Красивые квартиры 8 (153) 2016

оформление 153 10 Все азербайджанские ковры относятся к одной из двух групп — безворсовые и ворсовые. Первые именуются еще «коврами быта», поскольку являются принадлежностью обыденной повседневной жизни. Сюда входят такие разновидности, как палас, килим, джеджим, шадда, варни, зили, сумах, представляющие собой как бы начальный этап развития ковроделия. Ворсовые изделия более сложны по технике изготовления, которая предусматривает узловязание способом «тюркбаф», открывающим широкие возможности для сочетания цветов, создания узоров и сюжетов. Ворсовые ковры, вобравшие в себя всю красоту окружающего мира, мастерство и вдохновение ткача, бывают разных размеров: малые (халча, гяба, намазлыг, тахт-усту, дошанак) и крупные (даст халы, гяба), и каждый имеет определенное значение. Согласно многовековой традиции фон азербайджанских ковров обычно рисуется красной краской, которую добывали из растений или насекомых (например, из кошенили). По географическому происхождению, узорам, композиции, цветовому решению и техническим особенностям условно выделяются семь ковродельческих школ: Губинская, Бакинская (Апшеронская), Ширванская, Гянджинская, Газахская, Карабахская, Тебризская. Сегодня старинные азербайджанские ковры хранятся в Белом доме, Государственном департаменте США, Азербайджанском государственном музее ковра и народного прикладного искусства в Баку, музее Метрополитен в Нью-Йорке, Музее изящных искусств в Бостоне, Музее искусств в Филадельфии, парижском Лувре, музее Виктории и Альберта в Лондоне, Эрмитаже, Ватикане и т.д. Губинские ковры украшаются стилизованными растительными, иногда зооморфными орнаментами в стилизованной, абстрактной геометрической форме. Бакинские ковры отличаются большей мягкостью, интенсивностью цвета, оригинальностью художественных элементов и тонкостью узоров. Среди украшений преобладают овалы (так называемые гёлы), криволинейные растительные элементы. В коврах Бакинской группы для фона используется в основном темно-синий, в редких случаях красный и желтый цвета. Ширванские ковры, богатые, со сложными узорами, известны со средневековья — еще в XIV–XV веках они появлялись в работах европейских художников. Гянджа славилась как центр производства шелковых и шерстяных тканей, высококачественных ковров, здесь работали специализированные ковродельческие мастерские. В коврах Газахской школы гармоничный колорит создается малым количеством красок. еще в средние века гянджинские и газахские ковры славились своими узорами,. ВКарабахе широко распространены комплекты-гябе из пяти ковров, приспособленные к интерьерам домов. Карабахские ковры имеют богатейшую цветовую палитру, которая отражает самые тонкие природные оттенки. Тебризская школа ковроделия — наиболее старинная и известная в Азербайджане. Уже в XI–XII веках она переживала период расцвета, в XIII–XIV веках усвоила художественные особенности тебризской школы миниатюры, а в XVI–XVII веках достигла высочайшего уровня. Ковры этой школы отличаются гармонией красок, разнообразием орнаментальных украшений. Искусство украшать жизнь История ковроткачества в Азербайджане насчитывает многие столетия, оно зародилось еще в бронзовом веке. Уже тогда ковер стал неотъемлемым предметом обихода, воплощая в себе представления мастера о прекрасном, впитывая всю цветовую гамму окружающей природы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTk0OTgy