Сказочный терем

Необычный дом архитектора Игоря Крюкова

«Звездные» дома | №9 (142) '2013

Смотреть план дома.

  • Одинокая картинка

    Архитектор Игорь Николаевич Крюков

Дом архитектора Игоря Николаевича Крюкова построен в живописном, былинном лесу. Такое природное соседство подсказало образ и многие идеи в оформлении этого необычного сооружения, возведенного из бревен хвойных пород. Панели под окнами украшены резными изображениями мифологических существ, облицованный камнем круглый дымоход устремляется в небо, а у входа возвышается фонтан в виде фантастического дерева.

Игорь Николаевич Крюков — член Союза архитекторов и Союза художников России, академик Международной академии информатизации. В 1963 году окончил Московский архитектурный институт. Занимался проектированием курортов, ботанических садов, театров и других построек культурного назначения, церквей, горнолыжных комплексов, альпийских приютов, выставочных экспозиций, жилых построек. Член Гильдии художественного проектирования.

  • PictureCaption
  • PictureCaption
  • PictureCaption

Корр.| Что Вас вдохновило на создание такого необычного образа дома?

И.К. | Главной идеей дома стало объединение традиций теремного характера с эстетикой русского модерна, прежде всего его природных и романтических мотивов, столь выразительно представленных в творчестве Фёдора Шехтеля, Льва Кекушева, скульптора Карла Миллеса. Да и в своих живописных упражнениях, где конструктивной статикой можно пренебречь, я приближаюсь к фантастическому романтизму. На стадии проектирования основной задачей было включение всех объектов и изобразительных деталей в единую стилистику. Строение с анфиладным расположением помещений вытянуто в плане с востока на запад, что обеспечивает максимальную инсоляцию главного фасада: все основные комнаты выходят на солнечную сторону.

Корр.| По каким принципам Вы выбирали материалы для строительства?

И.К. | Весь дом, в том числе элементы интерьера, фактически сделан вручную, по оригинальным авторским чертежам. Концепцией проекта является живое первородное обиталище для максимально естественного проживания в нем членов семьи и присутствия гостей с простейшей «плотницкой» отделкой помещений. Это обусловило для дома в «лесной стране» выбор бревна, а также кровли из гибкой черепицы. Наилучший и самый естественный материал для сочетания с деревом — камень. Для наружной облицовки выбран плоский речной сортамент — плашка. Фрагменты с отделкой из камня присутствуют в кирпичной круглой стене с каминным углом и трубой, на стене с главным входом, в круговой облицовке гаража, а также в техническом домике с отопительным оборудованием. Несущая основа дома — сруб со стропилами крыши.

Особое внимание в проекте было уделено окнам. Окна в любом сооружении — как глаза на лице, особенно в жилых домах. Рыночный стандарт «от производителя» для повсеместной одноликой коттеджной застройки неотличим от привычно застекленных городских массивов. В нашем случае окна, обеспечивая необходимую освещенность каждого помещения, служат дополнительным конструктивным элементом. Они зрительно «выстреливают» направленными треугольниками и опорными дугами вверх к козырькам крыши, метровый вынос которой отчасти предохраняет стены от дождя.

  • PictureCaption
  • PictureCaption
  • PictureCaption

Корр.| У резных рисунков на фасадах есть какой-то символический подтекст?

И.К. | Наличники всех оконных проемов, кроме чердачных, композиционно объединены с панелями с резными изображениями, подчеркивающими нашу близость к природе и ее исконным обитателям. Главенствующая тема всех сюжетов — царство животных на небосклоне. Их фигуры условно отображают характер и наклонности членов семьи; некоторые даже выполнены по прямому заказу домочадцев: «Белка в колесе-кольце Сатурна», «Пума, готовая к прыжку», «Сова с гнездом на полумесяце».

Корр.| Как проектировались и оформлялись интерьеры дома?

И.К. | Все помещения оформлены индивидуально, с поиском свежих решений и шутливым упорством, следуя женскому кредо в выборе одежды и аксессуаров: «Как ни у кого!». Центральное место в доме занимает каминный зал с угловым освещением с четырех сторон. Массивный очаг, обрамленный булыжником и оснащенный двумя боковыми камерами для циркуляции холодного и теплого воздуха, скомпонован в форме дерева, «крона» которого начинается с корневища топки и от ствола с дуплом, ветвясь, плавно заполняет собой потолок. Между ветвями на потолке располагаются светильники холодного свечения, выполненные в форме бабочек из цветного стекла и латуни. Бревенчатые горбыли, сглаженные в торцах, «плавают» по выбеленной стене, сходясь в четырех углах зала и не доходя концами до вертикальных столбов. Пол в прихожей и гардеробной, в каминном зале и смежной кухне с верандой облицован керамической плиткой и обеспечен водяным подогревом.

