Значительной и самобытной частью древнерусской культуры является, несомненно, деревянное зодчество. И начав перелистывать страницы его многовековой истории, необходимо обратить взор в сторону Русского Севера, к его самому яркому наследию — деревянной храмовой архитектуре.
На заре становления Руси, после крещения киевлян князь Владимир, как гласит летопись, «нача ставити по градом церкви и попы». И наделяя сыновей земельными уделами в разных концах государства, призывал их заботиться о построении храмов… Храмовое зодчество составляет в многотомной истории русской архитектуры особенные главы, а деревянное храмовое зодчество Русского Севера — явление поистине удивительное.
Именно в этом отдаленном крае (крае лесном, где только и могло возникнуть и развиваться мастерство деревянного строения) «были выработаны совершенные формы деревянного зодчества, которые в течение веков непрерывно влияли на всю совокупность русского искусства. Формы эти являлись тем неиссякаемым родником, из которого черпали новую жизнь застывавшие временами художества на Руси».
Проникновенные строки взяты нами из статьи «Деревянное зодчество Русского Севера», написанной в 1910 году двумя неутомимыми исследователями, изучившими, сфотографировавшими, измерившими множество деревянных северных построек, — академиком, художником, историком русского искусства, специалистом в области реставрации памятников архитектуры Игорем Эммануиловичем Грабарем и архитектором, членом комиссии по сохранению древних памятников Фёдором Фёдоровичем Горностаевым.
Уроженцы Северной Руси еще с летописных времен славились как искусные и талантливые плотники, постигавшие азы мастерства с юного возраста. А например в московских актах XVII столетия плотники, живущие по Ваге (Вага — река на территории современных Вологодской и Архангельской областей, крупнейший левый приток Северной Двины), названы самыми лучшими мастерами (получавшими, к слову, заслуженное признание и при царском дворе). И виртуозные плотницкие приемы, и термины («стопа», «сруб», «клеть» и т.д.) зарождались преимущественно на Севере.
Художественная же уникальность и небольших деревянных церквей, и часовен, и величественных высоких храмов обусловлена несколькими факторами. Древний зодчий-плотник, работавший в непростых тяжелых условиях северного климата, располагавший одним материалом — деревом и главным образом только одним инструментом — топором, видел красоту сооружения не в замысловатой декоративности, а прежде всего в строгой лаконичности силуэта, выразительности форм рубленых стен, гармонии пропорций. И, конечно, в рациональности и практичности. Так, постройки должны были возводиться за период короткого лета, а кровля — выдерживать сильный напор северных ветров и воздействие многочисленных осадков.
«Эта суровая школа жизни отразилась на искусстве и привела к созданию произведений, прямо поражающих своей классической простотой и захватывающих выразительностью и правдой. Иные из северных церквей настолько срослись с окружающей их природой, что составляют с нею одно неразрывное целое. И кажется, будто эти произведения — сама природа, так они безыскусственны и неотразимы», — читаем в цитируемой выше статье Грабаря и Горностаева.
И, конечно, северная «архитектура исповеданий» (так называет религиозные постройки в целом Гавриил Васильевич Барановский — архитектор, гражданский инженер, искусствовед — в своей «Архитектурной энциклопедии второй половины XIX века», изданной в начале прошлого столетия) красива и проявлением некоей нравственной силы народа, одухотворявшей строительство.
Удивительные по красоте старинные деревянные храмы и часовни Русского Севера — это наше историческое, культурное и культурно-нравственное наследие. К сожалению, очень многие из них сейчас находятся на грани гибели. В данной публикации мы представили лишь несколько памятников, нуждающихся в неотложных противоаварийных работах.
Для их осуществления создан проект «Общее дело», собравшее специалистов, энтузиастов и просто неравнодушных людей. Каждый, кого волнует то состояние, в котором мы передадим нашим потомкам уникальное достояние северного храмового зодчества, может принять участие в этом благом деле, в том числе лично участвовать в специальных восстановительных экспедициях. Более подробную информацию можно найти на сайте объединения «Общее дело».