На 25 сотках есть и живописный пейзажный сад с водоемами, и газоны с элементами европейского ландшафтного парка, и японские «уголки для созерцания», и зона отдыха в стиле кантри, и спортивная площадка... Благодаря стилистической и композиционной завершенности каждой части создан сад многоликий и гармоничный.
Начиная заниматься благоустройством участка площадью 25 соток, Александр еще не имел профессиональных навыков в сфере ландшафтного дизайна и многие идеи находил интуитивно.
«Жаль, что некоторые важные моменты не были учтены с самого начала, — рассказывает он. — Например то, что освоение участка должно начинаться с проектирования генплана, согласно которому дом и ландшафт будут находиться в стилистической гармонии и восприниматься на территории как равноценные объекты, дополняющие друг друга, а также разработки подробного дендроплана — проекта озеленения с наименованиями сортов деревьев, кустарников, цветов. Поскольку все это не было сделано на стартовом этапе, я решил попробовать создать ландшафт с обязательным функциональным зонированием, большим количеством авторских элементов, разделяя зоны ширмами из живых изгородей, беседками из лиан, садовым бонсаем, фигурно стриженными деревьями и каменными скульптурами-глыбами».
Центральная зона отдыха в саду расположена возле пруда, окруженного деревянным патио. Искусственный водоем глубиной три метра предназначен для рыбалки. Зеркальные карпы и красные караси зимуют здесь же, а в двух небольших и неглубоких боковых заливах пруда летом расцветают нимфеи. Еще в трех водоемах, объединенных протоками, живут золотые рыбки и карпы кои. «На участке нет родников, все пруды подпитываются из водопровода и оснащены системой фильтрации, — говорит Александр. — И попадание в них дождевой воды крайне нежелательно: кои очень чувствительны к изменению химического состава водной среды и могут заболеть, поэтому для нейтрализации вредных элементов приходится использовать биопрепараты».
Еще одна проблема была связана с тем, что всеядные кои уничтожают корневую систему практически всех водных растений. Поэтому растительность выставили в береговой и донный грунт в специальных перфорированных контейнерах с готовой почвенной смесью, а сверху заложили крупной галькой. Растения хорошо прижились, а их компактное размещение в отдельных емкостях значительно облегчает операцию по чистке прудов.
Основу данного сада составляют хвойники, их более 70% от всех растений в саду: туи, можжевельники, сосны, ели, лиственницы, пихты и др. «Если использовать сорта, специально выведенные для 3-й и 4-й климатических зон, — говорит Александр, — можно получить здоровый и насыщенный по цвету хвойный сад».
Отдельные деревья и кустарники дизайнер превратил в причудливые зеленые статуи — топиари. Фигурно стриженные растения позволяют украсить ландшафт разнообразными геометрическими формами, создать видовые точки, уйти от плоскостного восприятия панорамы. По словам дизайнера, для топиари подходят не только хвойники, но и лиственные растения: липа мелколистная, ива ломкая, вяз мелколистный, дерен, береза, яблоня, смородина, черемуха, клен приречный…
Однолетние цветущие растения в саду использованы по минимуму. Первенство отдано цветущим кустарникам (азалия, вейгела и др.) и многолетникам. Стационарная клумба в саду одна — розарий. Ранней весной на ней зацветают крокусы, тюльпаны, рябчики императорские, а вслед за ними приходит время королевы цветов — розы.
Одно из эффектных украшений сада — лианы. Над скамьей в проходной зоне свита беседка из 5 сортов жимолости каприфоль, цветущей с мая по сентябрь, — аромат стоит все лето. Под прозрачным навесом зоны у барбекю разросся плодоносящий виноград, а южная стена дома и сетка корта увиты девичьим виноградом. «Ширмы и арки из лиан замечательны и летом, и зимой, когда обнажается их завитой каркас, — говорит дизайнер. — Кстати, то же касается и топиари: стриженые деревья и садовый бонсай, занесенные снегом, выглядят фактурно. Для меня это немаловажно — ведь настоящий сад должен быть красив во все времена года».
Кустарник, оформленный в виде пагоды, — из коллекции топиари. Ствол сформирован из одного вида можжевельника, а в узлах привиты ветки другой, медленно растущей разновидности. Скульптура из камней — фантазия на тему солнечных часов, напоминающая конструкции, при помощи которых определяли время древние японцы.
Каждое дерево и кустарник представленыв саду не менее чем пятью сортами. Здесь собрано около 10 разновидностей рододендронов, 15 сортов ив, а можжевельников и туй — далеко за тридцать. Отдельные деревья и кустарники дизайнер превратил с помощью топиари в причудливые зеленые статуи, из берез сформировал зеленую арку.