САДОВАЯ МЕБЕЛЬ ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН ЦВЕТЫ И ДЕКОР САДОВАЯ ТЕХНИКА ВОДНЫЙ ДИЗАЙН БАРБЕКЮ И ГРИЛИ ОРГАНИЗАТОР ГЕНЕРАЛЬНЫЙСПОНСОР т/ф. +7 (495) 730-55-91 weg@weg.ru XIX МЕЖДУНАРОДНАЯ ВЫСТАВКА-ФОРУМ Москва. Весна 2026 КОНСУЛЬТАЦИИ ЛАНДШАФТНЫХ АРХИТЕКТОРОВ И ДИЗАЙНЕРОВ ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА
109 | 2025 10 26 48 104 96 фото на обложке Nicola Stocken Tomkins/ Gardenpix Весенние краски . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10 Теплицы для России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18 В пространстве сада . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20 Ландшафтный дизайн: лидерский подход . . . . . . . . . . . . . 26 Видеть и слышать растения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30 Элегантность Характер Стиль . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34 Поговорим о справедливой цене . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38 По принципам скандинавского сада . . . . . . . . . . . . . . . . . 42 Впоискерусскогосада............................ 48 Архитектураигеометрия........................... 54 Четвертое измерение сада . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 60 Сад на все времена . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64 Идиллия сада и леса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68 В гармонии с любовью и загадкой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 74 Точка притяжения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76 Сад как сказка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 78 Участок на склоне . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 80 Проект «Мерцание» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 82 Путь к мечте . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 84 Старая новая декоративность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 86 Огни июня 92 Искусство неподвижности или точка сборки? . . . . . . . . . 96 Превращаем металл в искусство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104 Ой!Крапива!.................................... 106 Романова трава . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 108 Грушевый каприз 110 Пришел, увидел и купил . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 112 Уникальныетворения............................. 116 Эстетика пространства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 118 Сбывшаяся мечта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 120 Мы дарим преимущество и время . . . . . . . . . . . . . . . . . . 122 Независимо от времени года . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 134 Конкурс «Архистоун 2024» 150 Уважаемые архитекторы, дизайнеры, строители! Приглашаем вас рассказать о своих новых завершенных работах на страницах журнала «Красивые дома» Присылайте профессиональную фотосъемку готового объекта (фасады, интерьеры) С конкретными предложениями обращайтесь в редакцию по e-mail: edit@houses.ru. Журнал «Дом и сад»зарегистрирован Министерством РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Свидетельство о регистрации ПИ № 77-9176 от 31 мая 2001 г Подписной индекс 78836 в каталоге МАП «Почта России» Отпечатано в АО «Ридо» 603074, Нижний Новгород, ул Шаляпина, 2а Дом и сад №1 (109) апрель 2025 Общий тираж 30 000 экз Цена свободная Редакция знакомится с письмами, не вступая в переписку Рукописи, рисунки, фотографии не возвращаются За точность и содержание предоставленных рекламных материалов, в соответствии с Законом РФ о рекламе, ответственность несут рекламодатели © АО Издательский Дом «Красивые дома пресс» Полное или частичное воспроизведение материалов журнала в любом виде запрещается Любые попытки нарушения закона будут преследоваться в судебном порядке vk com/houses ruhomegardenmag dzen ru/houses pinterest ru/idkdweg @store_houses houses ru Учредитель и издатель: АО Издательский Дом «Красивые дома пресс» 129090, г Москва, вн тер г муниципальный округ Мещанский, ул Щепкина, д 29, помещ 1/М Адрес для корреспонденции: 129085, Москва, а/я 41 Генеральный директор Михаил Фалькевич Технический директор Андрей Оборин Редакция: Тел/факс: +7 (495) 730-5592, 797-9054 E-mail: xpress@houses ru houses ru Главный редактор Сергей Львович Экономов Редакция: Ольга Вьюнник, Ольга Аркуша, Вера Воронцова, Ирина Куприянова Дизайн: Ольга Баева, Татьяна Павлюк Директор по рекламе Роман Макаров Отдел рекламы: Светлана Мишунина, Наталия Тарасова, Татьяна Борисова, Татьяна Кузина PR-директор Анар Гасимов Распространение Наталья Гырман Арт-директор Илья Экономов партнер выпуска: международный центр ландшафтного искусства «зеленая СТРЕЛА»