Винтовая лестница на вертикальных тягах, размещенная на центральной оси дома в плане, играет роль точки отсчета, от которой развивается жилое пространство. Она ведет на чердак-диванную с библиотекой. Потолок и стены главной спальни обтянуты мягкими обоями на тростниковой основе. Отсюда можно выйти на широкую террасу и дальше во двор. В смежной спальне нарочито сохранены несущие балки перекрытия, а гардеробный шкаф, занимающий всю стену, выполнен по специальному чертежу из камышовых панелей с перебежкой треугольных зеркалец.

  • PictureCaption
  • PictureCaption
  • PictureCaption
  • PictureCaption

Корр.| Вы работаете дома? Мастерская тоже предусмотрена?

И.К. |Мастерская и библиотека занимают самую большую по кубатуре комнату, раскинувшуюся на два этажа, — простор для творческой деятельности не ограничен. В качестве материала для обшивки стен выбрана необработанная древесина, которая благодаря долгому высушиванию и вымачиванию приобрела разные оттенки — от холодного голубоватого до теплого охристого. Продольная криволинейная обрезка досок по текстуре с нарочитым обходом «глазастых» сучков создает особую живописность.

Потолок, получивший форму шатра высотой 6,5 метра, целиком отделан гонтом из фанеры толщиной один сантиметр. Этот материал обычно используется как наружное покрытие церковных куполов. Пластины гонта по своей форме и рисунку напоминают рыцарские латы.

Для подчеркивания декоративности этого покрытия дощечки пригнаны на четырехгранном потолке с видимым разрывом и открытой сеткой шурупов.

Для работы в доме обустроен отдельный кабинет, который используется и как гостевая комната. Выстланный шпалерами из плетеного пятисантиметрового шпона, он воспринимается как большая «дедовская» корзина. Треугольный стол с книжными полками органично замыкает угловую часть помещения.

  • PictureCaption
  • PictureCaption
  • PictureCaption
  • PictureCaption

Корр.: Благоустройством участка Вы также занимались лично?

И.К. | Да. Одним из самых удачных решений в проекте стал садовый павильон-шатер с мощением из натурального камня. Эта беседка с двумя боковыми цветочницами и светильником-лодкой из шпона над керамическим столом — одно из любимых мест всей семьи, где приятно проводить время в хорошую погоду.

Еще один ключевой объект — фонтан из дерева и камня, вписанный в геометрически сложный входной узел перед домом. Обитатели морских глубин, изображенные на деревянных панелях под оконными наличниками: «Осьминог», «Кит», «Конек с зонтиком» и «Черепаха», — смотрят на живые струи фонтана, стекающие с шести деревянных желобов. Желоба закреплены на столбе с раскрытой раковиной и стеклянным моллюском в ней. Фонари на кронштейнах подсвечивают всю композицию, уводя сознание к сказочным представлениям детства. Основные работы по дому выполнены белорусскими мастерами (бригадир — Анатолий Сопот).

Беседовала Светлана Кононова
Фото: Владимир Скляров

Поделиться:

Смотрите также

  • Артемий Троицкий: пагода из Луцино «Звездные» дома | №8 (141) '2013 Артемий Троицкий: пагода из Луцино

    Артемий Троицкий — известный музыкальный критик, журналист, автор нескольких книг — известен неординарностью суждений и яркой индивидуальностью. Поэтому неудивительно, что загородный дом в академическом поселке Луцино он возвел необычный. Соседи называют восьмиугольное строение маяком или пожарной каланчой, но сам владелец считает, что его жилище больше напоминает пагоду...

  • Артур Григ: фантазии на тему уюта «Звездные» дома | №6 (139) '2013 Артур Григ: фантазии на тему уюта

    Артур Григ — в прошлом один из солистов группы «И.К.С.-миссия», начавший активную сольную карьеру, — как и все исполнители и авторы своих песен, ведет насыщенную гастрольную жизнь. Поэтому время, проведенное дома, ему особенно дорого. Так что в оформлении загородного дома воплотились творческие желания и жизненные представления Артура о домашнем уюте...

  • Подмосковный фьюжн «Звездные» дома | №4 (137) '2013 Подмосковный фьюжн

    В собственном доме архитектора Лии Юртовой сочетаются романтические мотивы альпийских шале и нормандской архитектуры, аристократизм интерьеров с нотами английского стиля и тепло натурального дерева. Изящный рисунок фасадов подчеркнут фахверковыми конструкциями из темного дерева...

Войти через социальные сети:
Вход VKontakte Вход MyMailRu Вход Odnoklassniki
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов: