Национальные традиции

Интервью с дизайнером Наталией Шевцовой

«Звездные» квартиры | №11 (79) '2009

Наталия Шевцова вот уже десять лет возглавляет собственное дизайнерское бюро, создающее жилища удобные и уютные, где хочется как в крепости укрыться от агрессивности современного мира. Основную задачу Наталия видит в эффекте естественной первозданности интерьера, где совсем не были бы видны декораторские усилия, а лишь проявления личности хозяев.

Корр. Наталия, как дизайнер Вы заняли свою нишу…

  • Наталия Шевцова

Н.Ш. | Да, и она называется «современный русский стиль в интерьере». Всячески я данную линию продвигаю и пропагандирую. У современного русского стиля есть три составные части. Городской русский стиль — это стиль хорошей московской или петербургской квартиры или городского особняка, где современность уживается с традициями 1950-х и 1970-х (а то и 1930-х). В хорошей городской квартире, несмотря на бешеный темп современной жизни, должна чувствоваться связь поколений. С другой стороны, русская квартира как органичное целое не состоит исключительно из деталей отечественного производства, а интегрирует и переосмысляет все лучшее из зарубежной продукции. И вот пример достойного русского жилья где-нибудь на Большой Никитской: современные итальянские диваны, купленные внучкой, прекрасно смотрятся рядом с бабушкиным рижским столовым гарнитуром 1949 года; сервант 1960-х производства ГДР (где шпон освобожден от полировки и тонирован в цвет венге), превращенный в книжный шкаф, отлично сочетается с современным письменным столом и промышленным светильником над ним.

Русский кантри — это стиль, в котором наш интеллигентный современник обустраивает дачу или дом в деревне. Здесь уместны заимствования из приемов и решений, характерных для крестьянской избы (среднерусской или северной), мещанского или купеческого дома, дворянской загородной усадьбы прошлых веков. Дача должна оставаться естественной, обжитой, не превращаясь в нечто нарочитое и показное.

Русский колониальный стиль может применяться преимущественно для загородных домов. Он делает акцент на среднеазиатских, кавказских, уральских, сибирских, дальневосточных составляющих русского интерьера, на путешествиях, взаимопроникновении культур и покорении природы. Используются бухарские ковры, элементы убранства казахской юрты, фотографии с видами Камчатки, орская яшма (плитка для отделки ванной), походная мебель и бакинские хрустальные чайные стаканчики. Но русский колониальный стиль не ограничивается использованием предметного мира в границах бывшего СССР или Российской империи. Путешествующие русские — это и Афанасий Никитин в Индии, и Гумилёв в Африке, и Миклухо-Маклай на территории нынешней Индонезии.

Корр. Как бы Вы прокомментировали эволюцию интерьерного дизайна в России за последние пятнадцать лет?

Н.Ш. | До этого времени у нас были лишь архитекторы, строящие здания, и дизайн интерьеров существовал только в общественных помещениях, который, собственно, тоже делали архитекторы. И лишь с началом перестройки, с появлением рынка отделочных материалов возник дизайн, сначала в весьма примитивном состоянии — когда все с азартом, но достаточно одинаково ремонтировали квартиры, используя одни и те же краски, штукатурку и плитку. С тех пор, естественно, многое изменилось. Люди уделяют особое внимание интерьеру, очень тщательно подходя к этому вопросу: либо сами следят за модными новинками, в соответствии с собственными вкусовыми пристрастиями обустраивая жилище, либо доверяются специалистам-декораторам. Но в любом случае, даже если вы только вчера получили новенький дом от дизайнера, он должен выглядеть так, будто вы в нем жили всегда.

Корр. А Вы видели роскошные дома, сделанные владельцами самостоятельно?

Н.Ш. | Безусловно. Если человек образован, имеет стиль в одежде, много читает, путешествует, тем самым необыкновенно расширяя кругозор, то он видит вокруг те образцы, которыми хотел бы окружить себя, и привлекает их в свой дом. Причем элегантный дом возможно создать как с крупным бюджетом, так и вполне средним, я уверена в этом. Главное — не впасть в пафос, как это свойственно русским, а придерживаться разумного и натурального.

Корр. В каком стиле Вы предпочитаете оформлять квартиры?

Н.Ш. | Классика наиболее приемлема. Хайтек, я считаю, неуютен, его нельзя смоделировать потом «под себя», для модерна требуются иные пропорции… А классику не зря зовут вечной. Классическое дедушкино кресло даже стареет по-другому, со временем приобретая потертый шик. В отличие от старого современного кресла, которое по истечении какого-то срока годности начинает выглядеть неопрятно ободранным, его хочется выбросить. Вообще, как показывает практика, наиболее долгоиграющие и не надоедающие хозяевам интерьеры — в стиле фьюжн, что легко чуть-чуть видоизменять, дополнять.

