Итоги семинара Ксении Яньковой «Дерево как конструктор»

28 ноября 2017 Итоги семинара Ксении Яньковой «Дерево как конструктор»

О принципах и приемах, которыми дизайнеры пользуются в работе, о том, из чего складывается экологичность проекта, об игре в конструктор, объектах-трансформерах и о том, как резать дерево как бумагу рассказывает Ксения Янькова, руководитель архитектурно-дизайнерской мастерской «АРХЛАМ» и член Экспертного совета конкурса ландшафтных проектов «АРТ_ЭКО», который на прошлой неделе завершился в Москве. Конкурс организован ГПБУ «Мосприрода».

Приятно видеть, что в последние годы все больше внимания отводится развитию городской, парковой среды, общественных пространств, а главное — что в этой сфере постепенно распространяется тренд, которому мы давно следуем и который мы для себя сформулировали как «Дизайн как игра». Применительно к теме экологичных материалов, работе с деревом — на базе серии наших работ сформировался подход «Дерево как конструктор».

В основе две составляющих. «Дизайн как игра»: для нас это ключевой принцип, абсолютно не отменяющий того, что дизайн — сложная, многоступенчатая и системная наука. Суть в том, что помимо рациональной составляющей, дизайн обязательно подразумевает и творчество, вдохновение, некую провокацию для профессионала, побуждающую к осмыслению, созиданию, свободному взаимодействию с людьми и с пространством. Игра для нас — образ жизни, состояние, необходимое для создания живого и интересного проекта. Примером может стать музейное пространство: оно может быть сложным, архаично устроенным, непонятным для простого человека, изматывающим. А может — интерактивным, приглашающим в игру, вовлекающим в приятное взаимодействие. «Дерево как конструктор» — это взаимодействие с материалом на основе его возможностей, характеристик, без чрезмерного искажения природных свойств. Этот многогранный, исторически российский, вариативный материал одновременно и очень прост для дизайнера, я бы сказала — обманчиво прост, и очень сложен.

Дерево дает возможность дизайнеру и проектировщику весело, остроумно взаимодействовать с собой, составляя из элементов целое, как в конструкторе. Наш опыт показывает, что существует огромная, почти бескрайняя палитра вариантов того, что можно сделать, как можно действовать, «играя» в дерево. Работа с деревом часто ассоциируется с суровым, преимущественно мужским трудом. Но, повторюсь, дерево предельно вариативно, это и брус, и фанерные листы, и ДСП, и ветви, и жерди, и доски. Одним словом, физическая сила не является непременным условием работы с деревом. Не забудем и о различных породах дерева, придающих одинаковым по сути элементам абсолютно разные свойства: рейка может быть очень мягкой и податливой, а может не гнуться вообще. Такая палитра свойств, конечно, влияет на дизайн, на итоговое решение. Приведу несколько примеров из нашей практики, наглядно показывающих, как работает принцип «Дерево как конструктор, дизайн как игра».

Проект для музея под открытым небом «Бородинское поле». Это была работа с природной средой — наша задача состояла в том, чтобы оформить трамвайный маршрут, идущий по территории, прилегающей к Музею-заповеднику «Бородинское поле». По этой линии перемещаются все посетители, а каждая из точек-остановок предполагает свою форму отдыха — от пикника на пару часов до микродеревни и точки агротуризма. Нашим решением стала система малых форм, приглашающих посетителей к диалогу, к взаимодействию, с возможностью обозреть окрестности со смотровой «башни», воспользоваться информационной точкой, отдохнуть в ожидании трамвая.

Фактически, мы не просто насытили маршрут функционально, а превратили его в приключение, когда каждый путешественник может сверяться с маршрутом, вступать во взаимодействие со средой. Где-то мы акцентировали внимание на дереве, которое растет по ходу маршрута, где-то создали смотровую площадку и т.п. При этом все элементы дизайна — модульные, они сопоставимы друг с другом по размеру и объемам и создают единую, интуитивно понятную систему.

Существует известный прием проектирования — «надрез-отгиб», он часто используется с листовым материалом, бумагой: материал надрезается, но не полностью, в результате возникает возможность согнуть его. Этот прием отлично работает с листовым деревянным материалом. Например — проект, который будет реализован для Всероссийского историко-этнографического музея в городе Торжок. Проект называется «Дом России», он представляет центральную часть России, 12 залов — 12 регионов. В основе проекта — как раз «надрез-отгиб» — как принцип формообразования сопутствующего оборудования, с тем только отличием от бумаги, что фанеру не получится отогнуть так же легко, — так что приходится резать полностью и стыковать. Казалось бы, один простой и широко известный прием в основе проекта — но получилось создать как индивидуальные образы для каждого из залов, каждого из регионов, так и облик музея в целом.

Еще один проект из листового материала — им открывался в 2014 году Выставочный зал на Шаболовке. Шаболовка — район, где сохранилось много архитектуры начала 20-го века, Конструктивизма, экспериментальной застройки 1930-х: знаменитый Хавско-Шаболовский жилмассив, Радио-башня по проекту В.Г.Шухова, первый Дом-коммуна, и даже первый Московский крематорий архитектора Д.П.Осипова — реконструированный храм, в конкурсе на проект которого принимал участие и Константин Мельников. Понятно, что Выставочный зал на Шаболовке в тематике своей деятельности тесным образом связан с конструктивизмом как явлением, как направлением в архитектуре и дизайне.

В проектном решении выставки — в небольшом по площади выставочном зале, была воспроизведена пространственная среда района Шаболовка. Каждая скульптура-витрина представляла собой формулу архитектурного объекта. После окончания выставки объекты продолжают жить — их «раскрой», форма и рисунок позволили нам «пересобрать» объекты, как конструктор. Сегодня они служат новой функции — рецепции и входного блока. Жизнь объектов продолжается!

Фанера, как и любой листовой материал, дает возможность не просто работать с листом, но и собирать из него массу. Склеив вместе множество листов фанеры, вы получаете возможность из этой массы вырезать любую форму, какая понадобится. Вот пример объекта уличной навигации, который довольно долго стоял в МАРХИ, потом переехал в парк Сокольники. Это объект-«трансформер» — он может складываться полностью.

В 2016 году мы участвовали в фестивале «Ясно Поле» — задача состояла в том, чтобы придумать функциональный объект уличной рекреационной среды. Здесь решение тоже продиктовано темами игры, экологичности и модульности. Мы создали модуль под названием «Эконструктор» из квадратных паллет. Это была театральная и рекреационная площадка, которая, надо сказать, во время фестиваля не пустовала. Этот проект стал следующим шагом в направлении разработки приемов по минимизации отходов материала проектирования — принцип, на котором, в частности, строился проект «Лоскут-Сарая». По сути, в основе прием безотходного производства, который мы продолжаем применять и в других проектах: обретение новой жизни предметами. Это безусловное рацио, забота об экологии, но это же — и та самая игра, позволяющая свободно и весело смотреть по сторонам, создавать объекты, которые радуют людей и реально используются теми, для кого создаются. При этом затрачивается минимум усилий, минимум материалов — а на выходе максимальная отдача, максимум удовольствия и радости.

Семинар Ксении Яньковой

Поделиться:
  • Книга «100. Ландшафтный дизайн. Россия»
  • Конкурс Дизайн камина 2025
  • Акриловые герметики и пропитки для дерева — средства защиты деревянных домов Perma-Chink Systems Inc.
  • Ворота и калитки
  • Эксклюзивная садовая мебель из Англии
  • Экосоюз
Войти через социальные сети:
Вход VKontakte Вход MyMailRu Вход Odnoklassniki
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов: