Дом и сад 1 (107) 2023

САДОВАЯ МЕБЕЛЬ ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН ЦВЕТЫ И ДЕКОР САДОВАЯ ТЕХНИКА ВОДНЫЙ ДИЗАЙН БАРБЕКЮ И ГРИЛИ ПРИСОДЕЙСТВИИ ОРГАНИЗАТОР ГЕНЕРАЛЬНЫЙСПОНСОР т/ф. +7 (495) 730-55-91 weg@weg.ru XVII МЕЖДУНАРОДНАЯ ВЫСТАВКА 18-21 апреля 2024 БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ ЛАНДШАФТНЫХ АРХИТЕКТОРОВ И ДИЗАЙНЕРОВ ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА

САД I ВЕЛИКОБРИТАНИЯ Дом и сад №107 6 Цветные контрасты осени © Nicola Stocken/Gardenpix Если для цветов осень связана с концом сезона, то для листьев все еще впереди. Когда температура снижается, начинаются превращения: однотонно-зеленая листва на деревьях и кустарниках становится яркой — красной, золотой, пурпурной. Нигде не ожидают этих изменений с большим нетерпением, чем в саду «Четыре сезона».

САД I ВЕЛИКОБРИТАНИЯ Дом и сад №107 7

САД I ВЕЛИКОБРИТАНИЯ Дом и сад №107 9

САД I ВЕЛИКОБРИТАНИЯ Дом и сад №107 10 Пожалуй, трудно было бы найти название точнее. «Мы специально продумывали сад так, чтобы он радовал нас в любое время года: весной, летом, осенью или зимой», — рассказывает Мари. Сейчас посажено более 200 кленов и 350 азалий. Прежде чем блистать в главной роли осенью, летом они создают фон для красочных миксбордеров. Основу посадок составляют вечнозеленые растения, в том числе падуб, аукуба (семейство Кизиловые), различные виды хвойных и бамбуковых, которые круглый год обеспечивают сад листвой. У многих из них листва теплого желтого или золотого 1. Перистые листья клена японского ‘Aconitifolium’ осенью становятся яркокрасными 2. Вид на верхний сад из окон дома. Густой бордер с пихтой испанской (Abies pinsapo) ‘Glauca’ с сине-зеленой хвоей, вторящими ей по тону можжевельниками ‘Blue Star’ и контрастирующими с ними оттенками красно-пурпурного кленами дланевидными ‘Dissectum’ и ‘Atropurpureum’ 1 2

САД I ВЕЛИКОБРИТАНИЯ Дом и сад №107 11

САД I ВЕЛИКОБРИТАНИЯ Дом и сад №107 13 Территория владения площадью 55 х 17 м, расположенного на склоне, разделена на две части, при этом верхняя возвышается над домом. Здесь газон окружен кленами и хвойными деревьями, которые с весны до осени обеспечивают постоянный фон для скоротечных, но ярких вспышек цвета. Деревянная пагода указывает на начало нижнего сада, так называемых джунглей, заполненных летом толстолистными бананами, впечатляющей гуннерой (Gunnera manicata), высокими бамбуками и многолетниками. Извивающиеся вокруг лужайки дорожки в нижнем саду становятся несколько уже, оставляя растениям больше свободы, чем в подстриженном массиве верхнего сада. «Четыре сезона» замечательно выглядят не только издалека, из самых разных уголков внутри сада также открываются прекрасные виды. Тридцать три года назад, когда Мари и Тони начали рыхлить тяжелую глинистую почву, заново укладывать и расширять дорожки, удалять засохшие деревья и уничтожать злостные сорняки, здесь была совсем другая картина. Участок очистили и благоустроили, добавив перед посадкой растений тонны почвы и лесной коры. Дно большого ручья, текущего от пагоды в нижней части сада, построено из 3. Одна из частей красочного осеннего бордера, обрамляющего стриженую лужайку в верхнем саду. Фрагмент с кленами ‘Kinshi’ и ‘Ozakazuki’, кипарисовиком Лавсона ‘Golden Wonder’, туей западной ‘Smaragd’ с изумрудной хвоей, карликовым можжевельником чешуйчатым ‘Blue Star’ и азалиями. Соседство вечнозеленых и листопадных видов позволяет поддерживать декоративность сада на протяжении всего года 3

