Московская архитектурная керамика. Конец XIX – начало XX века
21 января 2015Предлагаем вашему вниманию книгу М.В. Нащокиной «Московская архитектурная керамика. Конец XIX – начало XX века».
Широкий интерес в русском искусстве второй половины XIX - начала XX вв. к керамике - одному из древнейших материалов, использовавшихся в материальной культуре, черта общая со многими европейскими странами. После долгого перерыва традиционный для Руси-России гончарный промысел вновь обратил на себя внимание профессиональных художников, открывших его новые пластические возможности, и архитекторов, вернувших его в обиход как средство украшения фасадов зданий. В России тогда появились мастерские, изготавливавшие многоцветные изразцы и сюжетные декоративные панно, нередко сделанные вручную по старым кустарным технологиям, а также современные предприятия, выпускавшие облицовочную керамическую плитку.
Благодаря разнообразию московской архитектурной керамики и ее значимости для архитектуры, период конца XIX – начала XX века может быть по праву назван ее вторым «золотым веком», наследовавшим все достижения ее расцвета в Средние века. Многообразие форм, богатые декоративные возможности керамики, ее яркое региональное своеобразие, обусловленное наличием не только московской школы зодчества, но и подлинно художественных керамических производств, позволили ей занять важнейшее место в русской культуре Серебряного века. Особое развитие художественная архитектурная керамика получила в Москве, где ее использование в архитектуре стало одной из особенностей стиля модерн.
В книге подробно описано появление и развитие четырех основных московских производителей архитектурной керамики: керамического завода «Абрамцево» - пионера новых видов художественной продукции, архитектурно-керамического производства товарищества М.С. Кузнецова, керамической мастерской Строгановского училища и артели «Мурава». Помимо московских примеров привлечены многочисленные отделанные ими майоликой сооружения в других городах России, что позволяет оценить подлинный масштаб этого яркого феномена московской художественной культуры. Кроме того в книге впервые дан очерк западноевропейских импортеров архитектурной керамики в Москве; анализируется применение привозной облицовочной керамики в жилой застройке города, на фасадах и в интерьерах общественных и церковных зданий.