Андрей Цыганков, выпускник МАрхИ, основатель архитектурного бюро NOGRAPH, имеея большой опыт проектирования частных объектов, в последнее время архитектор обратил интересы в сторону создания общественных интерьеров, став одним из успешных и ярких авторов московского ресторанного дизайна. «Красивые квартиры» решили расспросить Андрея о том, что такое гармоничный и красивый интерьер.
А.Ц. | Среди родственников архитекторов у меня нет. Но я с детства хорошо рисовал, поэтому в старших классах, когда встал вопрос о поступлении в вуз, как-то сама собой возникла идея архитектурного института. С первого раза я не поступил, пошел в архитектурный техникум, лишь потом все-таки поступил и окончил МАрхИ. И осознание, что выбор сделан верный, посетило меня только на последнем курсе.
А.Ц. | И тогда, и сейчас на народ сильно влияют средства массовой информации. Когда показывали сериал «Рабыня Изаура», все видели себя живущими на похожих виллах, после «Богатые тоже плачут» стали заказывать дворцы и т.д. Позже многие стали ездить по миру, поэтому пошли заказы апартаментов — как в дорогих гостиницах. Только, наверное, в последние лет шесть у людей явно изменились потребности, они, видимо, пресытившись всем, стали предпочитать что-то спокойно-нейтральное, без чрезмерности. Естественно, существует интерьерная мода, и если еще пять лет назад на пике был ар деко, то сегодня царит сумасшедшая эклектика. Одно время увлеклись минимализмом, но он оказался совсем недешевым, так что теперь его выбирают единицы. Подражание западным образцам как было, так и осталось, но этот аспект нельзя трактовать как негативный. Нам еще есть чему учиться, куда расти.
А.Ц. | Мне не нравится модерн категорически. И русский, и ар нуво, и все другие направления. А вот английский и французский стили XVIII века обожаю! Но при этом, если долго нахожусь в антикварном салоне, у меня начинает болеть голова от скопившейся чужой энергетики. Все-таки на старинные вещи мне приятно смотреть лишь издалека как на предмет искусства, а жить я предпочитаю в новом.
А.Ц. | Это большое светлое пространство с минимумом навороченных светильников — в основном технический скрытый свет, абсолютно разная мебель простых форм.
А.Ц. | Мне кажется, основная дизайнерская проблема в России в том, что у нас не пытаются отразить себя в интерьере, а стараются привнести туда надуманную историю, развить какой-нибудь сюжет из кино или литературную тему… Или тему путешествий… То есть почему-то повсеместно хотят создать некую иллюзорную мосфильмовскую декорацию, а не реальную территорию для собственной личности. Но это же нелепо: ехать по пасмурной грязной Москве зимой, а заходя в квартиру видеть какое-нибудь яркое Средиземноморье, но с видом на гаражи и помойку! Тогда уж имеет смысл приобретать недвижимость именно в той стране, о которой мечтаете, и там сообразно климату ее обставлять. Интерьер должен быть все-таки гармоничным. У Агаты Кристи я однажды прочитал замечательную фразу. Ее основной смысл: когда к вам в гости приходят друзья и говорят: «У вас первоклассный был архитектор!» — значит, вы проиграли. А если они признаются, что у вас очень теплый уютно обставленный дом, — вот это уже комплимент. Это золотые слова!
А.Ц. | Бесспорно, стиль нужен. Но начинать любой проект целесообразнее с функциональности объекта: как зашел, что увидел, как дальше удобнее двигаться, куда лучше складывать вещи и т.д. Ни в коем случае нельзя экономить на вещах, к которым будешь точно прикасаться. Словом, пристальное внимание надо уделять не потолку с люстрой, которые далеко, а полу, по которому будешь ходить босиком, и мебели, которой будешь касаться постоянно. Не следует забывать, что тактильные ощущения крайне важны. Все должно быть натуральным. Не надо брать плитку «под дерево», пластик «под камень» и пр. Но даже когда вроде все нормально с точки зрения материалов, планировки, неудачное цветовое решение способно «убить» всю композицию. А создание идеальных органичных пространств рождает интерьеры, из которых буквально не хочется уходить. Наверняка вы не раз ловили себя на этой мысли.