САД I ВЕЛИКОБРИТАНИЯ Дом и сад №107 14 1

САД I ВЕЛИКОБРИТАНИЯ Дом и сад №107 16 бетона и арматурного железа и «одето» в йоркский камень. При максимальном расходе воды он стремительно несется вниз по пологому склону, приходя в движение с помощью мощного насоса. «Для проработки этих деталей потребовалось много времени, — рассказывает Тони. — Поэтому мы часто использовали головные фонари, чтобы иметь возможность трудиться в саду вечером, после наступления темноты!» Пагода в восточном стиле стала композиционным центром всего сада, кроме того, она знаменует собой переход от тщательно контролируемого ландшафта к более дикому — «джунглям». «Благодаря пагоде, создающей тень и разделяющей сад, пространство кажется больше», — добавляет Мари. Здесь есть и другие деревянные конструкции: мосты, пергола и скамейки — все они покрашены темнокоричневой морилкой для создания ощущения единства места. Это необычно, но ни одно вьющееся растение не поднимается вверх по перголе. Ее оставили открытой, чтобы подчеркнуть особенности конструкции. Пагода и статуи животных также являются архитектурными акцентами, только более маленькими. Расположение растений намечалось еще во время планировки ландшафта. «Сначала мы выбирали место для растения-образца, которое служило бы 1. Густой бордюр, построенный на контрасте форм листьев различных растений: листоколосника, пальмы трахикарпус, аукубы, азалии, камелии, кленов 2. Залитые солнцем пагода в японском стиле и посадка с листоколосником, кленом, падубом, магонией и папоротниками 3. На нюансах: черно-красные листья клена дланевидного ‘Bloodgood’ и изящно разрезанные краснопурпурные — клена ‘Dissectum’ 1

САД I ВЕЛИКОБРИТАНИЯ Дом и сад №107 17 в качестве якоря для остальных насаждений, — объясняет Тони. — Рассматривали это растение с различных точек и, если оно хорошо смотрелось, сажали вокруг него культуры разных цветов и форм. Соединение вечнозеленых и листопадных видов служит поддержанию круглогодичного интереса к саду. Посадка верхнего сада была подобна созданию гигантской цветочной композиции. Обсуждалось все — цвет, текстуры, масштаб, пропорции, единство, ритм, гармония». В «Четырех сезонах», несмотря на общую экспрессивность, есть и «тихие» местечки с хвойными и лиственными вечнозелеными растениями. «Нам 2 3

САД I ВЕЛИКОБРИТАНИЯ Дом и сад №107 18 1

САД I ВЕЛИКОБРИТАНИЯ Дом и сад №107 19 • Осенью один из самых эффектных — клен гиннала. В этот период его листья приобретают оттенки от огненно-красных до насыщенно-пурпурных. При этом краснеют они задолго до листопада. • Очень привлекательно выглядят листья клена Ширасавы — небольшого деревца, вырастающего в средней полосе всего до 1,5 м. У его сорта ‘Autumn Moon’ к основному желтому осенью по краю листа добавляется оранжевокрасный оттенок. • Рассеченные листья клена красного осенью становятся оранжево-красными. У его сорта ‘Red Sunset’ сезонная окраска варьирует от оранжевой до темнокрасной, а у ‘Scanlon’ преобладают оранжево-пурпурные оттенки. • Красно-пурпурные оттенки также приобретают листья клена ложнозибольдова, похожие по форме на резные листья японских кленов. Клен маньчжурский подарит саду рубиново-красные тона, клен завитой и клен татарский — оранжево-желтокрасные, клен Фримана сорта ‘Autumn Blaze’ — яркооранжевые. • Золотой осень станет с кленом остролистным сорта ‘Cleveland’, к. полевым, к. сахарным сорта ‘Templ’s Upright’, к. серебристым ‘Laciniatum’ c оригинальной зонтиковидной кроной. • Прекрасные клены японский и дланевидный в средней полосе можно выращивать только как контейнерные растения. Советы садоводам: багрец и золото кленов Клен дланевидный Клен дланевидный ‘Sango kaku’ Клен дланевидный ‘Elegans’ нравятся контрасты разных растений со смелыми расцветками листвы, растения нуждаются друг в друге, чтобы показать себя во всей красе», — говорит Тони. Например, красные клены оживают, если находятся рядом с желтым падубом, а голубые хвойные, действительно, вносят законченность. Юмористическую нотку добавляет зеленая скульптура — кенгуру и павлин, вырезанные из тиса. Удивление, радость, восторг — это лишь некоторые из чувств, которые сад вызывает у тех, кто его посещает. А Мари и Тони доставляет огромное удовольствие возможность поделиться этой радостью. 1. Сад осенней листвы: клены, скумпия (Cotinus), падуб (Ilex), аукуба (Aucuba) и листоколосник 2. Средний сад с маленьким деревянным мостиком. Слева посажены клены японские, справа — скумпия, падуб, гуннера. Впереди виден листоколосник золотой (Phyllostachys aurea) — высокий бег бамбук с междоузлиями яркого золотистого цвета 2

САД I подмосковье Дом и сад №107 20

САД I подмосковье Дом и сад №107 21 Чудо прекрасного сада

САД I подмосковье Дом и сад №107 23

САД I подмосковье Дом и сад №107 24

САД I подмосковье Дом и сад №107 25

САД I подмосковье Дом и сад №107 26

САД I подмосковье Дом и сад №107 27 «Садовый лабиринт» +7 (499) 583 03 03 info@sadik.ru SADIK.RU покровные розы цветут до глубокой осени, радуя своим ароматом хозяев и частых гостей. Очень удачно размещен и небольшой плодовый сад. Яблони, груши и плодовые кустарники высажены позади теплицы, которая сама является дополнением и украшением сада. Так сложилось, что основная дорожка проходит вдоль дома. Идти по ней — одно удовольствие, ведь над дорожкой «парят» полуарки из липы, аккуратно примыкая к фасаду. Не обошлось и без хулиганства: пространство за парковкой занял маленький потайной садик с восточной ноткой. Для создания атмосферы добавили валунов, мха и карликовых хвойных деревьев. В целом участок получился интересный и насыщенный, но при этом выдержанный и лаконичный.

САД I подмосковье Дом и сад №107 29 Семь шагов к прекрасному саду

САД I подмосковье Дом и сад №107 30 В современном ландшафтном дизайне сухой ручей служит разграничителем различных функциональных зон, иногда он обозначает центр сада. Он подчеркивает рельеф ландшафта и прекрасно вписывается в стиль любого приусадебного участка. Устроить его можно где угодно: в тени, на свету, на возвышенности или в низине Сухой ручей на приусадебном участке — реминисценция на тему традиционного японского сада камней, настраивающего на созерцание и медитацию, помогающего достичь душевной гармонии

САД I подмосковье Дом и сад №107 31 Получилось так, что работы начались с устройства сухого ручья: сюда завезли и расставили камни, сформировали русло, провели посадки растений, отсыпки. Когда ручей был полностью готов, заказчик сказал: «Все очень нравится, но есть одно НО! Ручей нужно опустить на 20 см ниже, чем он есть, но пусть все камни и растения останутся на тех же местах». Было очень сложно морально настроиться, разобрать готовый ручей и сделать все второй раз с таким же вдохновением. К тому же в русле уже лежали камни весом от 100 кг до 2 тонн, был застелен геотекстиль, высажены все растения и сделаны отсыпки. В итоге новый ручей стал почти точной копией первого, лишь ниже на 20 см, как и хотел клиент. На каждой встрече с заказчиком представители компании часами обсуждали и

САД I подмосковье Дом и сад №107 32 Волнообразная линия сухого ручья притягивает взгляд. Ручей может визуально увеличить сад, а также акцентировать внимание на различных его зонах На заднем плане группами расположились бересклет крылатый, клен гиннала, ель колючая ‘Glauca Globoza’, большие горные шаровидные сосны ‘Mops’, привезенные под заказ из европейских питомников. На участке нашли свое место просторная беседка, теннисный корт, плодовый сад с огородом и теплицей, беговая дорожка

САД I подмосковье Дом и сад №107 33 буквально на словах «рисовали» каждую зону шаг за шагом, благоустраивали каждый кусочек сада, который потом сложился в целостную картинку. Были моменты, когда приходилось уговаривать делать на участке дренаж и полив, убеждать, что это необходимо для растений и газона. Только общая совместная деятельность приводит к успешной реализации, и в итоге получается красивый сад, который будет радовать своих владельцев годами. По стилю сад больше напоминает пейзажный парк. Площадь участка позволяла создавать открытые пространства газона, высаживать крупномерные деревья — сосны, пихты, ели, дубы, липы, каштаны, клены, орех, рябины, ивы, березы, а также формировать разные по наполнению композиции. На участке расположено два дома — главный и гостевой, по архитектурному

САД I подмосковье Дом и сад №107 34 стилю не похожих друг на друга. У фасада главного дома размещена композиция в виде рокария из невысоких хвойных растений в сочетании с многолетними цветами, валунами и галечной отсыпкой. Напротив входа сделана небольшая площадка из гранитных плит для гостевой лавочки в обрамлении кизильника, азалий и спиреи японской. На заднем плане вдоль забора высажены изгородь из туи ‘Smaragd’, кедровые сосны, пихта корейская ‘Samling’, ель колючая ‘Fat albert’. В зону рокария подбирались невысокие растения: ель колючая ‘Lucky strike’, ‘Glauca Globoza’, сосны горные ‘Gnom’ и ‘Pumilio’, барбарис ‘Red Rocket’, спирея ‘Golden Princess’, сирень, овсянница Гаутера, лиатрис колосковый, тимьян, вероника колосковая, герань ‘Max Frei’, котовник ‘Junior’.

САД I подмосковье Дом и сад №107 35 реклама г. Москва, Сколковское шоссе, д. 31, стр. 2, офис 709 +7 (495) 280-39-36 +7 (916) 803-13-54 www.agava-m.com agava-m@yandex.ru Сад прекрасен в любой сезон. Весной деревья покрывает листва, цветут сирень, азалия, спиреи серые. Лето — сезон цветов: пышно цветут шалфей, вероника, дербенник, тимьян, герань, котовник и многие другие. Осенью яркими пятнами выступают малиновые бересклеты, красные клены, желтые липы, дубы и орехи. Зимой сад частично скрывается под покровом снега, и на передний план выходят хвойные деревья Из окон дома открывается красивый вид на газон и сухой ручей. Ручей — живописный центр пространства, обозреваемый со всех сторон, его протяженность — 90 метров. Каждый камень выкладывался вручную, за исключением крупных замшелых валунов «Казбек». Их ставили на место с помощью трактора. Отсыпка ручья выполнена из трехцветной морской гальки разных фракций. Русло берет свое начало у грота с плакучей ивой, можжевельниками и горными соснами. Эффект природности придают посадки почвопокровных растений — тимьяна ползучего, мшанки, остров из азореллы, заросли вейника, дербенника иволистного, котовника, низкие ели ‘Formanek’, ‘Nidiformis’, пихта бальзамическая ‘Nana’, сосна горная ‘Ophir’, кизильник горизонтальный, барбарис ‘Admiration’.