Корр. А интерьерная мода насколько явно заявляет о себе в России?

Н.Ш. | В основном эта мода касается текстиля. Приходят новые текстуры, цвета… Но лично я при любых условиях отдаю предпочтение всему натуральному: льну, шелку, бархату пастельных тонов, возможно, с ярким этническим акцентом.

Корр. Какое оформление интерьера Вам не нравится?

Н.Ш. | Когда наблюдаются явное нарушение пропорций, несоразмерность пространства, потолки в несколько уровней, наносные стены, шкафы-купе, которые почему-то с трудом у нас заменяются на встроенные или гардеробные... Еще терпеть не могу банальный подход к оформлению, когда люди так и норовят все сделать как у всех, собрать все модное, даже не задумываясь, подойдет ли им дом именно с таким внутренним убранством. Кроме того, к сожалению, мало обращается внимание на качественное освещение, что подчас может зрительно исправить какие-то ошибки… Хотя, если свет выстроен неправильно, то, наоборот, может и подчеркнуть.

Корр. Помимо частных объектов у Вас на счету имеются общественные?

Н.Ш. | Да. Например ресторан в колониальном стиле я оформила в Оренбургской области. И не со стандартными узбекскими коврами и предметами из Индии и Китая, а именно в исконно русском колониальном мотиве. То есть там я поставила вологодские цветные скамейки, немного грубоватые резные стулья, повесила зеркала в резных рамах, а на темные стены нанесла оригинальный орнамент. Получилась некая стилизация. Еще я оформила маленький, на восемь номеров, частный отель «Фортеция» в Санкт-Петербурге, в самом центре, в двух шагах от Эрмитажа, на Миллионной улице. Это бизнес-отель, где основной акцент пришелся на входную группу: удобный диван, имитация печки… Последние четыре года планомерно занимаюсь реконструкцией и тщательной реставрацией домов в знаменитом Плёсе, однажды так полюбившемся Левитану. Сегодня этот город на берегу Волги, к слову, один из самых крохотных городов России — мой приоритет. Там нет промышленности, современных домов, прежние здания прекрасно сохранились, как и атмосфера тихой спокойной провинциальности. Я влюбилась в это место с первого взгляда, мгновенно загорелась идеей создавать здесь комфортабельные бутик-отели «Соборная слобода», рестораны… Чем сейчас и занимаюсь. Мои интерьеры отображают, как мне кажется, развитие русского быта, как если бы не было революции, советской власти, войны… То есть я делаю интерьеры как бы потомкам еще тех купцов, дворян… И их эволюция состоит, конечно, в добавлении современных удобств, «тарелок», Интернета, но самобытный дух, бесспорно, остается. В декоре нет банальной яркой гжели или хохломы, т.е. типовой для Золотого Кольца скороспелой и вульгарной русскости. Утонченные теплые интерьеры состоят из французских обоев и светильников, английской ткани, индонезийской мебели, черногорских домотканых ковриков и вологодских половиков… Плёс предстает как образ неиспорченного, нетронутого, настоящего русского города, символа русской провинции.

Беседовала Елена Грибкова

Поделиться:

Смотрите также

  • Смелые решения «Звездные» квартиры | №8 (76) '2009 Смелые решения

    В наше время тема экологичности жилища особенно актуальна. Простые невычурные формы и натуральные материалы мебели формируют новые понятия об элегантности и изысканности. Как, например, мебель из тика. О ее популярности рассказывает руководитель сети интерьерных салонов «Тик Хаус» Глеб Коробов...

  • В мансардном контексте «Звездные» квартиры | №7 (75) '2009 В мансардном контексте

    Алена Николаенко по первому образованию – филолог, закончила МГУ, владеет тремя языками. Однако в какой-то момент заветная мечта об искусствоведении выразилась в том, что Алена поступила в Высшую школу средового дизайна МАрхИ, по окончании которой вот уже почти десять лет создает частные интерьеры, где искусством пронизана каждая мелочь...

  • Без фотошопа «Звездные» квартиры | №6 (74) '2009 Без фотошопа

    Стены дома Владимира Клавихо-Телепнева, признанного классиком российской художественной фотографии (известного также как создатель гламурного облика Ренаты Литвиновой и человек, когда по собственной инициативе ушедший из модного глянца), украшены его работами...

Войти через социальные сети:
Вход VKontakte Вход MyMailRu Вход Odnoklassniki
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов: