Удивительно, как Елена Чекалова — журналист, профессиональный кулинар (осваивавший эту непростую науку в Европе), автор собственных гастрономических рубрик в нескольких популярных изданиях, ведущая программы Первого канала «Счастье есть!» и супруга Леонида Парфёнова — все успевает. В том числе содержать и творчески обустраивать большой семейный дом, где оригинален каждый квадратный метр.
Е.Ч. | Квартиру здесь мы купили сразу после дефолта, году в 1999-м, когда недвижимость сильно упала в цене. Мы с Лёней исходили из того, что если уж живешь в городе, а не за его пределами, то лучше его слышать и чувствовать, поэтому мы выбрали центр, где все в шаговой доступности. И вообще я обожаю старую Москву. Квартира мне сразу понравилась, несмотря на то, что чердак (а владельцы продавали площадь только с ним) был похож на лабиринт без окон, со странной конфигурацией. До меня от нее все отказывались. А я сразу представила, как смогу здесь все организовать. Особенно мне понравилась плоская крыша — из квартиры можно было на нее выйти. Для нашей семьи, как выяснилось на практике, главное — не громадная, равнинная площадь квартиры, а именно разноуровневые, визуально отдельные участки. Здесь площадь около двухсот квадратных метров, а благодаря наличию двух уровней (а с крышей — даже трех) она кажется намного больше. На первом этаже обустроены гостиная, объединенная с кухней, комнаты дочери и сына, на втором — наша с мужем территория. Так нам показалось целесообразнее, поскольку дети растут. Когда к ним приходят приятели, то на первом этаже им свободнее, и мы с Лёней у себя, на втором, как в отдельной квартире, можем спокойно работать да и обедать, поскольку здесь есть мини-кухня.
Е.Ч. | Мы хотели максимально сохранить свет и воздух. И благодаря правильной планировке и цветовой гамме даже в пасмурные дни у нас радостно. Ремонт длился довольно долго. Мне помогал архитектор Сергей Зайцев, с которым мы придумали общую концепцию. Я же лично вникала во все детали обустройства, поскольку именно такой подход считаю оптимальным. Ничего путного, уверена, не получается, когда хозяйка выключается из процесса, отдавая все на откуп дизайнеру.
В интерьере нет ни одной случайной вещи. И все, что мы приобрели в течение совместной жизни, так и кочует с нами из одной квартиры в другую. Например, древний буфет, купленный в конце 1980-х в магазине старой рухляди. Позже, переделанный моей подругой-реставратором, он обрел новую жизнь, радуя нас теперь на втором этаже. (Раньше такие респектабельные буфеты начала XX века стояли в «Метрополе».) Или вот из поездки в Австралию мы привезли поделку аборигенов — пейзаж красной пустыни. Тряпичная ящерица привезена из Южной Африки. А тяжеленную керамическую Деву Марию мы волокли с Сицилии! Вместе со специями (улыбается). Что касается волшебного бельгийского гобелена XV века, то мы обнаружили его на барахолке в Париже. К счастью, у нас с мужем схожие вкусы, и при выборе чего-либо мы легко находим компромисс. Наш основной принцип: окружать себя предметами, которые не наскучат, потому что их можно разглядывать бесконечно. Например, комод с гроздьями винограда, найденный мною на помойке. Вернее, вначале это было частью шкафа, к которой мы приделали ножки. Теперь он стоит под лестницей, блистающей отполированным металлом. Мы вообще поклонники эклектики, когда старинные вещи с «биографией» и семейные реликвии вписываются в современный интерьер. С годами в жизни и вкусах многое меняется, поэтому время от времени мы вносим в интерьер коррективы. Вот здесь уже было два ремонта.
Е.Ч. | Кухонный гарнитур у нас — от Mobalpa. Под него я подобрала итальянскую плитку, неплохо сочетающуюся и с дубом на полу в гостиной зоне. Очень удобны и раздвигающийся стол с зеленым матовым стеклом, и кожаные стулья, и барная стойка. Несущая колонна обыграна телевизором на крутящейся стойке: его можно поворачивать и в гостиную, и в кухню. И обратите внимание на мелкие детали — им я придаю большое значение. Обожаю различные арт-салоны, часто в них заглядываю, покупаю картины, какие-то забавные вещицы. Мне кажется, российских дизайнеров недооценивают: посмотрите на украшающие стену стеклянные цветные перцы — их сделал автор из Перми. Чудесно же!
В зоне гостиной одна стена — золотистая, вторая — красная. Знаете, как возникла мысль сделать золотистую стену? Мне всегда нравилась вода на картинах Тёрнера. И моя знакомая художница Ольга Дмитрюк сделала в духе венецианской штукатурки стену вот с такой рябью: эффект растворенного в воде солнца. А идея красной стены родилась из желания создать эффект палехской шкатулки. Оттого и стена — интенсивно-алая, и ковер на полу — в сочной, восточной тематике, в духе Etro. Угловой диван меня подкупил симпатичными подушками, набитыми соломой. Их я тоже декорировала тканями Etro, купленными в миланском стоке (у нас они неоправданно дороги). Сейчас многие квартиры делают в блеклых или серо-белых тонах — это кажется стильным. А я не боюсь ярких красок. Если их применять разумно, то получается очень здорово: ведь, чтобы не одолела скука, в квартире обязательно должны присутствовать некие взрывы, цепляющие элементы, поднимающие настроение уже с утра. Ниши в стене сделаны для того, чтобы визуально «разрезать» объем некими «завихрениями» пространства. У окна — так называемые апокрифические, крестьянские иконы, написанные не по канонам. Они из северных вологодских деревень, с родины моего мужа. Иконы очень искренние и наивные, а сегодня выглядят даже авангардно. Рядом — стеклянный столик на колесиках для сервировки фуршетов. Я вообще очень люблю гостей и застолья, поэтому не экономлю на качественной, передовой кухонной технике и красивой посуде. Она у нас в основном новая, но я при этом сохранила и остатки кузнецовского фарфора, принадлежавшего еще моей бабушке.
Теперь о комнатах детей. В комнате дочери царит атмосфера летней Амазонии: зеленая стена, оранжевые шторы, лампа, похожая на желто-зеленый дирижабль, оранжево-черная мебель от Kartell. Поскольку Маша у нас девушка импульсивная, образ диких джунглей, жарких тропиков ей очень подошел. А вот сын Иван сам выступил дизайнером своей комнаты: предложил перевести на римские шторы творения любимого художника Энди Уорхолла, а сами окна заключить в картинные рамы. Сергей Зайцев помог ему эффектно воплотить эту идею.
Е.Ч. | Туда ведет винтовая лестница из обычного черного железа и композитного отечественного камня, покрашенная американской краской под мрамор. Так мы добивались эффекта воздушности. Ветер Средиземноморья, едва ощутимый бриз, южные оттенки — вот эти образы легли в основу интерьера, который помогает пережить долгие депрессивные дни и даже месяцы, когда солнца почти не видно. Легкие стеллажи с книгами, плафоны в виде паруса также поддерживают заданную тему. Даже ванная комната тут морская — выложена сине-голубой мозаикой.
Между кабинетом Лёни и «малой» столовой стеклянная перегородка — остаток старых чердачных «лабиринтов», которые так пугали потенциальных покупателей, но Сергей Зайцев интересно визуально облегчил странные стены и углы. Лёня работает, сидя у окна на прозрачном стуле от Филиппа Старка за широким, волнообразным столом из прочного матового стекла. Напротив стола — раскладывающийся диван. Над столом — антикварный, но работающий телефонный аппарат, торшер, напоминающий сноп сена, декоративная кошка из Франции, две вазы для цветов в виде сапог — мой подарок мужу. Здесь, в кабинете, наша гордость — громадная самодельная люстра в виде остова лодки, которую сконструировал Сергей Зайцев. Вот оно, наше суденышко, не разбившееся о быт (улыбается). Идею лампы тоже подсказало то самое отпугивающее пространство неправильной формы. Реализация оказалась вполне доступной: конструкция состоит из кровельного железа, фанерованного материала и галогенных ламп. В кабинете множество любимых вещей. Например, модель старого самолета 1930-х или газета «Правда», вышедшая 26 января 1960 года, с заголовком «Человек родился!» — подарок Константина Эрнста. Именно в этот день Леонид Парфёнов появился на свет. Лестница со стеклянными ступенями ведет из кабинета в библиотеку. Здесь можно, взяв нужную книгу со сделанных на заказ стеллажей, расположиться и спокойно почитать.
В столовой под мансардными окнами, откуда в погожие дни очень красиво льется солнечный свет, — уже упоминавшийся мною старый буфет, стол красного дерева, привезенный из Америки еще моим дедушкой, резные стулья с обивкой в морской гамме, старинные часы (они еще идут). В холле второго этажа на стенах — картинки из букваря середины прошлого века и отличная литография Матисса.
Е.Ч. | На крышу можно попасть из библиотеки второго этажа. На крыше, в беседке с кованой садовой мебелью, в теплую погоду мы сидим с друзьями, жарим шашлыки на мангале. Наши дети и их друзья ее обожают. Ведь здесь можно в жару позагорать на скамейке или понаблюдать с высоты за жизнью мегаполиса. Лёня тут каждое летнее утро делает зарядку перед завтраком. А я занялась на крыше ландшафтным дизайном, посадив различные деревья, кусты, пахучие съедобные травы вроде тимьяна, розмарина, мяты. А какие у меня тюльпаны, ирисы, георгины, сирень!
Наша квартира, как пересеченная местность, не утомляет. Может быть, поэтому мы с мужем вечерним выходам в свет предпочитаем домашний ужин.