персоналии Дом и сад №107 36 Автор проектов: ландшафтный архитектор Елена Федосова Более чем десятилетний стаж работы и хорошее образование помогают ландшафтному дизайнеру Елене Федосовой даже на торфяном болоте создать превосходный оазис, спроектированный по всем канонам. На новой волне Я за монохром, минимализм культур и широкие массивы посадок» Текст: Елена Грибкова

персоналии Дом и сад №107 37 Елена Грибкова: Елена, как я понимаю, вы по образованию не только ландшафтный дизайнер и флорист, верно? Елена Федосова: Мое базовое образование — Московский государственный строительный университет, специальность «промышленное и гражданское строительство, подземные сооружения и коммуникации». Пока, увы, на нашем рынке очень много поверхностных озеленителей, хотя очевидно, что хорошему ландшафтнику необходимо профильное инженерное образование. Основа любого сада — почва, она может быть как со сложным рельефом, так и не очень, но все равно она многослойна, требует качественной дренажной системы, грамотно спроектированной структуры всего пространства, с продуманной геометрией, с учетом пропорций, и тут мои знания приходятся как нельзя кстати. Естественно, я не останавливаюсь в вопросе повышения квалификации — постоянно развиваюсь, посещаю различные курсы, конференции и проч. Е.Г.: Стильный сад — это дорогое удовольствие? Е.Ф.: Скажем так, стильный сад — это то удовольствие, которое стоит вложений. Но финансовые средства вполне реально разместить рационально. Грамотно сформированный сад — это соотношение функциональности и качества. Существует множество хитростей, как правильно распределить бюджет, — та же простая комплектация, когда плодовые

персоналии Дом и сад №107 38 деревья приобретаются более молодые, не пять метров высотой, а два с половиной, например, далее покупаются не слишком высокие многолетние кустарники. Вместо натурального камня можно взять бетонную брусчатку. Единственное, на медленные хвойные растения не стоит жалеть денег. В целом, чтобы рационально распределить бюджет, будет благоразумно растянуть радость творчества, действовать поступательно. Е.Г.: Интересно, а что сейчас в моде? Е.Ф.: Чтобы сад был эффектный, но не требовал большого ухода. Минимальные усилия — таков самый популярный запрос клиентов при нашем бешеном темпе жизни. В настоящий момент параллельно с регулярными садами с их формальной планировкой и прежней востребованностью свою нишу занимают природные, пейзажные сады по типу «новой волны», можно сказать, сад интеллигентного лентяя. Это когда растения не нужно регулярно стричь, укрывать на зиму, но при этом они радуют глаз круглогодично. Стиль таких свободных композиций придумал голландский дизайнер Пит Удольф. О секретах его цветников написано очень много. Е.Г.: Как бы вы охарактеризовали ваши сады? Е.Ф.: Универсальные и эксклюзивные. Ни в одном моем саду вы не найдете какие-то повторяющиеся детали — они все оригинальны. Пожелания клиента я ставлю во главу угла. Из его мечты создается художественный образ. Порой идея диктуется

персоналии Дом и сад №107 39 местоположением. Допустим, неким островом, почти что в виде сердца, у Можайского водохранилища. И эта форма сердца в различных элементах была заложена в проект сада, что невероятно подкупило хозяйку. Случается, вдохновение рождается из самой личности. Вот сейчас, например, я заканчиваю сад для одного статусного чиновника, и он прямо такой, как его хозяин — строгий, но при этом с небрежно расстегнутой верхней пуговицей на рубашке… То есть там прямые линии со вставками диких, «разнузданных» растений. А бывает, что отталкиваешься от хобби. Есть у меня в портфолио классический сад с мини-гольф-полем, вписанным в участок рядом с лесом. И его форма напоминает часть клюшки. Мне лично нравятся как четко формальные сады — формальный сад с его прямыми дорожками, симметричной планировкой и в то же время с извилистым природным наполнением выглядит крайне обаятельно, так и природные, но надо отметить, что органичная их комбинация весьма занятна. Также мне свойственно сажать объемные массивы, которые создают ощущение единства. И такие огромные плоскости сегодня, к слову, в тренде. Если раньше дело измерялось группой цветников со множеством наименований и красок, то сейчас в норме весь выбранный квадрат засадить лишь одной культурой. И в таких

персоналии Дом и сад №107 40 широких мазках свой шик. В плане цвета я за монохром и за элегантный минимализм видов. Кроме того, обожаю артистические соединения гортензий с пионами, астильбы с шалфеем, которые цветут в разное время, пошаговые дорожки и красивые огородные зоны. Еще мне нравится работать с рельефом, со сложными участками и их проблемные особенности превращать в достоинства. Вообще у меня ко всему академический подход, я люблю классику. Единственное, скульптура, фонтаны — не совсем близкая мне тема, но справедливости ради скажу, что есть места, где они уместны и без них действительно не обойтись. Тут вопрос в индивидуальном подходе к каждому заказчику и к его территории. Е.Г.: Знаю, что вам нравится озеленять и общественные объекты… Е.Ф.: Да, это здорово, когда у уличной веранды того или иного кафе, ресторана каждый летний сезон — своя зеленая история. При этом она обязана быть устойчивой и сделать ее нужно быстро. И эта цветочная феерия, безусловно, должна быть созвучна тематике заведения. Например, для ресторана русской кухни «Матрена» в Серпухове я использовала полевые и луговые растения, а также березы в красивых зелено-серых кадках. Для «Овсянки» с английской кухней выбрала яркие гортензии крупнолистные, много цветущих ампельных культур, то есть соч-

персоналии Дом и сад №107 41 ный микс. А для «Прожарки» с американскими бургерами — дейцию, гейхеру и ароматные, пряные травы. Е.Г.: В каких регионах трудитесь? Е.Ф.: В основном это Московская область, а также Тверская, Воронежская, Курская. Недавно написали из Германии. С удовольствием бы там поработала. А еще на Кипре, в Дубае. Е.Г.: Если территория не поражает масштабами, ее можно организовать волшебно? Е.Ф.: И на банальных шести сотках реально устроить чудеса, отражающие черты владельца. Обязательно для уюта нужны перголы, гамаки, качели. В принципе, есть дизайн профессиональный, со своими законами, а есть дачный, с собственной фантазией, но и тот и другой имеют право на существование. Главное, не опасаться крохотных габаритов. Я однажды на трех сотках при дуплексе умудрилась расположить водоем, водопад, место для барбекю, вольер для собаки, розарий, газон и грядки. Ни единый сантиметр не пропал зря, и выглядело это все великолепно. Студия дизайна Елены Федосовой Тел.: +7 (495) 532-7443, +7 (985) 858-3287 www.landscapeprofi.ru E-mail: info@landscapeprofi.ru

САД I подмосковье Дом и сад №107 42 Проектировать сады для компактных участков площадью менее 10 соток гораздо сложнее, чем для участков свыше 3000 м2, где у тебя есть свобода для творчества. Но здесь повышается градус азарта и интереса создать что-то новое, визуально увеличить площадь территории, применить приемы, которые позволят гулять даже на площади 6 соток, отведенных под благоустройство, не допуская мысли, что как-то тесновато. Растения в главных ролях

САД Дом и сад №107 49 «Территория Ландшафта» Тел.: +7(495) 291-21-95 +7(964) 768-62-53 YouTube @antoninabolotina.landterritory г. Москва, 1-й Колобовский пер., д. 27/3, стр. 3. Особое внимание уделено освещению. Стильные светильники подчеркивают геометрию дорожек. Подсветка деревьев и цветников создает акценты и световые композиции в темное время суток Площадка для спорта расположена в передней части участка. Отец и сыновья любят побросать мяч в кольцо. Детскую площадку разместили во внутренней зоне участка. Было решено отказаться от специального покрытия из резиновой крошки или песка ввиду совсем небольшой нагрузки. Оборудование расставили прямо на газоне: играть босиком на траве — особая летняя радость. Вглубь сада ведет необычная и очень удобная дорожка из прямоугольных секций. Она деликатно огибает старые сосны, которые уже росли на участке. Их сохранили и вписали в новый ландшафт. Дополнительные дорожки выполнены из гранитного отсева. Это декоративный и приятно шуршащий под ногами материал. Его недостаток — сложную очистку от падающих листьев и хвои — нивелировали за счет расположения вдали от деревьев. Важным элементом сада стала современная технологичная теплица. Она гармонично вписывается в ландшафт за счет цвета. Теплица оснащена автоматическими форточками для проветривания, системами автополива, отопления, досвечивания УФ-лучами и дренажом. Здесь хозяйка выращивает халапеньо, помидоры-черри, базилик и другие ароматные травы.

САД I подмосковье Дом и сад №107 51 RUSKA в переводе с финского языка означает всплеск красок в самом начале осени, сопоставимо с нашей золотой осенью. Это яркий пример того, как динамичен и изменчив образ хорошего сада. Несмотря на его небольшой размер — 45 соток, здесь спокойно разместились геопластика и плодовый сад, монопосадки из злаков и декоративные группы из лесных растений, беседка с летней кухней, детская и спортивная площадки, сад пряных культур и патио для чаепития рядом, огород, технические зоны, парковка и гараж. Главный художественный образ сада RUSKA открывается при въезде: дорога к дому огибает насыпные холмы, поросшие горными соснами и буйным разнотравьем. Ажурные деревья ирги канадской придают легкость этой композиции. Вместе с бересклетами, кленами красными, калиной, кизильником блестящим, рябинами и бузиной зонтики ирги пылают оттенками красного и создают гармонию единства пространства с архитектурой. Противопоставлением красному цвету финского дома от HONKA я выбрал весенние и летние композиции из фиолетового и синего: крокусы, сциллы, анемоны бланда. Синее в саду продолжают ирис сибирский, аквилегии, живучки, колокольчики, герань. Главными символами семьи стали расположившиеся перед домом ниваки из сосны обыкновенной и группы небольших скульптур, спрятанных в зарослях рудбекии блестящей, щучки дернистой и анемоны японской. www.nitski.ru Тел. +7 (915) 002-7926

САД I подмосковье Дом и сад №107 53 Первое и основное, что необходимо продумать для создания сада, считает основатель студии All.Land. Studio Наталья Воробьёва, — это проект. За годы своей деятельности компания разработала более 200 проектов ландшафтного дизайна для участков разных размеров и площадей от небольших (1–3 сотки при таунхаусах и дуплексах) до масштабных, размером 10–25 соток и более 1 гектара. Этап проектирования дает возможность, во-первых, представить, каким будет сад — где можно отдыхать, где гулять или играть с детьми, где прогуливаться по дорожкам, а также понять, действительно ли необходима та или иная задуманная зона и многое другое. Во-вторых, проектные визуализации помогут спрогнозировать, как будет меняться и выглядеть садовый участок в течение смены сезонов: весной в начале цветения, в самый пик декоративности растений и зимой под снежным покровом. Положительный результат работы зависит не только от проектирования. Необходима хорошая коммуникация между клиентом и дизайнером. Только понимая и слыша друг друга, при взаимном уважении и доверии заказчика к профессионалам авторы проекта смогут создать идеальный ландшафт, а владельцы участка — осуществить свою мечту. Все посадочные материалы сотрудники студии All.Land.Studio подбирают лишь у проверенных поставщиков. Это означает, что все растения будут не только красивыми, но и здоровыми, с правильно сформированной кроной и хорошей корневой системой. К тому же, создавая сады на протяжении многих лет, авторы наработали обширные контакты и с производителями других материалов, необходимых для формирования ландшафта (брусчатки, камня, светильников). Ведь важно уделить внимание не только общей стилистике, но и деталям. Итак, можно ли создать сад за один сезон? Архитектор ландшафтов Наталья Воробьёва подтверждает, что это возможно. Начать никогда не поздно, главное — иметь желание. Ландшафтная студия All.Land.Studio Наталья Воробьёва +7(903) 288-1697 https: // landarchitect.ru

