Деревенский стиль уходит своими корнями в уклад жизни крестьян-земледельцев, охотников, ремесленников и национальные культурно-бытовые традиции. Новый виток его развития попадает на середину XIX века. Зародившееся в Англии движение «Искусства и ремесла» не принимает идею массового производства низкого качества, которую принесла промышленная революция, и сохраняет интерес к кустарным техникам производства, природным свойствам доступных материалов.
Идеологов и сторонников движения вдохновляла природа. Они изучали региональные формы декоративно-прикладного искусства, применяли местные ресурсы, привлекали к работе ремесленников и создавали новые формы строительства. Гармония с природой, дом как место мира и покоя, семья, очаг — ценности мастеров этого направления.
Бревенчатые элементы повторяются в обеденном столе, кофейном столике, стульях. В отделке — береста. Металлический экран камина в виде дерева усиливает природные мотивы (слева). Огромные бревна оставили необработанными из художественных соображений. Трещины и наросты стали частью дизайна (справа).
Столовая. Массивная люстра сделана из оленьих рогов. Столешница круглого стола — из кедровой доски, основание — из корней кедра (слева). Лестница, излучающая тепло и свет, детально вырезана из очищенного от коры кедра (справа).
На заднем плане стена из круглых бревен и встроенный в нишу на месте старого входа шкаф. Реплика деревенского стиля в дизайне стульев у стойки бара и за обеденным столом и открытой решетчатой конструкции потолка над кухней.
Спальня в мансарде деревянного дома.
На волне интереса к местным традициям, техникам, материалам в американской архитектуре конца XIX — начала XX веков развиваются «ремесленное направление», стили бунгало и адирондак.
Ремесленный стиль
Основной планировочный прием — создание функционального пространства с камином или очагом. При проектировании стремились подчеркнуть ощущение простора, открытости комнат: деревенский дизайн был далек от украшательства. В простых, без орнаментации домах использовалось много работ по дереву, обычного квадратного сечения. Древесина выбиралась по качеству и текстуре и никогда не красилась. Особенно популярна была текстура дерева, распиленного по диагонали. Массивные бревенчатые колонны в сочетании с искусно обработанными круглыми и квадратными бревенчатыми стропильными балками — основа формы дома.
«Прямоугольный» дизайн со строгими геометрическими линиями выглядел современно, а дерево излучало тепло и создавало комфорт. В различных сочетаниях в конструкции и оформлении дома использовались органические материалы. Стандартные элементы сельского дома — прекрасно сконструированная деревянная мебель, полы, обшивка, встроенная мебель: сиденья под окнами, уголок у огня, книжные полки, навесные шкафы. Стиль апеллировал к вкусам и экономическим возможностям покупателей первого дома, представителей среднего класса и рабочих.
Мебель и стиль
Декор интерьера и мебели тоже элемент деревенского стиля. В Америке Густав Стикли продвигал ремесленный стиль, основанный на высоком качестве врубок и соединений элементов. Дизайн строился на красоте грубоватого материала и искусстве и квалификации мастера.
Работы Стикли, радикальные для своего времени, сочетали прямоугольные обрамления и скульптурные формы. Прозрачные отделочные покрытия подчеркивали качество фактуры древесины. Были разработаны рецепты для обработки грубых поверхностей и придания дереву состаренного вида с эффектом патины.
В интерьере центральные бревенчатые столбы соединены с коньковым прогоном и передают нагрузку от крыши на нижние этажи. Столик — из ствола дерева, рисунок спила открыт.
Бревенчатый — значит естественный
Адирондак — стиль суровых охотников, романтиков первопроходцев, обитателей первых бревенчатых хижин и их «потомков» — путешественников и туристов, убегающих от цивилизации в глушь, на лоно природы. За названием стоят горы Адирондак и архитектура Грейт Кемпс в штате Нью-Йорк — лагерей для богатых с постройками в деревенском стиле. В бревенчатых домиках, расположенных на озерах и в горах, состоятельные горожане проводили время отпуска.
Лестницы в стиле адирондак (слева). На фото справа все стойки перил — из оленьих рогов.
Идеи для ванной комнаты. В композициях использованы кедровые стволы и корни.
Стиль Adirondack Camp в конце XIX века разработал дизайнер и девелопер Уильям Вест Дюран. Постройки отличались высоким мастерством строителей и использованием естественных материалов — камня, березовой коры, веток, бревен. Мастера вручную создавали богато декорированную мебель из найденного в этой же местности сырья. Шпон из березовой коры на письменных столах-бюро, ящиках шкафов, абажурах ламп, рамах зеркал стал визитной карточкой стиля. Аппликации из веток с геометрическими узорами имитируются повсюду в Америке.
Камин в стиле адирондак (слева). Кровать как предмет искусства (справа).
Рустик
Современные мастера не ограничивают себя историческими прототипами. Оригинальная мебель в природном или рустикальном стиле может быть изготовлена из древесины любой породы.
Выполненная вручную мебель и настольная лампа, изготовленная из шкур с оленьих ног.
Грубо ошкуренные столбы вносят элементы летнего лагеря в детскую спальню. Они красиво сочетаются со стенами.
Дизайнеры российской компании Art of Nature для создания причудливых предметов интерьера используют корневища, бревна, шесты, рога и шкуры диких животных. «Деревенская» мебель может быть не только грубоватой, но и изящной, утонченной. Художники, мастера по дереву всматриваются в формы стволов, веток, коряг, чтобы использовать дары природы в создании самых разных предметов: от стульев и лестниц до каминов.
Рустик перестал быть принадлежностью только деревянного дома. Он может передать аромат природы в любом жилом помещении в городе и сельской местности. Выбирая мебель или декор в деревенском стиле, человек инстинктивно окружает себя природой. Cпустя полтора века брутальная мебель из бревен, коряг, рогов по-прежнему притягивает красотой ручной работы, с помощью этого оригинального декора природа входит в дом.
Фотоподборка с предметами интерьера деревянного дома в деревенском стиле.
Столешница кухонного стола выполнена из необработанной сосны, ножки и «фартук» — из березы.
Обеденная зона выделена светильником из рогов.
Двери, вырезанные вручную. Художник Глен МакКьюн.
Кровать из кедровых стволов и ветвей.
Сон на таких кроватях будет как в лесу.
У обеденного стола столешница из массива сосны и ножки-пни. Прямоугольная люстра — из березовых ветвей.