английский сад дом и сад 12 №109 houses.ru 1
английский сад houses.ru №109 13 дом и сад 1. «Райский» сад с верхним и нижним прудами, соединенными ручейком. В зеркальной глади отражаются кордилины, молочай и лен, формирующие структуру данной части сада. Среди распустившихся растений расставлены большие вазоны 2. Участок, поросший травой, сохранил естественный вид. К летнему домику ведет широкая аллея, обсаженная старыми яблонями 3. Примула весенняя (Primula veris) — один из самых долгожданных гостей садов английской деревни По преданию, епископа Чичестера поразила красота дома, строившегося купцом Вильямом Риманом, поэтому он настоял на том, чтобы часть камня была отведена для возведения кафедрального собора. Оба сооружения прошли испытание временем, сохранив своеобразие средневековой архитектуры и ландшафта. Старинные сады хранят неуловимый дух минувших лет и воспоминания о владельцах. Один из них разбит в поместье семьи Риман, основанном в XV веке недалеко от Чичестера, и принадлежит ныне Сюзанне Гейфорд. В течение 10 лет она облагораживала и совершенствовала 20-акровый сад усадьбы. Когда семья Гейфорд приобрела поместье, оно находилось в плачевном состоянии. Прилегающая к дому территория с трудом называлась садом — она была загромождена фонтанной арматурой и старой теплицей. Ржавая проволока и огромные столбы, залитые бетоном, осложняли уборку участка. После расчистки территории землю покрыли дерном, что позволило Сюзанне приступить к воплощению ее ландшафтных идей. К самой старой части здания примыкает сад из деревьев с большими сучками, ведущий к «Райскому» саду с ручейком. Избавившись от сухих деревьев, она очистила верхний и нижний прудики и соединила их ручьем. За юго-восточной стеной виднелось покатое очертание аллеи с черными тополями. 2 3
английский сад дом и сад 14 №109 houses.ru 1. Одной из первых в саду расцветает магнолия звездчатая. На заднем плане — средневековая церковь. Пальма (Trachicarpus fortunei) ярко контрастирует с весенними клумбами нарциссов, мимоз и спирей 2. Небольшой внутренний дворик правильной прямоугольной формы с цветником, формованными изгородями и гравиевыми дорожками 3. Весной в саду расцветают тюльпаны ‘Beauty of Apeldoom’ и незабудки, чуть позже распустятся розы. Вдоль дорожки из скошенной травы, ведущей к огромной беседке, растут лаймовые деревья Поэтому новая владелица решила продолжить ее линию вдоль огороженного сада, засадив ее красными европейскими липами (Tilia x europaea). Все деревья были одинаковой высоты и располагались на одном расстоянии друг от друга. Их форма поддерживается ежегодной стрижкой. После благоустройства территории Сюзанна приступила к ее озеленению. Основу композиции составили вечнозеленые кустарники, белая глициния, образующая арку, 1 2
английский сад houses.ru №109 15 дом и сад 3
английский сад дом и сад 16 №109 houses.ru 1
английский сад houses.ru №109 17 дом и сад Большая беседка в поместье привлекает внимание размерами и служит точкой обзора сада. Но среди конструкций встречаются маленькие беседки, где можно не только укрыться от непогоды, но и понаблюдать за природой. Беседки должны гармонировать с окружающей обстановкой, поэтому некоторые элементы выполняются из веток ивы или лесного ореха: со временем они переплетаются, создавая укрытие из листьев. Модели из кованого железа более традиционны. Каркасы из декоративного литья подходят строгим садам. Они хороши, когда увиты виноградом, розами или клематисами. Дерево — универсальный материал: из него создают различные формы и окрашивают в любые цвета. Если деревянные модели кажутся голыми, их облагораживают навесными корзинами со свисающими ивами, геранями и фуксиями или вьющимися растениями, высаживаемыми в 30 см от основания беседки рядом с тростниковыми столбиками, направляющими их рост вверх. Иногда в деревянные конструкции включены решетки или проволока для закрепления растений. После посадки вьюнковые подстригают для поддержания формы. Вьюны цветут в разное время года. Их листва варьируется как по фактуре, так и окраске, поэтому беседки можно оформить так, чтобы они украшали сад в течение длительного времени. Советы садоводу: эстетика беседки Софора ‘Sun King’ Тюльпан ‘Fusilier’ Тюльпан ‘Beauty of Apeldoom’ и маленькие деревья — магнолия звездчатая, груша иволистная, золотистая софора мелкоплодная ‘Sun King’, цветущая поздней зимой. Есть и нежные экзотические растения — банановые деревья и два вида акации (A. pravissima и A. dealbata). Островки многочисленных клумб хорошо смотрятся круглый год в обрамлении льна, самшита, лаванды, бересклета и трав — мискантуса, ковыля и осоки с колокольчиками, пробивающимися сквозь них весной. В саду стоит огромная восьмигранная беседка. Из каждого ее проема можно наслаждаться великолепными видами на сад и Саксонскую церковь Святой Марии. 1. Сквозь кованые железные ворота видна полянка с многочисленными белыми нарциссами (Narcissus poeticus) и голубыми пролесками (Scilla bithynica) 2. В центре спиральной композиции, образованной самшитовым бордюром, возвышается деревянная голубятня, увитая лавандой, розмарином и тимьяном 2
персона
персона houses.ru №109 21 дом и сад В пространстве сада Валентина Андреева занимается ландшафтным дизайном 12 лет. Она принимала участие в разработке многих известнейших московских проектов, в ТВ-передачах, посвященных садам. Сегодня Валентина рассказывает о своей работе читателям журнала «Дом и сад».
персона дом и сад 22 №109 houses.ru
персона Расскажите, пожалуйста, немного о себе. Я окончила РГАУ МСХА им. Тимирязева, квалификация — инженер по специальности «садово-парковое и ландшафтное строительство», магистр по направлению подготовки «ландшафтная архитектура». За спиной — более 10 эфиров на «Радио России» в рубрике «Все в сад» с Александром Хабургаевым и Марией Тарабаевой, участвовала в съемках серии передач «Планета цветов» на телеканале «Живая планета». Совместно с архитекторами я разрабатывала проекты таких московских пространств, как Чермянка, Ховрино, районы ЖК «ЗилАрт», парк «Федорово», ЖК «Цветочные поляны», Дудкино, Даниловский монастырь. Чем занимается ваша ландшафтная студия? Мы выполняем следующие виды работ. Проектирование. Сад зарождается с проекта, где продумывается правильное размещение строений, согласовывается концепция сада, его стиль, определяются необходимые зоны, подбираются ассортимент растений, сценарии освещения, подготавливаются все технические чертежи, необходимые для дальнейшей реализации проекта. Так как мы занимаемся и созданием сада на участке, и последующим уходом за ним, еще на этапе проектирования мы обязательно учитываем все нюансы его будущего обслуживания и минимизируем трудозатраты, создаем малоуходные сады. Это очень важно учитывать на начальном этапе продумывания дизайна участка. Реализация на местности. В эти работы входит: • подготовка территории (уборка мусора, сорной растительности, поросли и аварийных деревьев, рекультивация и микропланирование существующего грунта); • ландшафтная геопластика (создание рельефа); • инженерная проработка территории (устройство систем автополива и дренажа, создание ручьев и водоемов, прокладка коммуникаций для ландшафтного освещения); • озеленение — отбор декоративных деревьев, кустарников и многолетних растений в питомниках, их посадка с соблюдением агрономических требований, разбивка цветников, устройство газона. Уходные работы за зелеными насаждениями. Для того, чтобы сад достиг максимального декоративного эффекта и сохранился авторский замысел, нужен грамотный уход за садом. На регулярное обслуживание мы берем только те объекты, которые были спроектированы и реализованы нашей командой. На наших объектах работают две постоянные бригады, состоящие из опытных специалистов: одна бригада занимается обслуживанием участков, вторая бригада задействована на реализации объектов. К строительным работам — устройству дорожно-тропиночной сети, строительству беседок, МАФов, веранд, навесов и т.д. — мы привлекаем профессионалов, либо заказчик задействует свою бригаду, которая занималась строительством дома. Мы предоставляем строителям все технические чертежи и при необходимости ведем авторский надзор. Какие ландшафтные стили вам ближе? Мое детство прошло среди лесных пейзажей, заливных лугов и водоемов, а сейчас я люблю путешествовать по природным объектам в разных уголках планеты. Поэтому мне по душе пейзажный стиль. Мы живем преимущественно в мире геометрических форм, а в природе так мало прямых линий, правильных очертаний и замкнутых пространств. Заказчики часто просят воссоздать часть естественной природы, передать ощущения, знакомые с детства, но утраченные в наше время. Поэтому задача ландшафтных дизайнеров — создавать уникальные гармоничные пространства, в которых все будут отдыхать, восстанавливаться и наполняться энергией после трудного дня. Также мне импонирует современный стиль хай-тек, в котором используются новые материалы и максимально декоративные в течение года растения. Наше окружающее пространство переполнено информационным и визуальным шумом: естественно, что свой сад многим хочется видеть минималистичным. В такой проект мы подбираем
персона дом и сад 24 №109 houses.ru клен остролистный Кливленд и клен Фримана Цельзам использую для яркого осеннего эффекта; яблоню декоративную краснолистного сорта Рудольф — для весеннего эффекта, напоминает цветение сакуры. Этот сорт нравится тем, что не теряет декоративности после обильного цветения; иргу Ламарка. Имеет обильное белое цветение, съедобные вкусные плоды, яркую осеннюю окраску. Часто иргу формируем зонтиком и используем как солитер. Из хвойных деревьев и кустарников нравятся такие неприхотливые растения, как: тсуга канадская, которую почему-то редко используют в озеленении, хотя она неприхотлива — прекрасно себя чувствует на всех участках, где мы ее сажали. Незаменима в создании лесной зоны: лучше выбирать для ее посадки полутень или тень; пихта корейская, пихта одноцветная Конколор; сосна черная; можжевельник китайский Спартан, можжевельник скальный Мунглоу, можжевельник скальный Блю Эрроу. Для теневых мест — тисы. Из многолетних растений нравятся традесканция, котовник, шалфей, клопогон, горец, астильба, пионы, мискантус, щучка, вейник, небольшой ассортимент растений с интересными особенностями (например, необычная форма листа, архитектура кроны, долгое цветение, изменяющаяся окраска листьев, приятный аромат). Все растения должны быть неприхотливы в уходе, это сад для занятых людей, стремящихся к простоте и минимализму вокруг себя. Есть ли у вас фавориты среди растений? Да, конечно, за годы проектирования, реализации и наблюдения за высаженными растениями на уходных участках у меня сформировался свой список «любимчиков». Из лиственных деревьев и кустарников люблю использовать: рябину смешанную сорта Додонг — у нее необычный резной лист, имеет всесезонную декоративность: весной цветет белыми шапками, летом образуются плоды, осенью долго не опадающая листва горит ярко-оранжевым пламенем, а зимой она радует нас красными гроздьями плодов на фоне белых пейзажей. Рябина неприхотлива, но не выносит застоя воды; черемуху виргинскую Шуберт — привлекает изменяющимся цветом листвы: весной листья зеленые, цветение белыми поникающими соцветиями, далее лист приобретает бордовую окраску, формируются съедобные плоды, а новые приросты вырастают сначала с зеленой листвой, позже становятся также бордовыми;
персона императа, лилейник, колокольчик, тимьян, флокс шиловидный, гвоздика травянка, очиток, армерия, папоротник, рябинник, монарда, кровохлебка, посконник, эхинацея. Если участок небольшой, какой ландшафтный дизайн вы бы посоветовали? У нас в работе немало компактных садов. В продумывании они требуют большого внимания к деталям. Необходимо выделить функциональные зоны, все грамотно разместить — на небольших участках это непростая, но интересная задача, и ее правильное решение позволяет рационально организовать территорию, получить упорядоченность. Чтобы вызвать ощущение большого пространства, необходимо создать эффект продолжающегося за границы участка ландшафта. У такого сада визуально не должно быть четких прямых линий (например, стена из туй у забора плюс примыкающий к ним сразу газон не наш вариант). Мы растворяем в растениях периметр участка. Этому эффекту помогают плавные линии посадок, разноуровневые растения с природной формой кроны. Иногда мы делаем проект сразу для нескольких соседствующих участков — в таком случае продумываем совместную концепцию, в которой посадки плавно перетекают с одного участка на другой. Растения составляются в композицию так, что визуально границы размываются и участок кажется больше. Для создания эффекта глубины используем в помощь цвет — темные и холодные оттенки кажутся дальше, а яркие и светлые цвета визуально приближаются к зрителю. Дорожки делаем плавными, прямые грубо перерезают и так небольшой участок. Расширяем пространство с помощью систем освещения. Используем натуральные материалы — они создают гармонию с природой. Также увеличить пространство можно с помощью геопластики — перепады высоты дают ощущение наполненности и объема. На маленьких участках мы редко делаем отдельную зону огорода. Если нужна зелень, интегрируем ее в декоративную композицию. Ягодные культуры тоже пейзажно вписываем в лесную зону. Поделитесь своими авторскими приемами. Как вы думаете, в чем выражается ваш авторский подход? Главный принцип в работе и авторский подход — находить ключ к каждому заказчику, выявлять его потребности и создавать функциональное комфортное пространство, которое сочетается с окружающей архитектурой и природой. Не все изначально понимают и представляют, что хотят получить в итоге. На мой взгляд, важно реализовывать не свои амбиции, а в первую очередь слышать и понимать людей, которые будут наслаждаться садом долгое время. В процессе общения выделяем все пожелания, особенности образа жизни, перспективу развития сада и т.д. Это очень занимательный процесс, в который погружаешься полностью и вкладываешь душу. Я люблю свою деятельность за ее многогранность — мало быть грамотным специалистом, который разбирается в агрономии, инженерии, планировании территории и имеет чувство эстетики. Необходимо также быть чутким психологом, находить компромиссы в семейных разногласиях видения сада и уметь не только слышать заказчика, но и чувствовать. В этом непростом, но приятном процессе происходит и собственная реализация, постоянное развитие и как итог — всеми желаемый результат. Самая приятная и бесценная наша награда — это благодарность и эмоции заказчиков. реклама Ландшафтная компания «Ваш пейзаж» www.вашпейзаж.рус yourlandscape@yandex.ru +7(963) 622-70-73
персона Елена Анатольевна Тырченкова — яркая личность в мире ландшафтного дизайна, основатель и ведущий дизайнер своего ландшафтного бюро. Ее путь к успеху был полон вызовов и творческих решений, что позволило ей не только создать успешный бизнес, но и зарекомендовать себя как одного из лучших специалистов в своей области.
персона houses.ru №109 27 дом и сад Ландшафтный дизайн: лидерский подход
персона дом и сад 28 №109 houses.ru Одним из ключевых факторов успеха Елены является ее способность понимать потребности клиентов. Она уверена, что каждый проект начинается с глубокого изучения запросов заказчика. «В частных садах у нас есть возможность работать непосредственно с клиентами, мы можем лучше понять их желания и предпочтения. Это позволяет создавать уникальные и персонализированные дизайны, которые отражают индивидуальность владельца. Нужно не только услышать пожелания, но и уловить эмоциональную составляющую — это действительно важно для клиента», — говорит Елена Анатольевна. Елена отдает предпочтение частным проектам — они предоставляют больше свободы в выборе стиля, растений и материалов. Можно экспериментировать с различными концепциями и реализовывать свои идеи, не ограничиваясь стандартами. Пробовать различные стили ландшафтного дизайна — от японского сада с его философией минимализма до средиземноморского с яркими цветами и ароматами.
персона houses.ru №109 29 дом и сад реклама Тел. +7 (920) 417-22-08 Елена Анатольевна не только талантливый дизайнер, но и выдающийся руководитель. Она создала команду профессионалов, которая разделяет ее ценности и стремление к качеству. Елена активно вовлекает своих сотрудников в процесс принятия решений, что способствует развитию их навыков и повышению общей мотивации. Она верит в важность командной работы и создает атмосферу доверия и поддержки. Кроме того, Елена активно участвует в образовательных инициативах, семинарах, форумах. Делится своим опытом и знаниями, вдохновляя новое поколение дизайнеров на создание уникальных ландшафтов. Стоит отметить, что в ее сады были организованы экскурсии в рамках ландшафтной практики. Елена Анатольевна Тырченкова — не просто ландшафтный дизайнер, а настоящая визионерка, которая с каждым проектом создает уникальные пространства, отражающие индивидуальность клиентов. Способность понимать потребности заказчиков и адаптироваться к изменениям делает ее выдающимся специалистом в этой области. Благодаря своему лидерству и творческому подходу она вдохновляет других и продолжает развивать мир ландшафтного дизайна.
персона Анна Чурбанова — мастер топиарного искусства и искусства Ниваки, ландшафтный архитектор. «Я создаю живые картины из растений при помощи ножниц». Анна любезно согласилась ответить на вопросы корреспондента журнала «Дом и сад». Анна, ваше первое образование юридическое? Как же получилось так, что именно топиарные стрижки стали делом вашей жизни? Еще в детстве я была очень творческой личностью, много занималась живописью, посещала разнообразные кружки и увлекалась прикладным искусством. Именно по зову сердца и велению души я получила новое для себя образование в Московском государственном университете леса в 2011 году по специальности «Ландшафтная архитектура и садовопарковое строительство». До этого закончила краткосрочные курсы по ландшафтному проектированию в Тимирязевской академии, это была попытка понять, правильно ли я выбрала направление для дальнейшего развития и роста именно в этой профессии. Хочу заметить, что мое первое образование юридическое, с опытом работы в данной отрасли. В декрете я проводила много времени в нашем доме, в саду в Тамбовской области, где спроектировала небольшую композицию у дома. Растения росли и развивались, захотелось поменять общий вид. Я просто взяла в руки ножницы, дала волю фантазии и воображению, начала их стричь. Мне потребовалось больше шести лет, чтобы с помощью одних лишь ножниц создать живую картину. С каждой стрижкой я чувствовала, как растения благодатно отзываются. Они явно хотели больше воздуха и пространства. Каждый элемент композиции заиграл по-особому. Где вы обучались искусству топиарных стрижек, у каких мастеров? Я начала углубляться в тему стрижек и обрезок, искать информацию и профессионалов. Информации на тот момент было очень мало. Очень пригодились знания, полученные в МГУЛ, дендрологию преподавала Лариса Леонидовна Лалаянц, профессионал своего дела. Необходима была практика, которую можно было получить на мастер-классах. Проводить такого рода мероприятия стал питомник «Ниваки», который и сейчас является самой мощной площадкой для мастеров и тех, кто только начинает свой путь. Евгений Олейник, владелец питомника, и Кирилл Терехов, управляющий, вкладывают очень много в развитие топиарного искусства в России. Я посетила мастер-классы таких профессионалов, как Дмитрий Доринский, Владимир Ляпчев, Ирина Шербакова, Павел Уколов, Федор Жуков, Сергей Багров. Очень важен индивидуальный подход к растению. У каждого мастера он уникален и неповторим, так же как авторский стиль. Именно Дмитрий Доринский, мой учитель и наставник, стал тем человеком, благодаря которому я поняла, что иду в правильном направлении, мне очень близок его подход к растениям. Дима — творец с особым подходом к делу, он видит не просто растения, а живые организмы с частичкой души, вложенной в каждый элемент сада, позволяющий ему создавать сады, непохожие друг на друга. С 2017 года я профессионально занимаюсь топиарной стрижкой, обрезкой деревьев и кустарников, плодовых деревьев. Ландшафтная фотовыставка «Растения в садах», организованная Светланой Чижовой в 2022 году, где я стала победителем в номинации «Хвойный акцент», дала новый толчок к росту и дальнейшему развитию. Теперь есть сайт — моя визитная карточка и портфолио, отражающий мою индивидуальность и стиль работы. Какое значение имеют для вас топиарные стрижки сейчас? Обращаясь ко мне, владельцы участка получают мастерство с учетом их вовлеченности в процесс. Ведь топиарные стрижки — особый вид искусства. Дарить новые эмоции и ощущения владельцам участка — невероятное удовольствие. Очень важный момент — Фото: Евгений Галунзовский
персона дом и сад 32 №109 houses.ru профессионализм, опыт и насмотренность специалиста. Я очень люблю использовать приемы фитопластики в стрижках, создавать природные формы из растений. Каждый сад уникален и неповторим, не похож на другой. Это своя маленькая жизнь, которую ты проживаешь вместе с растениями, это отражение твоего внутреннего мира, ты связан с садом тонкой невидимой нитью. Ты оставляешь в нем частичку себя и своей души. С какими участками предпочитаете работать? Если поднимать тему запущенных садов и переросших растений в них, стоит сказать, что восстановление и реконструкция таких садов требует особого профессионализма и опыта работы. Выбор за вами: вернуть былой облик саду либо создать совершенно новую композицию. Все варианты уместны. Реконструкция — это одно из самых трудозатратных мероприятий. Необходимо учитывать очень много нюансов в области дендрологии и физиологии растений, знать биологические особенности их роста и развития. Правильно определить сроки и способы обрезки деревьев и кустарников, видовые и сортовые особенности растений, форму, тип кроны и ее плотность, систему ветвления. Принимать в расчет главную цель обрезки декоративных растений — достижение декоративного эффекта, создание привлекательной формы, обеспечение сбалансированного роста, цветения, повышение декоративности и жизнеспособности растений. Работа в молодых садах по закладке форм не менее важна. Правильно подобрать форму для каждого растения, учитывая множесKаждый день, проведенный с растениями, мы проживаем с ними их зеленую жизнь
персона Тел. +7 (985) 125-13-12 www.анначурбанова.рф E-mail: annach84@bk.ru тво критериев и нюансов. Каждая веточка должна быть выбрана осознанно по определенным причинам и признакам, правильный срез, ежесекундная аналитика состояния растений и выбора, что нужно оставить, а от чего нужно отказаться в данный момент времени. Грамотно выстроить композицию в саду. Сад — как целостный живой организм, требующий ухода, времени и затрат, это тесное взаимодействие человека и растений, отражение его внутреннего мира, тонкая невидимая взаимосвязь друг с другом. Как выстроить взаимоотношения с заказчиками? Мои заказчики — самые лучшие и увлеченные своими садами люди. Умение общаться с заказчиком, чувствовать место и людей, их настроение и эмоции — это целое искусство. Первое знакомство с участком и его владельцем — основополагающий фактор, если сразу есть контакт и доверие к тебе как к профессионалу, создается идеальный альянс между тобой, садом и владельцем участка. Выстраиваются тесные, доверительные и теплые взаимоотношения на долгие годы. Я благодарна каждому владельцу сада за доверие и возможность работать в их чудесных садах. Грамотное использование топиарных форм в садах — считаете ли вы эту тему важной на сегодняшний момент? В наши дни топиарное искусство вновь завоевывает популярность во всем мире. Сегодня топиарные стрижки — это простор для творческой деятельности, они не ограничены ничем, кроме фантазии мастера. Зеленые скульптуры стали обьемными, многофактурными и многофункциональными. Одно из важнейших условий перед созданием топиарных форм — считать сад, сложить его, как пазл, из зеленых элемен- тов — растений, увидеть черты будущей композиции в окружающем ландшафте, в архитектуре дома, в запросе владельца участка, в общей концепции сада. Стиль дома часто подсказывает стиль сада и в свою очередь выбор топиарных форм. Обязательно учитывается окружающий ландшафт, который будет являться продолжением сада. Как говорит Джон Брукс: «Для целостной планировки сада важно выстроить «соотношение форм», и это главное в садовом дизайне». Это мы и должны учитывать перед началом работы с растениями на участке, в топиарных стрижках, в обрезке растений. Грамотно выстроенная композиция с учетом форм и размеров растений, соотношение топиарных форм, взаимодействие их друг с другом. Пазл должен сложиться четко и без лишних элементов. Избыток форм может выглядеть нелепо и странно. Топиарные стрижки — это долгая и требующая времени, внимания и денежных вложений история. Создавая формы, необходимо учесть, что работать с растениями нужно регулярно, несколько раз за сезон. Пропуск стрижки влечет потерю формы, что приводит к последующим трудностям с ее восстановлением. реклама
houses.ruRkJQdWJsaXNoZXIy MTk0OTgy