словами, объемных элементов и незаполненного пространства. Если начать с соотношения 50:50 и затем сделать существенный сдвиг в какую-либо сторону, вы будете знать, что находитесь на правильном пути. Но если вы сделаете 90% мощения и 10% растительности, то это будет ошибкой. Корр.: Один из фирменных знаков вашего дизайна — схемы растительных посадок. Можете дать несколько советов по работе со схемой посадок? Э.С.: В саду все держится на комбинации нескольких основных растений — трех или четырех, может быть, пяти. И если у вас есть такие ключевые растения и вы знаете, как они будут выглядеть, то можете их попробовать в комбинации. Я пробую, сажаю их вместе в саду и думаю: «Да, это отличная идея». Затем подсаживаю третье растение, четвертое и так далее. Так что начинайте с этого простого шага и не используйте слишком нежные растения. Корр.: Ваше любимое растение… Э.С.: Я очень люблю эуфорбии (молочаи) и широко их использую. Они очень многообразны. Всегда найдется подходящий молочай для любого участка. Обожаю древовидные папоротники и папоротники вообще. Папоротники хороши, потому что они обладают мощной архитектурной формой и в то же время смягченной фактурой листвы. Пожалуй, ни одно другое растение не может этим похвастаться. Корр.: В творческом поиске вы предпочитаете пользоваться карандашом или компьютерными программами? И почему? «Я научился дизайну и умению быстро думать, работая у Дэвида Стивенса, который, между прочим, в свое время работал с Джоном Бруксом»
RkJQdWJsaXNoZXIy MTk0OTgy