Архитектурное бюро Marina Pennie Design&Art Другой вариант — установить автономный кран с накопителем воды, бойлером и местом для слива воды. Можно пойти и самым простым путем и поставить обычный дачный ручной умывальник и тазик под ним. Кстати, такой вариант иногда смотрится особенно привлекательно, если к вопросу подойти с декоративной точки зрения: выбрать красивый умывальник (или расписать его самому), под ним поставить тумбу с декоративной шторкой, на тумбу — нарядный тазик «под старину». Продумать освещение. Важен не только основной источник света с потолка, но и дополнительные, создающие подсветку по контуру помещения. Обязательно нужны розетки. Розетки на улице надо устанавливать только влагозащищенные, светильники тоже, желательно пол навесом, а не на открытом воздухе, чтобы осадки не попадали непосредственно на лампы. Да и любой плафон, даже если он предназначен для улицы, от пыльцы растений и осадков быстро потеряет внешний вид. Также надо учесть, что любой легкий подвесной светильник на проводе или тонкой цепочке от ветра будет раскачиваться, а значит, следует выбирать либо потолочные светильники, либо подвесные, но на жестком основании, тогда они будут стабильны при любой погоде. Ветрозащита. Она нужна, если беседка расположена на открытом пространстве и продувается с разных сторон. Сидеть на ветру совсем не комфортно, поэтому можно подумать о стеклянных раздвижных перегородках или плотных текстильных шторах для улицы — они тяжелые, поэтому ветер их не раздувает, а осадки не страшны. Мебель из прочных материалов. Это важно, потому что погодные условия сильно влияют на срок службы любых предметов, находящихся под открытым небом. Для улицы подходит мебель из тика, лиственницы, под крышей можно использовать дуб (в нашем случае внутренние шкафы и дверцы из дуба с защитным покрытием). Сейчас на рынке представлено много изделий из ротанга и искусственного ротанга, а также специального уличного пластика. Для пола подходит террасная доска (натуральные, чаще экзотические породы дерева, лиственница, термодоска) или керамогранит. Последний должен быть нескользкий. Для столешницы и отделки фартука подойдет любой прочный керамогранит или камень, хорошо смотрится талькомагнезит (как в нашем случае). Лучше не использовать на улице глазурованную плитку: она красивая, но при перепадах минусовых температур дает трещины и быстро потеряет внешний вид. Декор. Это очень важно, ведь само назначение этого пространства — дарить приятные эмоции и яркие впечатления. Декор не обязательно должен быть сложным. Подойдут напольные горшки с цветами или сезонными ветками прямо из сада, глиняные фигуры, скульптуры, крупные вазы. Лучше выбирать именно крупные предметы, т.к. они хорошо заполняют пространство и работают с масштабами. Если есть ограждение, можно использовать подвесные кашпо и высадить туда любимые цветы. Дом и сад №107 55

презентация Дом и сад №107 56 По первому образованию я преподаватель по классу фортепиано и посвятила этому больше 10 лет. Но однажды я увлеченно взялась за обустройство территории нашего строящегося дома. Уже в тот момент во мне что-то перевернулось. Каждый, кто видел мой сад, спрашивал: «А можно для нас так сделать?». Я поняла, что хочу узнать больше о ландшафтном дизайне. Сначала окончила дизайнерские курсы, затем получила профессиональное образование в учебно-практическом центре «Цветущая планета». С тех пор я живу созданием уютных пространств для жизни, так сказать, пишу авторские мелодии сада. Действительно, каждый новый сад для меня — оркестр, играющий свою завораживающую музыку. Иногда — нежную и чарующую, в другой раз — ритмичную и торжественную. Чтобы в этой мелодии не было фальшивых нот, важно, чтобы растения в нужном месте и вовремя исполнили свои партии. Сад как по нотам

RkJQdWJsaXNoZXIy MTk0OTgy