А.Ц. | Вообще обычный человек, особенно много знающий и повидавший, в состоянии сделать себе квартиру со вкусом, но только если он все-таки обратится если не к архитектору, то к специалистам, которые ему правильно набросают схемы светильников, сделают все коммуникации, поставят стены…
А.Ц. | В данный момент делаю довольно эклектичную квартиру для очень образованной состоятельной грузинской супружеской пары. В этом проекте главная «фишка» была в наиболее функциональной организации пространства. А немного национального колорита мы привнесли лишь в кабинет — место уединения хозяина. Еще недавно закончил проект для очень известных заказчиков, людей из шоу-бизнеса, которых мы все часто видим по телевизору. В основном все переговоры я вел с хозяйкой, на редкость мудрой женщиной, сразу же определившей приоритеты: прованс, старые французские квартиры — с легкой патиной, белыми панелями, атмосферой лаконичности и изысканности одновременно. В принципе это все то, что называют бельгийским стилем, сегодня как раз модным. Безусловно, высшая похвала нашей деятельности, когда разобравшись в психологии, пристрастиях человека, ты создаешь пространство, ему близкое, и тебе от этого необыкновенно приятно.
А.Ц. | Самый первый наш ресторан назывался Shatuch. Чтобы грамотно организовать его пространство, мы летали в Лондон, чтобы увидеть, как надо строить подобные заведения, не в духе какого-нибудь тематического «Ходжи Насреддина» или «Белого солнца пустыни». А в ресторане «Чайка», что на Марксистской улице, я на фоне темных стен, строгих книжных шкафов повесил веселые оранжевые шторы, еще раз подтвердившие — текстиль благотворно влияет на настроение. Ткани также решали задачу максимального уюта в клубе-ресторане «Кокон» в Грохольском переулке, больше похожем на арт-объект, чем на общественное заведение, но мы его, думаю, неплохо недавно задекорировали задорной клеткой. Далее на нашем счету кафе «Прадо». Тогда цель была сделать гламурное модное место. В ресторане «Горки» на Тверской преследовалась примерно та же цель — чтобы выглядело по-московски богато и респектабельно. Поэтому мы соорудили антресоль, немного задекорировали стены, привезли роскошный красный мрамор из Германии, сделали лепнину со звездами и гербами. Еще нашему авторству принадлежит сеть «Япошек». По моим эскизам была создана мебель прямых форм, а по стенам мы развесили незамысловатые картинки, отсылающие на Восток. Потом я Аркадию Новикову делал ресторан «Маленькая Япония» с настоящей японской мебелью, большой открытой плитой под названием тепан, витражными окнами, прикрытыми бамбуком и частоколом, и лаконичное кафе «Делис» в кинотеатре «Октябрь». Разумеется, общественные интерьеры я делаю с гораздо большим желанием и пылом, поскольку вижу широкую активную обратную реакцию потом. Помню, с каким драйвом мы до утра рождали идеи, когда создавали клуб «Лето» или знаменитый клуб «Дягилев»! В «Дягилеве» нам хотелось потрясений уже со входа! Поэтому сделали танцпол, на который не сразу было понятно, как зайти, светящиеся карнизы, изменили местоположение сцены, вообще меняли оси. В итоге люди были от нашего творения в шоке в самом хорошем смысле этого слова. Еще мы подвержены чисто московской дизайнерской привычке: любим выпендриваться с туалетами. А сейчас мы заняты несколькими ресторанами в высотке «Москва-Сити». На одном громадном пространстве организуем сразу три открытые друг другу ресторанные зоны: средиземноморскую, с видом на Москву-реку, с множеством зелени; русскую — с гжельскими мотивами на скатертях, с римскими шторами, рисунок которых ассоциативно напоминает бревна деревенской избы; и узбекскую — с куполами с национальным рисунком, свисающими с потолка канатами, похожими на косы танцовщиц...
А.Ц. | Много езжу по миру с семьей. Я женат уже восемнадцать лет, у меня жена красавица, двое сыновей пятнадцати и девяти лет, а недавно родилась дочка (улыбается).