Камины и отопление 4 (79) 2016

79 112 arch detali Частично иллюзорное, частично реаль- ное, частично элитное и частично социа- листическое современное направление стало особым стилем, который отказывал- ся признавать, что он является собственно стилем. Он всегда существовал параллель- но с другими направлениями. Его претен- зия на то, что он не является стилем, но базируется на вечных истинах и в то же время служит выражением данной эпохи, была по существу противоречивой. Пред- намеренно или нет, он стал ярким само- стоятельным направлением, потому что материалы и условия следующих десяти- летий повлияли на архитекторов, несмо- тря на их энергичные возражения против декора. Впрочем, в послевоенное время современный стиль стал более органич- ным и менее строгим. В начале 1900-х годов ведущие немецкие и австрийские проектировщики в проти- вовес чрезмерному и неконтролируемому украшательству в стилях ар-нуво или модерн заложили основы архитектуры, отрицающей декор, опирающейся на пространство, пропорции и гладкие по- верхности, в которой четкая структура гармонично сочеталась с оригинальным 1. Простой и величественный камин с медным навесом, спроектированный Рудольфом Шиндлером (Калифорния, 1922 год) — пример устройств подобного рода, распространенных в эту эпоху. Использованные здесь дорогие материалы напоминают о работах Адольфа Лооса. Простые формы, прямые углы, отсутствие резьбы и массивных или декоративных элементов — так выглядит этот очаг, чьим центральным элементом становится сам огонь 2. Медные жалюзи и вентиляционные отверстия служат архитектурным прикрытием электрического устрой- ства, расположенного за ними. Камин работы Рассела Райта дает представ- ление о том, как приверженцы современной архитектуры использова- ли металл в качестве декоративного элемента 1 2 Несмотря на существование альтер- нативных форм и способов отопления, камины оставались популярными и в этот период, но их роль заметно изменилась: из функционального ком- понента конструкции дома они пре- вратились в композиционный элемент и едва ли не единственную декоратив- ную деталь строгого аскетичного ин- терьера. Соответствующим образом изменились форма камина и его оформление. Простое каменное об- рамление обычно размещали запод- лицо со стеной, отделки, как правило, не было вовсе либо она была макси- мально лаконичной. Камины современной эпохи Так называемый современный период в архитектуре и дизайне интерьеров приходится на 1920–1950-е годы. В значительной степени экспериментальный, он был соз- дан архитекторами и теоретиками, которые хотели по- рвать с прошлым и выразить дух эпохи машин.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTk0OTgy